Семейства класса Двудольные - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Семейства класса Двудольные - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, но отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: выделять основные признаки класса Двудольные; описывать отличительные признаки семейств класса; распознавать представителей семейств класса Двудольные на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах; применять приемы работы с определителем растений.

Оборудование и материалы: гербарии растений семейств класса Двудольные, модели цветков, коллекции и муляжи плодов, школьный определитель высших растений; определительные карточки по семействам класса Двудольные, гербарные листы (без подписи), лупа (пять комплектов).

Общие рекомендации. Учитывая уровень подготовленности обучающихся, можно немного сократить теоретическую часть. Проверку наличия рисунков (схем) в альбомах можно поручить трем ученикам. Учитель проверяет их рисунки на перемене. Инструктивную карту для проведения практической работы можно представить на интерактивной доске. План описания семейств ученики записывают в тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка и комментирование рисунков. Фронтальный опрос.)

— В чем состоит основное отличие высших растений от низших?

— Какие растения относят к высшим?

— Какие растения называют семенными?

— Какие растения относятся к голосеменным?

— Почему голосеменные растения получили такое название?

— Каковы основные отличия покрытосеменных от голосеменных?

— Каковы основные черты покрытосеменных растений?

— Почему покрытосеменные растения получили такое название?

— Почему покрытосеменные растения занимают господствующее положение на Земле?

— Что такое классификация растений?

— На какие группы (таксоны) делится отдел Покрытосеменные?

— По каким признакам отличаются однодольные и двудольные растения?

III. Работа по теме урока

1. Общая характеристика

Сегодня мы приступаем к изучению семейств класса Двудольные. У вас на столе пять гербарных листов — по числу семейств двудольных растений, с которыми вам предстоит познакомиться на этом уроке.

Все растения одного семейства имеют ряд общих признаков: сходство в строении цветков, плодов, листьев, корневых систем. Описание различных семейств рекомендуется проводить по следующему плану.

План описания семейства

1. Название семейства.

2. Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.

3. Распространение (ареалы произрастания).

4. Жизненные формы растений данного семейства.

5. Особенности строения цветка и соцветия.

6. Типы плодов и семян, способы распространения.

7. Особенности строения вегетативных органов.

8. Примеры растений.

9. Значение в природе и хозяйственное значение растений данного семейства.

— Слушая мой рассказ, заполните сравнительную таблицу.

(По ходу рассказа (после изучения каждого семейства) учащиеся заносят в таблицу основные сведения о семействах класса Двудольные. Учитель помогает кратко сформулировать текст для заполнения граф.)

2. Семейство Крестоцветные

Возьмите, пожалуйста, растение ... (учитель называет растение семейства Крестоцветные).

Это растение относится к семейству Крестоцветные, или Капустные. В данном семействе около 3,2 тыс. видов, принадлежащих к 350 родам. Это одно из самых многочисленных семейств класса Двудольные.

Произрастают крестоцветные в основном в областях умеренного климата Северного полушария. В тропиках и субтропиках обитает несколько родов, да и то в основном на территории некоторых горных областей (на высотах до 4500 м). Отдельные представители крестоцветных живут в степях, пустынях и полупустынях. В целом растения этого семейства неприхотливы по отношению к почве, влаге и другим условиям.

Семейство Крестоцветные представлено однолетними, двулетними и многолетними преимущественно травянистыми растениями, редко — полукустарниками и кустарниками (отдельные виды).

Цветки крестоцветных имеют достаточно простое строение. Это правильные цветки (через них можно провести не одну, а несколько осей симметрии). Околоцветник двойной, т. е. содержит чашечку и венчик. Чашечка состоит из четырех чашелистиков, а венчик — из четырех лепестков, расположенных крестообразно, один напротив другого. Цветки обоеполые — тычинки и пестики расположены в одном цветке. В каждом цветке находится по шесть тычинок — две короткие и четыре более длинные. Пестик один.

Данную информацию можно записать в виде формулы цветка. Части цветка обозначаются по первым буквам и пишутся заглавными буквами: О — простой околоцветник, Ч — чашелистики, Л — лепестки, Т — тычинки, П — пестики. Цифрами обозначается количество частей цветка. Если элементы цветка сросшиеся, то их число заключается в скобки. Если тычинок и пестиков много, ставится знак “∞”.

Формула цветка растения семейства Крестоцветные:

Ч4 Л4 Т+2 П1 .

Строение цветка можно выразить не только формулой, но и в схематическом (графическом) виде. Схема цветка является как бы проекцией этого цветка на плоскость. Она дает более полное представление о его строении, так как демонстрирует не только наличие частей цветка и их количество, но и расположение их по отношению друг к другу. Части цветка обозначаются строго определенными знаками.

Цветки крестоцветных обычно небольшие и неярко окрашены, в основном собраны в соцветие кисть. Цветки семейства Крестоцветные часто имеют приятный запах и образуют нектар. Опыление этих растений обычно происходит с помощью насекомых. У некоторых видов встречается ветроопыление, а в исключительных случаях — самоопыление.

Плод крестоцветных — стручок или стручочек.

Разнообразны способы распространения растений данного семейства. Часть семян имеют небольшие размеры или крылышки и пузырьки для более эффективного распространения ветром. Некоторые семена обладают различными выростами в виде крючочков, цепляющихся за шерсть животных или одежду человека. У сердечника недотроги и сердечника шершавого створки стручков раскрываются с такой силой, что семена отлетают на значительное расстояние. У клоповника пузырчатого на плодах есть сочные выросты, которыми питаются муравьи. Насекомые иногда теряют эти “запасы” на пути к муравейнику, распространяя таким образом семена этого растения.

Листья растений семейства Крестоцветные обычно собраны в прикорневые розетки или имеют очередное расположение на стебле. Корневая система стержневая с четко различимым главным корнем. Многие из видов образуют корнеплоды. К данному семейству относятся такие растения, как капуста, редька, брюква, репа, пастушья сумка, желтушник левкойный, ярутка полевая, гулявник лекарственный и т. д.

3. Семейство Розоцветные

Возьмите, пожалуйста, растение... (учитель называет растение семейства Розоцветные).

Это растение относится к семейству Розоцветные, или Розовые. В данном семействе около 3 тыс. видов, принадлежащих к 120 родам.

Розоцветные обитают преимущественно в зонах с субтропическим и умеренным климатом Северного полушария, но некоторые виды произрастают и в Южном полушарии.

Среди растений этого семейства встречаются как древесные и кустарниковые, так и травянистые формы (преимущественно многолетние травы), присутствуют даже вечнозеленые виды (например, дриада точечная, лавровишня лекарственная).

Цветки розоцветных правильные, обычно обоеполые (цветки морошки разнополые, растение двудомное). Они имеют двойной околоцветник, состоящий из пяти чашелистиков и пяти (в редких случаях 4—6) лепестков. Тычинок в цветке множество, а пестиков может быть несколько (малина, ежевика, шиповник) или один (вишня, слива, яблоня). Если тычинок в цветке много, то они, как правило, расположены в несколько кругов и различаются по длине тычиночных нитей.

— Попробуйте написать формулу цветка растений семейства Розоцветные.

(К доске выходят два ученика, каждый из них пишет вариант формулы растений семейства Розоцветные. Одноклассники исправляют допущенные ошибки.)

Формула цветка растений семейства Розоцветные:

Ч5Л5ТП1 или Ч5Л5ТП.

— Рассмотрите цветок розы.

(Учитель демонстрирует засушенную или живую розу.)

— Разве у него пять лепестков? (У этого цветка множество лепестков.)

— Но почему мы не написали и такую формулу цветка?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Дело в том, что у розы цветки образуются благодаря видоизменению тычинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у нее только пять, а все остальные — видоизмененные тычинки. Такие цветки появились в результате работы селекционеров.

Цветки розоцветных обычно крупные, яркие, но встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае они собраны в соцветия.

— Что такое соцветие? (Группа цветов, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.)

Для растений семейства Розоцветные характерны такие соцветия, как кисть (черемуха), щиток (рябина) и простой зонтик (вишня).

Цветоложе может быть различной формы, чаще всего оно нектароносное.

— Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветов этого семейства? (Чаще всего розоцветные опыляются насекомыми.)

— Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выявили? (Наличие крупных ярких цветов с нектаром и приятным ароматом.)

Большое количество тычинок в цветке розоцветных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота повышают вероятность опыления насекомыми разного размера. Кроме насекомых, отдельные виды растений этого семейства могут опыляться летучими мышами и даже некоторыми наземными животными.

Плоды розоцветных очень разнообразны. Они могут быть простыми или сложными, сухими или сочными, односеменными или многосеменными, цельными или распадающимися. Чаще всего это многогнездные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства Розоцветные встречается плод яблоко. Земляника и клубника имеют особый плод — земляничину, который образован не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цветоложем.

Некоторые семена розоцветных (например, гравилат) имеют специальные выросты в виде волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена лапчатки гусиной прилипают к лапам животных вместе с частичками размокшей от дождя земли. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма.

Листовые пластинки у розоцветных могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными, в разной степени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника). Сложные листовые пластинки встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже — супротивное.

Розоцветные имеют большое значение для человека, так как в этом семействе множество плодовых деревьев и лекарственных растений.

3. Семейство Бобовые

Возьмите, пожалуйста, растение ... (учитель называет растение семейства Бобовые).

Это растение относится к семейству Бобовые. В данном семействе около 17 тыс. видов, принадлежащих к 700 родам. На территории России произрастает около 65 родов и более 1,8 тыс. видов бобовых.

Семейство Бобовые имеет также и другое название — Мотыльковые.

(Учитель демонстрирует таблицу “Семейство бобовые”, а также разборную модель цветка гороха.)

— Как вы думаете, почему это семейство получило такое название?

(Ответы учеников.)

Это название возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком.

Бобовые — одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. Они распространены на всех континентах земного шара — от пустынь и тропиков до территорий с умеренным и даже холодным климатом. Встречаются самые разнообразные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, лианы, однолетние и многолетние травы. Характерно, что большинство травянистых растений сосредоточено в умеренном и холодном климате, а значительная часть деревьев и кустарников — в тропических и субтропических областях.

У бобовых двойной околоцветник. Чашечка состоит из пяти сросшихся чашелистиков, а венчик — из пяти неоднородных лепестков. Цветок бобовых часто сравнивают с корабликом. Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют парусом или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют веслами (иногда — крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид лодочки.

Для некоторых родов семейства Бобовые характерно срастание между собой не только лепестков лодочки, но и весел, а иногда и паруса (например, клевер). Тычинок обычно 10. Девять из них срастаются тычиночными нитями, образуя тычиночную трубку, а одна остается свободной. У некоторых видов растений срастаются все тычинки (люпин), а у других тычинки могут оставаться свободными. Пестик у бобовых всегда один.

— Рассмотрите изображение цветка бобовых на с. 133 учебника и напишите формулу этого цветка.

(Проверка выполнения задания.)

Формула цветка большинства видов растений семейства Бобовые:

4(5) Л1 + 2 + (2) Т (9) + 1 П1.

Цветки могут быть как одиночными, так и собранными в соцветия. Для растений семейства Бобовые характерны такие соцветия, как кисть (донник, люпин), головка (клевер) и простой колос.

Сложноустроенный цветок — приспособление для опыления насекомыми. По пути к нектару опылитель должен испачкаться в пыльце и, соответственно, перенести ее на пестик. Поскольку цветки собраны в соцветия или расположены недалеко друг от друга, возрастает вероятность перекрестного опыления.

Бобовые опыляются в основном пчелами и бабочками, реже — птицами, иногда — рукокрылыми (летучими мышами). Но встречаются ветроопыляемые и самоопыляемые растения.

У многих бобовых появились особые приспособления для опыления особым способом или определенными видами опылителей. Так, цветки клевера имеют такое строение, что достать нектар могут только насекомые с длинным хоботком — шмели и пчелы.

— Каким должен быть плод растений семейства Бобовые?

(Ответы учеников.)

Плод растений этого семейства называется бобом.

Семена бобовых почти всегда без эндосперма, с мясистыми семядолями. Зародыш в семенах очень крупный. У одних видов семена разбрасываются или просто опадают, у других разносятся птицами, грызунами, муравьями, у третьих распространяются ветром.

Листья у бобовых в основном сложные с крупными прилистниками, а листорасположение — очередное. Чаще всего встречаются тройчатые листья (клевер), перистые (горох, акация, вика), пальчатые (люпин). У многих видов листья видоизменены в усики.

— У каких представителей семейства Бобовые листья превратились в усики? (Например, у гороха.)

Корневая система у большинства видов данного семейства стержневая. На корнях находятся особые клубеньки, в которых селятся азотфиксирующие бактерии. Эти бактерии способны усваивать газообразный азот из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений. Такое взаимовыгодное существование называется симбиозом (от греч. сим — “совместный” и биос — “жизнь”.)

Все органы бобовых богаты веществами, содержащими азот. В семенах содержится большое количество белка. По количеству этого вещества бобовые превосходят зерновые культуры более чем в 2 раза. Так, в зернах пшеницы содержится до 12% легкоусвояемого белка, в фасоли — до 25%, а в семенах сои — до 45%.

После уборки урожая бобовых в земле остаются корни этих растений, благодаря чему почва обогащаются азотом. Эти растения используют и в качестве зеленых удобрений — люпин, донник, вику, астрагал запахивают вместе с зеленой массой. Растения перегнивают, обогащая почву соединениями азота.

Множество бобовых успешно используется в медицине, в пищевой и лакокрасочной промышленности (дрок красильный).

Бобовые — одни из основных пород в лесах влажных тропиков и субтропиков. В лесной и лесостепной зонах они составляют до 15—20% травостоя. Поэтому бобовые являются видом - эдификатором (от лат. эдификатор — “строитель”), т. е. эти растения определяют основные свойства растительного сообщества.

5. Семейство Пасленовые

Возьмите, пожалуйста, растение ... (учитель называет растение семейства Пасленовые).

Это растение относится к семейству Пасленовые. В данном семействе около 2,5 тыс. видов, принадлежащих к 85 родам.

Пасленовые распространены в основном в тропических странах Нового Света, но встречаются и в умеренных областях обоих полушарий. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка попадаются полукустарники, еще реже — кустарники. В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, встречаются и деревья.

Формула цветка семейства Пасленовые:

Ч (5) Л (5) Т5 П1.

— Прочитайте формулу цветка. (Правильный цветок с двойным околоцветником. Чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков. Пять несросшихся тычинок и один пестик.)

У растений семейства Пасленовые цветки чаще всего крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман), но встречаются и более мелкие, собранные в соцветия (паслен, белена). Для пасленовых характерны такие соцветия, как кисть (паслен черный), завиток (белена черная) и метелка.

Цветки многих растений семейства Пасленовые источают сильный аромат и вырабатывают нектар, что привлекает насекомых-опылителей. У душистого табака есть особые приспособления для опыления ночными бабочками-бражниками. Цветки этого растения распускаются вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий этих бабочек. Кроме того, они белого цвета, а значит, хорошо различимы в сумерках.

— Рассмотрите строение цветка картофеля.

(Учитель демонстрирует модель цветка картофеля.)

Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Такое расположение тычинок является приспособлением к самоопылению. У картофеля опыление происходит внутри цветка, еще до того, как он расцветет.

Ученые-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют еще не созревшие пыльники тычинок. В результате, когда цветок раскрывается, в нем нет тычинок, и ученые производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна.

Плод пасленовых может быть сочным — ягода (паслен, томат, картофель) или сухим — коробочка (петуния, душистый табак). Семена с эндоспермом. Листья в основном простые, без прилистников, расположены на стебле очередно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслен сладко-горький, дурман, белена), так и рассеченной (картофель, томат). Все части растений покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах. У некоторых представителей семейства Пасленовые (например, у картофеля) имеются видоизмененные побеги — клубни, в которых запасаются питательные вещества.

Среди пасленовых много пищевых культур, а также много ядовитых растений и растений, богатых алкалоидами.

6. Семейство Сложноцветные

Возьмите, пожалуйста, растение ... (учитель называет растение семейства Сложноцветные).

Это растение относится к семейству Сложноцветные, или Астровые. Это самое многочисленное, широко распространенное

и высокоорганизованное семейство класса Двудольные. В нем около 25 тыс. видов, принадлежащих более чем к 1000 родов. На территории России произрастает около 1000 видов сложно цветных.

Представители семейства Сложноцветные встречаются на всех континентах мира, во всех природных зонах. Они распространены от тундры до экваториальных широт, от альпийских гор до морских побережий, растут как на плодородных почвах, так и на бесплодных песках.

Сложноцветные представлены всеми возможными жизненными формами. Среди них есть деревья (иногда с неветвистым колонновидным стеблем), кустарники, полукустарники, многолетние и однолетние травы, лианы, встречаются и суккуленты. Древесные виды живут в основном на тропических островах. Так, на Мадагаскаре произрастает дерево брахилена, достигающее в высоту 40 м. Диаметр его ствола при этом доходит до 1 м. Это дерево было обнаружено и впервые описано Чарльзом Дарвином.

В горах Африки встречаются столбовидные неветвящиеся деревья высотой до 7 м с обширной розеточной кроной на верхушке. А в пустынях этого континента — различные суккуленты. В горных областях Новой Зеландии растут подушковидные формы сложноцветных диаметром до 2 м и высотой до 60 см. В тропических лесах есть несколько видов крупных лиан, относящихся к данному семейству. Среди растений семейства Сложноцветные попадаются и водные виды. К ним относятся склеролепсис американский, нектис водный, южноамериканская котула. Но большинство сложноцветных — это однолетние и многолетние травы, обитающие в степях, полупустынях, речных долинах.

В отличие от ранее изученных нами семейств, характерный признак сложноцветных — это не строение цветка, а тип соцветия корзинка. Иногда корзинки могут быть собраны в соцветие второго порядка — щиток (пижма, тысячелистник) или метелку (полынь).

Основа корзинки — расширенное ложе соцветия (общее цветоложе), на котором располагаются примыкающие друг к другу цветки (у подсолнечника их может быть более тысячи). Ложе корзинки плоское, вогнутое или выпуклое. Снаружи корзинка окружена оберткой из зеленых листочков.

У большинства видов корзинки небольшие, имитирующие отдельный цветок. Диаметр соцветия от 2—4 мм до 1 —10 см. Но у некоторых сложноцветных (например, у подсолнечника) диаметр корзинки может достигать 30 см.

Цветки очень разнообразны. Выделяют несколько основных типов цветков: трубчатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Части цветка сильно трансформированы. Околоцветник двойной, но чашечка превращена в хохолок, щетинки, пленчатый вырост, а у некоторых видов сохранились рудименты лопастной чашечки в виде чешуек.

У трубчатых цветков лепестки в нижней части срастаются в трубку. В верхней части трубка может расширяться и расщепляться на пять зубчиков. Цветок правильный, в основном обоеполый, но встречаются и однополые цветки. У язычковых цветков нижняя часть венчика срастается в виде трубки, но очень короткой. Чуть выше трубка с одной стороны расщепляется и образует язычок с пятью зубчиками на конце. Цветок неправильный, обоеполый.

Формула трубчатых и язычковых цветков:

4(5) или 0Л (5) Т (5) П1.

Воронковидный цветок также образован пятью лепестками, сросшимися в виде трубки, но трубка в верхней части расширяется в виде воронки. Цветок бесполый, не имеет ни тычинок, ни пестиков.

Формула воронковидного цветка:

4(5) или 0 Л (5) Т0 П0.

Околоцветник ложноязычкового цветка внешне очень похож на околоцветник язычкового цветка, но образован тремя лепестками. Цветки этого типа часто бывают женскими (пестичного типа).

Формула ложноязычкового цветка:

Ч (5) или 0 Л (3) Т0 П1.

Корзинка может состоять только из трубчатых цветков (одуванчик) или только из язычковых (астра). Однако у многих представителей семейства в центре соцветия расположены трубчатые цветки, основная функция которых — образование семян, а по краю соцветия находятся ложноязычковые или воронковидные цветки, привлекающие насекомых для опыления растения (василек синий, ромашка, подсолнечник).

Половой состав цветков в пределах одного соцветия также может быть различным. Встречаются как однодомные, так и двудомные (отдельно женские, отдельно мужские цветки собраны в разных корзиночках на разных растениях) растения. Корзинки могут состоять исключительно из обоеполых цветков (одуванчик, цикорий), только из однополых (мать-и-мачеха), а также из обоеполых и однополых или бесполых (ромашка, маргаритка, астра, василек).

— Как опыляются растения этого семейства?

(Ответы учеников.)

Значительная часть сложноцветных — насекомоопыляемые растения. У большинства растений нектар выделяется у основания столбика, поэтому их опыляют насекомые с длинным хоботком (шмели, бабочки), реже — птицы.

У сложноцветных множество приспособлений для перекрестного опыления. Пыльна осыпается внутрь трубочки цветка до созревания пестика. Пестик по мере своего роста выталкивает пыльцу наружу, но самоопыления при этом не происходит, так как лопасти рыльца еще не раскрыты. Рыльце распахивается только тогда, когда оказывается выше тычиночной трубки. После этого лопасти пестика раскрываются, и он может опылиться пыльцой других цветков. Но если перекрестного опыления не произошло, к концу цветения лопасти рыльца закручиваются вниз, прикасаются к верхушке пыльцевой трубочки и происходит самоопыление. Многие степные растения (например, полынь) опыляются ветром.

Общий признак, характерный для всех растений семейства Сложноцветные, — плод семянка. Размер семянок варьирует от 0,5 мм (кошачья лапка двудомная) до 5 см.

Распространяются плоды сложноцветных также при помощи ветра (одуванчик), воды (белокопытник), прикрепляясь к шерсти животных (череда, лопух). Некоторые плоды разносятся муравьями, привлекая их специальными выростами, содержащими особые масла.

Листорасположение у сложноцветных обычно очередное, реже — супротивное или мутовчатое. Побеги могут быть сильно укороченными, розетковидными. У многих растений семейства, особенно у пустынных форм, стебли и листья покрыты “пушком”.

Среди сложноцветных встречаются так называемые компасные растения. В полдень они располагают листья ребром к свету, обращаясь сторонами листа в направлении восток — запад. По поведению некоторых растений этого семейства люди издревле предсказывали погоду.

Экологическая роль сложноцветных заключается в том, что они являются видами-эдификаторами, т. е. средообразующими растениями.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Разделитесь на пять групп. Используя определительные карточки, распознайте растения на гербарных листах.

П.Р. № 9 “Распознавание растений семейств класса Двудольные”

Ход работы

1. Рассмотрите гербарий растения.

2. Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3. Следуя инструкции, по определительной карточке выясни те, что это за растение.

Сравнительная характеристика семейств класса Двудольные

Жизненные формы

Формула цветка

Соцветие и плод

Особенности строения вегетативных органов

Представители

Значение

Семейство Крестоцветные (3,2 тыс. видов, относящихся к 350 родам)

Однолетние, двулетние и многолетние травы, редко — полукустарники и кустарники

Ч4Л4Т4 + 2 П1

Соцветие — кисть. Плод — стручок или стручочек

Листья собраны в прикорневые розетки или имеют очередное расположение на стебле.

Корневая система стержневая, многие из видов образуют корнеплоды

Капуста, редька, брюква, репа, пастушья сумка, желтушник, ярутка, гулявник лекарственный

Пищевые и кормовые растения, медоносы, сорняки, технические, эфиромасличные растения

Семейство Розоцветные (3 тыс. видов, относящихся к 120 родам)

Деревья, кустарники, травы

Ч5Л5ТП1 или Ч5Л5 Т П

Соцветия: кисть, щиток, простой зонтик. Плоды: коробочка, орешек, многоорешек, костянка, яблоко и др.

Листья простые и сложные: перистые, тройчатые. Листорасположение очередное, реже — супротивное

Слива, вишня, черешня, персик, малина, ежевика, земляника, клубника, калган, манжетка, черемуха, рябина

Пищевые, декоративные, лекарственные, эфиромасличные растения, медоносы

Семейство Бобовые (17 тыс. видов, относящихся к 700 родам)

Деревья, кустарники, полукустарники, лианы, однолетние и многолетние

травы

4(5) Л1 + 2 + (2)Т(9) + 1 П1

Соцветия: кисть, головка, простой колос. Плод — боб

Листья сложные, с крупными прилистниками, в основном частично видоизменены в усики. На корнях клубеньки, образованные азотфикси- руюшими бактериями

Горох посевной, фасоль, бобы, соя, арахис, нут, клевер, чина, люцерна, вика, донник

Пищевые,

кормовые,

декоративные,

лекарственные растения, медоносы

Семейство Пасленовые (2,5 тыс. видов, относящихся к 85 родам)

Травы, редко - полукустарники, кустарники, в тропиках встречаются деревья

Ч(5)Л(5)Т5П1

Соцветия: кисть, завиток, метелка. Плод - ягода или коробочка

Листья простые, без прилистников, расположены очередно. Все части растений покрыты железистыми волосками

Табак душистый, петуния, физалис, картофель, томат, сладкий перец (паприка), перец пряный (стручковый), баклажан

Пищевые, декоративные, лекарственные, технические растения


Семейство Сложноцветные (25 тыс. видов, относящихся более чем к 1000 родов)

Деревья, кустарники, полукустарники, многолетние и однолетние травы, лианы

Трубчатый и язычковый: Ч (5) или 0 Л (5) Т (5) П1.

Воронковидный: Ч(5) или 0Л(5)Т0 П0Ложноязычковый: 4(5) или о Л (3) Т0 П1

Соцветие — корзинка. Плод — семянка

Листорасположение обычно очередное, реже — супротивное или мутовчатое. Имеются млечники и смоляные ходы

Подсолнечник, топинамбур, лопух, одуванчик, василек, маргаритка, астры, георгины, герберы, полынь, ромашка, череда

Пищевые, кормовые, масличные, декоративные, лекарственные растения, медоносы








4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5. Представьте полную систематическую характеристику данного растения.

Дополнительный материал

Рассматриваются два противоположных признака: теза — набор определенных признаков, и антитеза — набор противоположных признаков. Тезы имеют порядковые номера от I до 8, а антитезы записаны после каждой тезы и начинаются с цифры 0. Необходимо выбрать цифру, под которой указан признак, соответствующий определяемому растению. В конце тезы или антитезы стоит порядковый номер ступени, на которую необходимо перейти для дальнейшего определения.

Определительная карточка 1 (семейство Крестоцветные)

1. Плод стручок (длинный) -” 2.

0. Плод стручочек (длина меньше ширины или равна ей) -” 5.

2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски. (Редька дикая. )

0. Плоды без перетяжек —> 3.

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перисто-надрезанные. (Горчица белая.)

0. Стручки с округлым носиком —> 4.

4. Стручки размером 1—1,5 см, прижаты к стеблю. Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные. (Гулявник лекарственный.)

0. Стручочки размером 2—4 см, отклонены от стебля. Листья ланцетные. (Желтушник левкойный.)

5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие. Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно. (Пастушья сумка.)

0. Стручочки овальной формы -> 6.

6. Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку. (Ярутка полевая.)

0. Стручочки без крылышек —” 7.

7. Стебель и листья покрыты мелкими волосками, придающими растению серо-зеленую окраску. (Икотник серо-зеленый.)

0. Стебель сильноветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. (Клоповник сорный.)

Определительная карточка 2 (семейство Розоцветные)

1. Листья простые —” 2.

0. Листья сложные —” 5.

2. Листья округлые с выступающими пильчатыми лопастями. Цветки зеленоватые, невзрачные. Чашечка двурядная, по четыре листочка в ряду. Венчика нет. (Манжетка.)

0. Листья иной формы —” 3.

3. Цветки одиночные. Венчик белый, из пяти лепестков. (Слива колючая (терн).)

0. Цветки собраны в многоцветные соцветия —> 4.

4. Соцветие кисть. Цветки белые. Лепестков и чашелистиков по пять. Лепестки длиной 6—7 мм. (Черемуха обыкновенная.)

0. Соцветие густая метелка с розоватыми или беловатыми цветками. Лепестки длиной 2,5—4 см. (Спирея иволистная.)

5. Листья перистые. Цветки белые, собраны в щитковидное соцветие. (Рябина обыкновенная.)

0. Листья тройчатые, иногда пятерные —> 6.

6. Стебли с шипами. (Ежевика.)

0. Стебли покрыты волосками. Прикорневые листья и стебли отходят от корневища. (Земляника лесная.)

Определительная карточка 3 (семейство Бобовые)

1. Листья тройчатые —> 2.

0. Листья с одной или несколькими парами листочков —> 3.

2. Цветки собраны в головчатое соцветие (род Клевер) —> 4.

0. Цветки собраны в соцветие кисть (род Донник) -” 5.

3. Листья с одной парой листочков, с усиками на конце листа (род Чина) -”6.

0. Листья с несколькими парами листочков, с усиками на конце листа (род Горох) -”7.

4. Стебель ползучий, укореняющийся. Соцветия — головки белого цвета, при высыхании буреют. (Клевер ползучий.)

0. Стебель восходящий. Прикорневые листья на длинных черешках, покрыты волосками. Два верхних листа прилегают к соцветию. Соцветия — головки красного цвета, при высыхании буреют. (Клевер луговой (красный).)

5. Цветки желтые. (Донник лекарственный.)

0. Цветки белые. (Донник белый.)

6. Цветки желтые, в кистях по 4—12 цветков. Прилистники (у основания черешка) почти одинаковой длины с листочками. (Чина луговая.)

0. Цветки розовые, при высыхании буреют. Прилистники узкие, значительно меньше листочков. (Чина клубненосная.)

1. Цветки белые. (Горох посевной.)

0. Цветки светло-фиолетовые. (Горох полевой.)

Определительная карточка 4 (семейство Пасленовые)

1. Цветки крупные (2—6 см) —” 2.

0. Цветки более мелкие (до 1,5 см) —” 5.

2. Венчик белый, при высыхании слегка буреет —” 3.

0. Венчик иной окраски —” 4.

3. Листья сидячие (без черешка), с цельным краем пластинки, стебе и и листья опушенные. (Табак душистый.)

0. Листья черешковые, крупные, с выемками по краю пластины) (Дурман вонючий.)

4. Венчик самой разнообразной окраски, шириной 5—6 см. Цветки одиночные, сидят на цветоножках, листья с цельным краем. (Петуния гибридная.)

0. Венчик грязно-белый, с фиолетовыми жилками. Цветки почти без цветоножек, на верхушке собраны кучно, а ниже, в пазухах листьев, одиночные. (Белена черная.)

5. Листья непарнопрерывисто-перистые —> 6.

0. Листья по краю слегка выемчатые, сближены попарно. В соцветиях можно увидеть мелкие цветки и плоды одновременно. (Паслен черный.)

6. Соцветия не поднимаются выше листьев. Цветки с желтым венчиком. Молодые побеги и соцветия сильно опушены. (Томат.)

0. Соцветия на длинных цветоносах поднимаются над листьями. Цветки фиолетовые, розовые, белые, с крупными желтыми пыльниками. (Картофель.)

Определительная карточка 5 (семейство Сложноцветные)

1. Соцветия лиловые —> 2.

0. Соцветия иной окраски —” 3.

2. Листья и стебли с колючками. Соцветия обернуты снизу округлыми буроватыми листочками, заостренными в колючку. (Чертополох колючий.)

0. Листья и стебли без колючек. Соцветия обернуты снизу округлыми буроватыми листочками. (Василеклуговой)

3. Соцветия ярко-желтые или оранжевые, краевые язычковые цветки той же окраски —> 4.

0. Соцветия бледно-желтые или иной окраски -4 5.

4. Листья перисто-рассеченные, серовато-зеленой окраски, соцветия ярко-желтые с одним рядом краевых язычковых цветков. (Пупавка красильная.)

0. Листья цельнокрайние, сидячие (без черешков), соцветия ярко- оранжевые с несколькими рядами краевых язычковых цветков. (Ноготки лекарственные.)

5. Соцветия состоят из одинаковых светло-желтых цветков —” 6.

0. Соцветия имеют по краю белые язычковые цветки —> 7.

6. На безлистном стебле расположены два—четыре соцветия. Листья прикорневые. (Кульбаба осенняя.)

0. На ветвистом стебле четыре и более соцветия. Нижние листья имеют колючезубчатый край пластинки. (Осот желтый (полевой).)

7. Соцветия мелкие, собраны кучно по несколько десятков на верхушке стебля. Листья перисто-рассеченные. (Тысячелистник обыкновенный.)

0. Соцветия располагаются одиночно —> 8.

8. Соцветия крупные (около 5 см). Листья цельные с пальчатым краем пластинки. (Нивяник обыкновенный, поповник.)

0. Соцветия более мелкие (1,5 см). Листья перисто-рассеченные. Стебель ветвистый. (Ромашкалекарственная.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 25, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме различных представителей семейств класса Двудольные, подписать их названия. Использовать все систематические таксоны в правильной последовательности: царство (Растения), отдел (Покрытосеменные), класс (Двудольные), семейство, род, вид.






Для любых предложений по сайту: [email protected]