Взаимосвязи организмов и окружающей среды - ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Взаимосвязи организмов и окружающей среды - ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р.— сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. - строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; л. — формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты: знать, что такое приспособления; научиться приводить примеры сезонных изменений у организмов; определять, к каким условиям выработались те или иные приспособления и какое значение они имеют.

Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход урока

III. Проверка домашнего задания

— Расскажите об экологических факторах. Назовите их группы.

(Чтение домашних наблюдений.)

IV. Работа по теме урока

Экологические факторы очень разнообразны и действуют они на живой организм комплексно, т. е. все сразу. Какие-то факторы благоприятно действуют на организм, а другие, напротив, вредны или опасны для пего. Но условия окружают организм, влияют на него, и живому существу приходится приспосабливаться к ним. Какие приспособления появляются у организмов, мы сейчас узнаем.

(Компьютерная презентация. Нужно выделить группы приспособлений: морфологические (форма тела у камбалы или ската, обтекаемая форма у акулы, покровительственная окраска и форма тела, предупреждающая окраска и позы), физиологические (спячка, отложение жира у моржа или верблюда, опадение листьев у растения), поведенческие (строительство гнезд и норок, миграция, забота о потомстве). Каждый слайд обсуждается: должен быть назван фактор, к которому идет приспособление и объяснение этого приспособления.)

V. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель называет экологический фактор, а ученики определяют, к каким факторам он относится, и при помощи пантомимы показывают приспособления к нему. Например: очень холодно — абиотический, нужно спрятаться или улететь на юг; животное, которое может съесть твою еду, — биотический, еду нужно защитить, или спрятать. Игра подвижная, поэтому на данном уроке физкультминутку можно не проводить.)

Домашнее задание

1.Прочитать § 19, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.

2.Нарисовать любое приспособление живых организмов и уметь объяснить, к какому фактору оно появилось.






Для любых предложений по сайту: [email protected]