Значение животных в природе и жизни человека - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Значение животных в природе и жизни человека - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс

Цели урока:

обучающая: сформировать у учащихся представление о диких и домашних животных; отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних; обобщить и расширить знания учащихся о роли животных в природе и жизни человека;

развивающая: развивать у учащихся умения планировать и оценивать факты при изучении роли животных;

воспитательная: закладывать основу биоэтических взглядов, демонстрируя ценность и условную “полезность” и “вредностью животных.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, описание, рассказ с демонстрацией фотографий и изображений животных.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная. Опорные термины, понятия: дикие и домашние животные.

Материалы и оборудование: таблицы “Парнокопытные”, “Пушные звери”, компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Дикие и домашние животные”, карточки с заданиями.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— применять при объяснении явлений понятие “животные”;

— объяснять роль животных в природе и жизни человека;

— называть диких и домашних животных.

  1. Проверка домашнего задания

Ø Деятельность учителя

Нескольким учащимся может предложить выполнить индивидуальные задания по карточкам.

Пример карточки:

№ 1. Из предложенного списка животных выберите представителей млекопитающих.

Лось, речной рак, дельфин, воробей, слизень, гепард, лангуст, осетр, зубр, скорпион, угорь, ондатра.

№ 2. Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку вы его выбрали.

Олень, белый медведь, куропатка, верблюд.

№ 3. Вставьте пропущенные слова.

Позвоночные теплокровные животные, тело которых покрыто перьями, называются ...

Всех животных делят на две большие группы — ... и ...

Животных, которые кормятся как растительной, так и животной пищей, называют ...

№ 4. Распределите следующих животных (заяц, куница, олень, щука, кабан, волк, белка, сокол, енот, медведь, овца, корова, воробей) на группы по способу питания.

Растительноядные — ...

Плотоядные — ...

Всеядные — ...

№ 5. Составьте правильно утверждение, исключив лишние слова.

Покров, имеют, кишечнополостные, членистоногие, твердый, мягкий, хитиновый.

Ø Деятельность учащихся

Выполняют индивидуальные задания.

Предполагаемые правильные ответы:

№ 1: Лось, дельфин, гепард, зубр, ондатра.

№2: Куропатка — это птица, а все остальные представители — млекопитающие.

№ 3:

— Птицами.

— Беспозвоночные и позвоночные.

— Всеядными.

№ 4:

— Растительноядные — заяц, олень, белка, овца, корова, воробей.

— Плотоядные — куница, волк, сокол, щука.

— Всеядные — кабан, енот, медведь.

№ 5: “Членистоногие имеют твердый хитиновый покров” или “Твердый хитиновый покров имеют членистоногие”.

Ø Деятельность учителя

Проводит фронтальный опрос учащихся:

  1. Перечислите основные группы животных.
  2. Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.
  3. На какие группы по способу питания делятся животные? Приведите примеры.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

  1. Организационный момент, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся попробовать определить тему урока с учетом ряда вопросов:

  1. Как называются растения, специально выращиваемые человеком?
  2. Какие еще бывают растения?

Демонстрирует слайд № 1.

Ø Деятельность учащихся

Устно отвечают на поставленные вопросы.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Культурные растения.
  2. Дикорастущие растения.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся отгадать загадки:

  1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
  2. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

  1. С бородой родится,

Да никто этому не дивится.

  1. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Ø Деятельность учащихся

Отгадывают загадки.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Корова.
  2. Баран.
  3. Коза.
  4. Собака.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся ответить на вопросы: “Как одним словом называются эти животные?”, “Какую группу животных мы еще можем выделить?”.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы.

Предполагаемые правильные ответы: Всех названных животных можно назвать домашними. Вторую группу животных, живущую на свободе, в диких условиях, называют дикими животными.

Ø Деятельность учителя

Демонстрирует слайд № 2.

Ø Деятельность учителя

Сообщает тему урока.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях тему урока.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Задает учащимся вопрос: “Откуда появились домашние животные?”. Далее рассказывает о появлении домашних животных. Демонстрирует слайд № 3.

“Давным-давно, когда не было городов, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они с трудом находили себе пищу. И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древних волков, от которых позднее произошли собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу.

Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников”.

Демонстрирует слайд № 4.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленный вопрос. Слушают рассказ учителя.

Ø Деятельность учителя

Задает учащимся вопрос: “Как вы думаете, чем домашние животные отличаются от диких?”.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленный вопрос. Выдвигают собственные предположения.

Предполагаемый правильный ответ: Люди кормят домашних животных, строят им жилища, заботятся об их потомстве.

Ø Деятельность учителя

Демонстрирует слайд № 5.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся представить, что всех диких животных не стало. Какова роль диких животных в природе? Демонстрирует слайд № 6.

Ø Деятельность учащихся

Выдвигают собственные гипотезы.

Дикие животные:

— регулируют рост и развитие диких растений;

— регулируют численность других животных;

— выполняют роль санитаров;

— служат основным источником пищи для других животных;

— образуют пищевые связи;

— способствуют опылению растений и распространению семян;

— участвуют в образовании почвы.

Ø Деятельность учителя

Следующим этапом урока является выяснение роли животных для человека.

Задает вопрос: “Какое значение имеют млекопитающие для человека?”. (Необходимо акцентировать внимание на том факте, что животные не только приносят пользу, но и наносят вред.) Демонстрирует слайд № 7.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый правильный ответ:

  1. Источник продуктов питания.
  2. Сырье для промышленности (шерсть, кожа, мех, раковины, натуральный шелк, изготовление лекарственных препаратов и др.).
  3. Наносят вред человеку и его хозяйству (наносят ущерб сельскохозяйственным культурам, разрушают древесину, повреждают изделия из меха и шерсти, вызывают болезни других животных и человека и др.).
  4. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся из перечисленного ряда животных выбрать диких: корова, белка, курица, овца, заяц, волк, лошадь, лось, коза, зубр, медведь, тигр, слон.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемые правильные ответы: Белка, заяц, волк, лось, зубр, медведь, тигр, слон.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся закончить предложения:

  1. Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются ...
  2. Животные, которых люди разводят, кормят и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются ...

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Дикими.
  2. Домашними.

Ø Деятельность учителя

Предлагает ответить на вопрос: “Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?”.

Ø Деятельность учащихся

Устно отвечают на поставленный вопрос.

Ø Деятельность учителя

Предлагает ответить на вопрос: “Могут ли домашние животные стать дикими?”.

Ø Деятельность учащихся

Устно отвечают на вопрос.

Ø Деятельность учителя

Предлагает ответить на вопрос: “Бывает так, что люди бросают животных. Правильно ли они поступают?”.

Ø Деятельность учащихся

Устно отвечают на вопрос.

  1. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Задача учителя — создать рефлексивную ситуацию, получить качественную оценку работы на уроке каждого учащегося и всего класса в целом, способствовать успешности деятельности учащихся.

Оценивает активность учащихся на уроке, выражает благодарность за работу. Предлагает учащимся заполнить анкету для рефлексии. Подписи не ставятся.

Пример анкеты для рефлексии:

  1. На уроке я работал ...     активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я ... доволен / не доволен
  3. Мне хочется, чтобы ...

Ø Деятельность учащихся

Оценивают результаты собственной работы на уроке. Анонимно заполняют анкету и отдают учителю.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 16 учебного пособия. Подготовить сообщения о любом диком или домашнем животном, о роли животных в жизни человека.

Ø Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание. Готовят дома сообщения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]