Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе. Фотопериодизм

Биология 10 класс - поурочные разработки

Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе. Фотопериодизм

Цель урока:

· Обуч. Ознакомить учащихся с сезонностью в природе, состоянием зимнего покоя, биологическими ритмами, фотопериодизмом.

· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

· Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе, как целостной единице всего живого.

Методы активизации мыслительной деятельности.

Орг. момент. План урока.


Методы контроля знаний.

1 часть - письменная (таблица).

2 часть – устная:

1. Значение света, влажности и температуры для организма.

2. Ограниченное воздействие ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей на организм.

3 часть – письменная:

1 вариант № 55 стр. 34.

2 вариант № 56 стр. 34.

3 вариант № 57 стр. 34.


Основная часть.

1 группа - Сезонность в природе.

2 группа - Состояние зимнего покоя.

3 группа - Причины биологических ритмов.

4 группа - Фотопериодизм.

5 группа - Журналисты.


Сезонность в природе.

Огромное значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Благоприятным периодом для растений является период шесть месяцев. С первыми признаками весны начинает пробуждаться природа - расцветают деревья, распускаются первые листочки, прилетают первые птицы, появляются насекомые. В середине лета прекращается рост растений, заканчивается размножение птиц. Во второй половине лета заканчивается созревание семян, плодов, птицы готовятся к перелетам.


Состояние зимнего покоя.

В этот период температура понижается. У растений сохраняется на зимовку семена, побеги сохраняются в почках. У насекомых в почве сохраняются личинки, куколки. Ткани организмов сохраняют питательные вещества, обменные процессы в организмах растений приостанавливаются. Только благодаря этим особенностям растения могут переживать суровые условия существования.


Причины биологических ритмов.

Для каждого вида существует характерный период жизни, который называется годичным циклом. Это явление получило название биологического ритма. Особо важное значение в жизни любого организма имеет совпадение жизненного цикла и времени года. Главным фактором регуляции жизненных циклов является продолжительность дня.

Реакция организма на продолжительность дня называется - фотопериодизм (рис. 35 стр. 85).

Более длинный день влияет на образование цветков у растений. Некоторые растения для цветения нуждаются в коротком дне, поэтому хризантемы цветут осенью. На животных продолжительность дня влияет на состояние покоя, или наступление периода размножения. Фотопериодизм регулирует сезонные явления у самых разных организмов.


«Биологические часы».

Реакция организма на свет основана на смену дня и ночи. Эту способность имеют все виды существ как одноклеточные, так и многоклеточные.


Физминутка.


Текущий контроль, закрепление материала.

Карточка № 58-62 стр. 35-37 «Снежный ком».


Итоговый контроль. Анализ урока. Д\3 П. 21.






Для любых предложений по сайту: [email protected]