Плод. Разнообразие и значение плодов - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Плод. Разнообразие и значение плодов - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные, игровые.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды, односеменные и многосеменные плоды, зерновка, боб, коробочка, стручок, орех, желудь, семянка, листовка, костянка, ягода, яблоко, тыквина; объяснять процесс образования плода; определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам; описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Оборудование и материалы: таблицы “Цветковое растение и его органы”, “Генеративные органы растений”, “Типы плодов”, комнатные растения (по возможности с плодами), гербарии, коллекции сухих и сочных плодов, семян, муляжи плодов.

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Учитель подготавливает задания для проведения проверочной работы по материалам глав 1, 2 и предоставляет их в печатном виде каждому ученику (группе).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Опрос по опорным понятиям. Проверка выполнения заданий в тетради. Устный опрос по материалу учебника. Выставление отметок.)

1. Ответьте на вопросы.

— Какой процесс называют опылением?

— Каково значение опыления?

— Что такое самоопыление?

— Какие существуют приспособления у растений к самоопылению?

— Что такое перекрестное опыление?

— Каково его биологическое значение?

— Какие существуют приспособления у растений к перекрестному опылению?

— Какие растения являются насекомоопыляемыми?

— Какие у них существуют приспособления к опылению насекомыми?

— Какие приспособления к опылению конкретными насекомыми встречаются в природе?

— Каковы особенности ветроопыляемых растений?

— Какие растения являются ветроопыляемыми?

— Каково значение искусственного опыления?

2. С помощью подготовленного дома набора для изображения соцветий составьте модели соцветий.

(Учитель называет разные типы соцветий, ученики составляют их модели. Затем учитель просит составить модели соцветий определенных растений (целесообразно использовать растения из домашнего задания).)

III. Работа по теме урока

1. Строение плода

Следующим органом цветковых растений, который мы будем изучать, является плод. Это генеративный орган цветкового растения.

— Из каких частей цветка образуются плоды покрытосеменных растений? (Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков.)

— Что необходимо для образования плодов? (Опыление и оплодотворение.)

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

Основная функция плода — образование и созревания семян. Плод состоит из семян и околоплодника. Основная функция околоплодника — защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены околоплодником, их называют покрытосеменными.

2. Разнообразие плодов

В природе существует огромное разнообразие плодов. Рассмотрим основные характеристики плода. Во-первых, это количество семян. По числу семян выделяют односеменные и многосеменные плоды. Во-вторых, это особенности околоплодника. Поданному критерию семена подразделяют на сухие и сочные.

(Учитель просит учеников начертить в тетради таблицу “Типы плодов”. Ученики заполняют таблицу при помощи учителя.)

Тип

Название

Характеристика

Пример

Сухие

многосеменные

плоды

Боб

Вскрывающийся по двум швам одногнездный плод. Семена расположены на стенках плода

Горох, фасоль, соя, чечевица, вика

Стручок

Вскрывающийся двумя створками плод. Семена расположены на внутренней перегородке

Капуста, редис, горчица, редька, пастушья сумка

Коробочка

Плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части

Мак, тюльпан, дурман, белена, лен

Сухие

односеменные

плоды

Орех

(орешек)

Невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником

Лещина, липа, гравилат, лотос

Желудь

Невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, частично погруженный в крышечку-плюску

Дуб, бук

Сухие

односеменные

плоды

Семянка

Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющий различные выросты

Подсолнечник, одуванчик, череда, василек

Зерновка

Невскрывающийся одногнездный плод с пленчатым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре

Пшеница, рожь, рис, кукуруза, ячмень

Сочные односеменные плоды

Костянка

Плод с твердым, деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником

Вишня, абрикос, слива, персик, калина, манго

Сочные многосеменные плоды

Многокостянка

Сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество пестиков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки

Малина, ежевика, костяника, морошка

Ягода

Одногнездный или многогнездный невскрывающийся плод

Смородина, виноград, картофель, томат

Яблоко

(яблочко)

Плоды с хрящевидным внутриплодником. Кроме завязи в образовании плода участвуют и другие части цветка

Яблоня, груша, рябина, боярышник


Тыквина

Плод с деревенеющим при созревании внеплодником. Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе

Огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок


Фрага

(земляничина)

Многоорешек с разросшимся при созревании мясистым цветоложем

Земляника,

клубника


Гесперидий

(померанец)

Многогнездный плод, состоящий из трех слоев: флаведо, альбедо и пульпы

Апельсин, мандарин, лимон

3. Распространение плодов и семян

Разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособлений к распространению семян.

Очень редко семена прорастают на материнском растении, как это случается у растений мангровых зарослей. Большинство семян распространяется на значительные расстояния от материнского организма. Это позволяет растениям осваивать новые площади.

— Послушайте сообщение о различных способах распространения плодов и семян.

(Сообщение ученика сопровождается демонстрацией слайдов или фотографий с изображениями описываемых растений.)

Распространение плодов

Для некоторых растений характерно саморазбрасывание. Это недотрога, бешеный огурец, акация, горох, фасоль. При полном созревании створки плодов высыхают, скручиваются, раскрываются и растение выбрасывает свои семена (“выстреливает” ими).

Очень интересные приспособления к самораспространению имеют ковыль и аистник. Плоды этих растений, попадая на почву, буквально “вбуравливаются” в нее, оказываясь в результате на приличной глубине, где они защищены от перегрева, переохлаждения и высыхания.

Плоды и семена многих растений распространяются ветром. Они имеют малую массу (орхидеи, грушанка, заразиха) или снабжены различными выростами в виде хохолков, волосков (одуванчик, ива, тополь, иван-чай), а также в виде крылышек (клен, вяз, ясень, береза).

В распространении некоторых плодов и семян может принимать участие и вода. Это характерно для водных и околоводных растений. Семена различных осок распространяются исключительно при помощи воды. Соплодия ольхи, которая часто растет по берегам рек, падая в воду, не тонут, а переносятся течением на значительные расстояния. Плоды кокосовых пальм также переносятся течениями, но морскими.

Очень часто в распространении плодов и семян принимают участие животные. В процессе эволюции многие растения выработали особые приспособления для этого типа распространения. Плоды лопуха, череды, гравилата имеют особые выросты в виде крючочков, липучек, шипиков, с помощью которых прикрепляются к шерсти животных (или одежде человека) и переносятся на большие расстояния.

Сочные плоды рябины, бузины, черемухи, брусники, черники поедаются птицами (а иногда и зверями) и переносятся далеко от материнского организма. Семена этих растений хорошо защищены твердой оболочкой, которая не разрушается под действием желудочного сока, а только немного разрыхляется. Это помогает в последующем прорастании.

Семена фиалки, хохлатки, чистотела имеют жировые или сахаристые придатки, которые являются лакомством для насекомых, чаще всего для муравьев. Эти насекомые иногда теряют “лакомые” семена по пути в муравейник, и они прорастают.

Достаточно велика и роль людей в распространении плодов и семян многих растений. Помимо целенаправленного размножения возделываемых культур, человек часто способствует перемещению несельскохозяйственных растений, даже не подозревая об этом.

При перевозке различных грузов семена растений могут прикрепляться к мешкам и тюкам. Таким образом они оказываются очень далеко от родных мест. Иногда даже на другом континенте. Так в свое время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие, и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже в новом месте и прорастают. Индейцы — коренные жители Америки — называют подорожник следом белого человека. В свою очередь из Америки к нам случайно были завезены амброзия полынолистная, мелколепестник канадский и ромашка пахучая.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. На следующем уроке мы повторим и обобщим изученный материал.

(Учитель назначает пять учеников-организаторов, которые вместе с ним готовят различные задания для проведения проверочной работы по материалам тем “Наука о растениях — ботаника” и “Органы растений”.)

Домашнее задание

Повторить § 1 — 12.






Для любых предложений по сайту: [email protected]