Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление - ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление - ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. - добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. - формировать способности к самоконтролю, самооценке, принятию решений и осознанному выбору в учебной и познавательной деятельности; л. — строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; л. - формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты: научиться описывать внешний вид раннего предка человека, особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника; приводить примеры деятельности человека в природе.

Оборудование: учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверочная работа

— Из десяти вопросов и заданий раздела “Проверьте себя” (учебник, с. 104) выберите для ответа любые три.

— Выполните задания Б, Г.

— Ответьте на вопрос раздела “Выскажите свое мнение” (учеб ник, с. 105).

(На выполнение работы отводится 10 мин.)

III. Работа по теме урока

Мы продолжаем изучение жизни живых организмов на планете Земля. Сегодня мы познакомимся с еще одним представителем, который играет очень заметную роль в природе. Мы знаем его лучше, чем других, но иногда кажется, что не знаем совсем. Я говорю о человеке, который, как и все живые объекты, когда-то появился и развился на Земле.

— Попробуйте назвать признаки, благодаря которым мы можем отнести человека к объектам живой природы. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, раздражимость, размножение, гибель.)

У современного человека были звероподобные предки. Они были очень похожи на современных обезьян. Лазили по деревьям, ходили по земле на двух ногах, опираясь на руки. Их принято называть австралопитеки, что означает “южная обезьяна”. Жили они 4— 5 млн лет назад в теплом климате. Им на смену пришел человек умелый, который не только использовал дары природы, но и мог изготовить простейшие инструменты: каменные ножи, скребла. Он научился строить жилища, перестал бояться огня, а начал использовать его.

— Где древний человек мог использовать огонь? (Ответы детей.)

А следующему из человеческих предков — неандертальцу —

пришлось жить в суровых условиях ледникового периода.

(Физкультминутка. Ученики встают. Учитель называет действия. Если эти действия необходимо было выполнять неандертальцу в холодном климате Земли, чтобы выжить, ученики изображают их, если нет — стоят неподвижно.)

•Строить жилище. (Да.)

•Собирать цветы. (Нет.)

•Охотиться. (Да.)

•Изготавливать одежду. (Да.)

•Пускать мыльные пузыри. (Нет.)

•Разводить огонь. (Да.)

•Пахать землю. (Нет.)

Прошло время, и появился наш самый близкий предок — кроманьонец. Он жил в пещерах, обустраивал их для своего удобства, делал рисунки на стенах, охотился и сам изготавливал оружие для охоты.

Современный человек носит научное название — человек разумный. К этому виду относя тся все живущие сейчас на Земле люди, т. е. и мы с вами. Человек разумный может заниматься

творчеством, изобретать, решать сложные задачи, делать выводы и многое другое. Изменился и внешний облик человека.

— Сравните современного человека и его предков, рассмотрев рисунки § 24. Найдите отличия. (Строение тела, строение головы, одежда, вещи, жилища.)

Многие отличия можно объяснить развитием мозга человека. Чем лучше развит мозг, тем сложнее поведение. О развитии мозга можно судить по строению черепа (учебник, рис. 96). Та часть черепа, где расположен мозг, увеличена.

(Учитель старается в беседе с учениками при помощи вопросов подвести детей к самостоятельным выводам о развитии мозга.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Пришло время сделать выводы из нашего рассказа.

— Продолжите предложения.

Человек — это объект... (живой природы). Человек появился и развивался... (на Земле). Современный человек очень сложен благодаря... (своему хорошо развитому мозгу).

Домашнее задание

1.Прочитать § 24, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.

2.Составить рассказ по рисункам параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]