Биология 10 класс - поурочные разработки
Происхождение жизни и ее развитие
Цель урока:
· Обуч. Сформировать у учащихся систему знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем
· Развив. Развивать навыки по выявлению и обосновыванию значений для эволюции тех ароморфозов у микроорганизмов, растений и животных, которые возникли в этот период.
· Воспит. Убедить учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
Карточка № 36 стр. 26.
Карточка № 39 стр. 27.
Карточка № 42 стр. 28.
Основная часть (новый материал).
Эта проблема издавна интересовала человека. Было высказано большое количество гипотез о происхождении жизни на нашей планете.
1. Жизнь на Земле создана Богом.
2. Жизнь на Землю занесена извне (например с других планет).
3. Живое на планете неоднократно самозарождалось из неживого.
4. Жизнь возникла в определенный период развития Земли как следствия биохимической эволюции (гипотеза А. И. Опарина).
5. Жизнь существовала всегда.
Архейская, протерозойская и палеозойская эры.
Согласно эволюционной гипотезе А. И. Опарина, наиболее примитивные формы жизни возникли в воде. Но этому предшествовал гигантский по времени период формирования и развития нашей планеты.
Земля - атомарное газовое облако.
Земля - раскаленное уплотненное тело (более 1000 Градусов).
Охлаждение планеты.
Ливневые дожди.
Возникновение водоемов.
В воде в большом количестве растворены неорганические вещества. Поверхность Земли ещё не совсем остыла и была излишне накалена. Активно действовали вулканы, выбрасывая на поверхность большое количество органических веществ. Эти вещества включаются в различные процессы происходящие на планете. Продолжались ливневые дожди с грозами. Следовательно атмосфера была насыщена электричеством. Планету ещё не защищал слой озона (он образуется из кислорода). Благодаря этому в водной среде происходит активный синтез органических веществ из неорганических. В воде образуются сгустки (коацерваты), а это ещё неживые существа.
· Появляются хемотрофные организмы (бактерии).
· Одноклеточные водоросли (способные к фотосинтезу).
· Накопление кислорода в атмосфере.
· В палеозойскую эру жизнь на планете достигает удивительного многообразия и обилия.
· Выход на сушу позвоночных.
· Наземную часть осваивают прогрессивные группы растений.
Растения |
Животные |
Голосеменные |
пресмыкающиеся, |
Папоротники, мхи. |
насекомые |
паукообразные |
|
Псилофиты |
древние земноводные. |
Водоросли |
кистеперые и другие рыбы |
Ракообразные, моллюски |
|
Кишечнополостные, черви |
Мезозой.
Эпоха пресмыкающихся. Это не только расцвет рептилий, но и:
· 3авоевывание суши голосеменными растениями.
· Появление первых млекопитающих.
· Появление покрытосеменных растений.
· Появление первых птиц.
· Биологический прогресс и вымирание первых пресмыкающихся (динозавров).
Эволюционные приобретения пресмыкающихся:
· Плотная сухая кожа, покрытая щитками.
· Сложное строение легких.
· Внутреннее оплодотворение.
· Откладывается крупное яйцо с плотными покровами.
Все это позволяет им занять господствующее положение на Земле. В результате вымирания на Земле остаются только рептилии небольших размеров(ящерицы, змеи).
Кайнозойская эра:
· Господство покрытосеменных.
· Биологический прогресс насекомых.
· Расцвет птиц и млекопитающих.
· Появление приматов и человека.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
Самостоятельные работы учащихся по биологии.
Карточка № 45 стр. 29.
Карточка № 43 стр. 28.
Карточка № 33 стр. 25.
Итоговый контроль. Анализ урока.