Обобщение и систематизация знаний по теме Человек на планете Земля - ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Обобщение и систематизация знаний по теме Человек на планете Земля - ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. - добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — выявлять причины и следствия простых явлений; л. — формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.

Планируемые результаты: научиться оценивать свои достижения.

Оборудование: учебник, кинопроектор, экран, фильм “Дом. История путешествия” (реж. Ж. Артюс-Бертранд) или фрагменты фильма (фильм первый: 1— 7, 12— 14, 18— 21,38— 41 минуты; фильм второй: 7-9, 13-15, 25-30, 35-39, 49-56 минуты).

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, юные натуралисты! Я с полным правом могу вас так называть, ведь мы с вами целый год знакомились с живой природой: наблюдали, описывали, экспериментировали и конструировали. Но наш мир велик, его можно изучать бесконечно, им можно восхищаться вечно, он прекрасен и хрупок и требует осторожного обращения с собой.

II. Работа по теме урока

1.Слово учителя

Сегодня мы посмотрим документальный фильм. В нем нет ничего выдуманного, отрепетированного, а только то, что может увидеть фотокамера и почувствовать человеческое сердце. Фильм называется “Дом. История путешествия”. По окончании просмотра я бы хотела выслушать ваши впечатления об увиденном.

2.Просмотр и обсуждение фильма

— Что больше всего вас удивило?

— Что испугало?

— Что нового вы для себя узнали?

— Где бы вы хотели побывать и что увидеть своими глазами?

— А куда не отправились бы ни за что? Почему?

— О чем предупреждает этот фильм?

(Просмотр и обсуждение фильма можно заменить чтением и обсуждением сочинения ученика, написанного после отдыха на природе.)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница, но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас.

Веселой музыкой мы оповестили лес о своем прибытии. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто-то срезал упругие ножки грибов, кто-то выкручивал их, а кто-то и вырывал. Вес грибы, которые были нам незнакомы, мы сбивали палками.

Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и целлофановые пакеты, сказав: “Микробы все равно их разрушат”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы, подержали теплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце припекало все сильнее. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно стати набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, пошел дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек земли проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день.

-Назовите ошибки, которые допустили ученики. (Примерный ответ. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей. Вырывать грибы, а также сбивать их палками (даже несъедобные) не следует: разрушается грибница, разрушается система животное - гриб, дерево — гриб. Для костра нужно собирать сушняк, а не ломать ветки. В жаркую сухую погоду в лесу вообще разводить костер запрещено. Полиэтилен разрушается бактериями 220 лет, а металл — 100 лет. Нельзя оставлять непогашенный костер. Трогать яйца птиц нельзя — птица может бросить гнездо. Брать детенышей животных и птенцов в юрод не надо. Любое воздействие на муравейник приведет к нарушению его жизни. Прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно - в него может попасть молния. Змей трогать нельзя, нет в природе плохих или хороших - все важны. Луговые и лесные травы рвать не следует, тем более в больших количествах. Жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того в букеты могут попасть редкие растения.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

Сегодня заключительный урок биологии в 5 классе, но получать уроки можно не только за школьной партой. Впереди у вас целое лето. Будьте внимательны и любознательны, все самое интересное вокруг вас!






Для любых предложений по сайту: [email protected]