Заключительно-обобщающий и зачетный уроки по теме «Эволюционное учение»

Биология 10 класс - поурочные разработки

Заключительно-обобщающий и зачетный уроки по теме «Эволюционное учение»

Цель урока:

· Обуч. Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционного учения, проверить качество их усвоения школьниками.

· Развив. Создать условия для развития мыслительных способностей школьников в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий об организации органического мира.

· Восп. Сформировать у школьников убежденность в том, что эволюционное учение является одним из наиболее фундаментальных теоретических обобщений современной биологии.

Методы активизации мыслительной деятельности.

Орг. момент. План урока.


Основная часть.

Контрольная работа на два варианта.

1 вариант

1. В чём причины ошибочности и наивности некоторых представлений Аристотеля о живой природе?

2. Предположим, что Р. Гук не открыл клеточное строение организмов. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?

3. В чём заключаются основные заслуги К. Линнея перед биологической наукой?

4. Ламарк считал, что видов реально не существует. Докажите неправомерность такой точки зрения.

5. Почему в своей книге «Происхождение видов путём естественного отбора» Ч. Дарвин уделяет большое внимание искусственному отбору?

6. Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?

7. В регионе стабильно понижается среднегодовая температура воздуха. Какая из форм естественного отбора преобладает в этих условиях? Как должны изменится внешний облик и жизнедеятельность обитающих здесь зайцев через несколько лет? Докажите свою точку зрения.

8. Испытывает ли человек действие естественного отбора в наше время? Приведите примеры.

9. Предположим, что единственным фактором эволюции является наследственная изменчивость. В этом случае эволюция: а) протекала бы невероятно медленно; б) осуществлялась бы обычными темпами; в)была бы невозможна. Какое из этих предложений вы считаете верным? Докажите свою точку зрения.

10. Докажите, что естественный отбор - это фактор, направляющий эволюционный процесс?

11. Может ли эволюционный процесс осуществляться без наследственной изменчивости? Почему вы так думаете?

12. Две попавшие в изоляцию популяции одного биологического вида эволюционируют в разных направлениях. Объясните причины накопления различий между ними. Приведите примеры морфологических, анатомических и физиологических изменений, которые могли бы появиться у особей.

13. Как именно может возникнуть экологическая изоляция между разными популяциями одного биологического вида, обитающего: а) в водоёме; б) в лесу; в) в поле?

14. Что может пониматься под «относительной изоляцией» популяций?

15. Всегда ли эволюция разных популяций приведёт к образованию двух новых биологических видов? Почему вы так думаете?

16. Почему один биологический вид включает в себя мало, а другой - много подвидов и популяций?

17. Предположим, что мы изучили особенности питания двух биологических видов. Выяснилось, что представители первого из них питаются тремя видами кормов, а представители второго - тридцатью. У какого из этих видов вероятнее образование в будущем большого числа видов и популяций в пределах того же самого ареала? Почему вы так думаете?

18. Какой способ видообразования будет характерен для ситуации, описанной в предыдущем задании?


2 вариант

1. Чем можно объяснить наступление расцвета науки и искусства в эпоху Возрождения?

2. Классифицируя растения, Линней обращал внимание на количество тычинок и пестиков в цветке. Предложите другие, свои собственные подходы к разделению растений на систематические группы.

3. С какими положениями эволюционной концепции Ж. Б. Ламарка согласны и не согласны вы лично? Поясните свою позицию.

4. Книга «Происхождение видов путем естественного отбора» была опубликована Ч. Дарвином более чем через 20 лет после его возвращения из путешествия на корабле «Бигль». Чем можно объяснить этот «странный» факт?

5. Между особями в стае ворон идёт борьба за существование. За что конкретно она осуществляется и как проявляется? Какие особи будут иметь в ней преимущество?

6. В гнезде трясогузки обычно бывает 4-6 яиц, но не 2 и не 18. Объясните этот факт с позиций эволюционного учения.

7. Можно ли считать все причины, вызывающие гибель организмов, естественным отбором? Почему? Приведите необходимые примеры.

8. В популяции одного из видов животных с одинаковой частотой встречаются особи мелких, средних и крупных размеров. Но в дальнейшем всё чаще погибают особи средних размеров, а мелкие и крупные животные хорошо выживают. Какая форма отбора действует в этой популяции? На этом же примере покажите, что происходило бы в данной популяции при других формах отбора.

9. Докажите, что любое приспособление организма имеет относительный характер. Приведите необходимые примеры.

10. В разное время высказывались различные возражения против теории естественного отбора, в том числе: а) новые полезные признаки не должны закрепляться в потомстве, так как они единичны и поэтому должны растворяться в последующих поколениях; б) мутации не могут быть источниками полезных уклонений, так как обычно они вредны для организма. Какие неточности или ошибки содержатся в этих утверждениях?

11. Почему наследственная изменчивость - это фактор, не направляющий эволюционный процесс.

12. Является ли «дрейф генов» и «волны жизни» обязательными факторами каждой конкретной популяции? Аргументируйте свою точку зрения.

13. Две популяции одного вида эволюционируют с разной скоростью. Чем это можно объяснить?

14. Какие географические барьеры могут привести к изоляции двух популяций? Приведите наибольшее количество примеров.

15. Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите удобный способ экспериментального решения этой проблемы.

16. Может ли в пределах одного биологического вида одновременно осуществляться и экологическое, и географическое видообразование? Аргументируйте свою точку зрения.

17. Предположим, что мы изучили особенности питания двух биологических видов. Выяснилось, что представители первого из них питаются тремя видами кормов, а представители второго - тридцатью. У какого из этих видов вероятнее образование в будущем большого числа видов и популяций в пределах того же самого ареала? Почему вы так думаете?

18. Какой способ видообразования будет характерен для ситуации, описанной в предыдущем задании?






Для любых предложений по сайту: [email protected]