Совместная жизнь организмов в природном сообществе - ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Совместная жизнь организмов в природном сообществе - ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок- экскурсия).

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, групповой деятельности.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных за

дач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: ярус, ярусное строение природного сообщества, надземная ярусность, подземная ярусность; характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества; называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе; объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов; называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции.

Оборудование и материалы: полевой дневник, простой карандаш, определитель растений.

Общие рекомендации. Учебные экскурсии позволяют объединить учебный процесс с реальной жизнью. Эта форма организации обучения развивает умение проводить наблюдения, изучать различные объекты, явления и процессы в естественных условиях. Правила ведения полевого дневника необходимо предварительно вывесить на доске объявлений в кабинете биологии и указать ученикам на это.

Учитель заранее выбирает место для проведения урока-экскурсии (парк, лесопарк). Во время экскурсии ученики делают записи и зарисовки, а также фотографируют различные объекты. В конце экскурсии учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах поведения на экскурсии.)

II. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос.)

— Что такое растительное сообщество?

— Приведите примеры растительных сообществ.

— Что такое фитоценоз?

— Что такое экосистема?

— Какие экосистемы называют природными?

— Приведите примеры искусственных экосистем.

— Как растения взаимодействуют между собой в рамках природного сообщества?

— Какие группы живых организмов входят в природное сообщество?

— Какие функции выполняет каждая группа?

— В чем состоит роль круговорота живых существ в природном сообществе?

III. Работа по теме урока

(Учитель напоминает правила работы с полевым дневником.)

Правила ведения полевого дневника

1. Производи записи на месте наблюдения.

2. Используй простой карандаш средней твердости. Такие записи не размывает вода. В отличие от шариковой ручки, карандаш пишет и на морозе, и по влажной бумаге (в туман, под дождем).

3. В полевом дневнике пиши на одной стороне разворота, оставляя вторую для уточнений, замечаний, рисунков и схем.

4. Начинай каждую запись с указания даты, времени наблюдения, метеоусловий, привязки к местности.

5. Делай записи так, чтобы любой человек при их прочтении понял, что автор наблюдал сам, что записал с чужих слов, а что есть плод его размышлений.

1. Строение природного сообщества

(Учитель рассказывает о приспособлениях к совместной жизни растений в сообществе, указывая на природные объекты. Ученики слушают, отвечают на вопросы, делают записи и зарисовки в полевых дневниках.)

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что не все растения имеют одинаковую высоту. Это одно из приспособлений растительных организмов к совместной жизни. В процессе эволюции они научились “делить” пространство между собой. Растения распределяются в соответствии с потребностями во влаге, свете, минеральном питании. Внешне подобное распределение растений выглядит как вертикальное расчленение растительности, называемое ярусностью, где ярус — часть растительного сообщества,

в котором расположена большая часть органон, участвующих в фотосинтезе (листья, стебли). Наиболее четко ярусное деление проявляется в лесных фитоценозах.

— Какие растения занимают верхний ярус в лесном фитоценозе? (Верхний ярус образуют кроны самых высоких деревьев сосен, елей, берез.)

Эти растения будут являться средообразующими видами, так как они регулируют поступление света на нижние ярусы сообщества.

Высота верхнего яруса растительного сообщества может составлять 10—20 м. Этот ярус может быть представлен как одним видом (ель обыкновенная в еловом лесу), так и несколькими преобладающими видами растений (дуб, липа, клен в широколиственном лесу).

Второй ярус в лесном сообществе представлен подростом — низкорослыми деревьями. В смешанном или широколиственном лесу подрост часто состоит из таких растений, как рябина, черемуха, боярышник, яблоня и др.

Третий ярус называют подлеском. Здесь расположены различные кустарники. В смешанном и широколиственном лесу для подлеска наиболее характерными видами растений являются лещина (орешник), крушина, калина, бересклет, жимолость, бузина и др.

Четвертый ярус — травянистый — состоит из различных трав и кустарничков. В хвойном лесу в травянистом ярусе растут черника, брусника, кислица обыкновенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная и др. В смешанном и широколиственном лесах — сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень европейский, медуница неясная, ветреница дубравная, вороний глаз и др.

Ниже четвертого, травянистого яруса, может располагаться пятый, надпочвенный ярус. Здесь произрастают преимущественно мхи, лишайники, грибы.

Но ярусность характерна не только для надземных частей растительности, но и для подземных. Корни деревьев проникают глубже в почву, чем корни других растений сообщества, соответственно, они составляют первый подземный ярус.

Второй подземный ярус составляют корни низкорослых деревьев (подроста). Третий ярус представлен корнями подлеска, четвертый - травянистого яруса, а в пятом ярусе располагаются ризоиды мхов. Таким образом, подземная ярусность является зеркальным отображением надземной ярусности.

2. Условия обитания в природном сообществе

— Как вы думаете, какие из растений лесного сообщества будут получать наибольшее количество солнечного тепла и света? (Растения верхнего яруса — деревья.)

— А какие растения получат меньше всего света? (Растения нижнего яруса.)

В растительном сообществе нижний ярус занимают теневыносливые растения, а верхний — светолюбивые.

— Как еще могут различаться условия обитания растений в различных ярусах? (В нижних ярусах выше влажность, обитающие там растения меньше подвержены воздействию сильных ветров.)

— Как подземная ярусность влияет на растения природного сообщества?

(Ответы учеников.)

Например, корни деревьев нередко достигают грунтовых вод, следовательно, деревья лучше обеспечены водой по сравнению с другими растениями сообщества.

Ярусность наблюдается не только в лесных, но и в луговых и болотных сообществах.

(Учитель обращает внимание на то, как распределяются растения на лугу (поляне).)

— Зарисуйте ярусы, наблюдаемые на экскурсии, подпишите названия растений разных ярусов.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Ученики отчитываются о проделанной работе, записывают выводы. Учитель собирает полевые дневники для проверки.)

Домашнее задание

1. Прочитать §31, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме схему расположения корневых систем растений с учетом их ярусности, подписать их названия.

Дополнительный материал

Растения-паразиты

Есть на свете травы и даже кустарники, живущие на других растениях и добывающие питательные вещества из их тканей.

Одно из таких растений — омела. Для обеспечения своего существования омела пускает вглубь древесных тканей растения-хозяина, на котором она обосновалась, особые присоски. Почти все виды омелы, паразитирующие на разных деревьях, имеют между собой много общего. Это небольшой густой кустик с короткими вильчатыми веточками и торчащими в разные стороны кожистыми листьями. В развилке веточек располагаются желто-зеленые цветки, на месте которых осенью созревают яркие липкие ягоды. Благодаря липким ягодам омела и попадает на другие деревья. А помогают ей в этом птицы. Они едят плоды, а семена выходят из кишечника птиц непереваренными. Помет попадает на ветку дерева, и семечко вместе с ним присыхает к ней. Со временем семечко прорастает, и на ветке появляется новый кустик омелы.

Омела имеет хлорофилл и сама способна к фотосинтезу. Таким образом, она хотя бы некоторую часть пищи добывает самостоятельно. Но есть среди цветковых растений и настоящие паразиты, например, повилика льняная. Она лишена нормальных корней и листьев. Стебли повилики обвиваются вокруг растений и прикрепляются к ним гаусториями. При этом они плотно сплетаются вокруг растения-хозяина, часто буквально иссушая его.

В европейской части России встречается еще один паразит — заразиха. Пустынные виды заразихи паразитируют на корнях саксаула, вытягивая из них не только воду и минеральные соли, но и органические вещества. Оказавшись рядом с корнями будущего хозяина, миниатюрные семена заразихи прорастают и внедряются в них. Заразиха растет быстро, вытягиваясь над поверхностью почвы в виде жирных соцветий. Другие виды заразихи паразитируют на сельскохозяйственных культурах — клевере, люцерне и многих других.

Единственным в своем роде паразитом среди хвойных растений является паразитаксус. Поселяясь на стволах деревьев, этот кустарник пускает корни между их корой и древесиной, причем корни распространяются не как можно было ожидать — вниз, к основанию ствола, а наоборот — вверх, в сторону кроны, и притом на довольно значительную высоту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]