Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса - ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса - ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Тип урока: урок развивающего контроля.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать мотивацию учения; применять полученные знания в практической деятельности; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса; применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям; характеризовать отличительные признаки представителей царства Растения; объяснять строение и функции органов и систем органов растений; устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и экосистем.

Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, гербарии; листы плотной бумаги, части растений, газета, клей, ножницы, иголка, катушка с зелеными нитками (комплект для каждого ученика); комнатное растение, стеклянный колпак, лучина, спички (4-5 комплектов); семена подсолнечника, клубень картофеля, лист бумаги, ступка с пестиком, нож, йод, мука, марля, стаканчик с водой (4—5 комплектов).

Общие рекомендации. Данный урок является последним в курсе изучения ботаники, поэтому он должен быть посвящен обобщению полученных знаний, проверке уровня усвоения учебного материала. Проверить уровень биологического мышления учеников можно с помощью лабораторных опытов. Развитое биологическое

мышление — один из основных компонентов успеха в изучении биологии и последующей сдаче экзаменов в 9 и 11 классах.

Ученики также могут самостоятельно провести опыты, продемонстрированные учителем на уроках 14, 15.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Работа по теме урока

1. Практическая работа

Друзья, весь год мы знакомились с удивительным миром растений, узнавали его тайны, наблюдали и описывали. Сегодня вы как настоящие исследователи природы не только продемонстрируете свои биологические знания, но и выступите в роли экспериментаторов.

— Разделитесь на творческие группы (по 4—5 человек). Выполните задания и проведите лабораторный опыт.

(Группы выполняют задания при консультативной помощи учителя. Затем готовят коллективный отчет с описанием хода работы, зарисовками, ответами на вопросы.)

Карточка 1. Фотосинтез

— Дайте определение понятия “фотосинтез”.

— Создайте схему (модель) процесса фотосинтеза.

— Какое значение играет фотосинтез в жизни растения? Назовите вещества, которые растения образуют при фотосинтезе, и вещества, которые участвуют в этом процессе. Подтвердите свой ответ опытным путем.

— Назовите органы растения, участвующие в фотосинтезе.

— Как эти органы приспособлены для фотосинтеза?

— Всегда ли эти органы выполняют функцию фотосинтеза?

Карточка 2. Почвенное питание растений

— Дайте определение понятия “почвенное питание растения”.

— Создайте схему (модель) процесса почвенного питания растения.

— Какое значение играет почвенное питание в жизни растения? Назовите вещества, которые поступают в растение благодаря почвенному питанию. Подтвердите свой ответ опытным путем.

— Назовите органы растения, участвующие в почвенном питании.

— Как эти органы приспособлены для почвенного питания?

— Всегда ли эти органы выполняют функцию только почвенного питания?

Отчет по проведению опыта № 1

(Демонстрируются результаты опыта, заложенного ранее.)

Этот опыт доказывает, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород.

1. Комнатное растение было помещено под стеклянный колпак с небольшим отверстием наверху.

2. Отверстие плотно закрыто кусочком стекла.

3. Растение на сутки было помещено в освещенное место, т. е. шел процесс фотосинтеза.

4. Мы сдвинули стекло и опустили внутрь колпака горящую лучину.

5. Лучина не потухла, а даже стала гореть еще ярче.

Вывод. В процессе фотосинтеза образовался кислород, который и поддерживает горение лучины.

Отчет по проведению опыта № 2

Этот опыт доказывает, что в растении содержатся органические вещества, полученные в процессе фотосинтеза и почвенного питания.

Ход опыта

1. Раздавили несколько семян подсолнечника на листе при помощи пестика.

2. На листе осталось жирное пятно. Жир — органическое вещество.

3. Капнули йод на срез клубня картофеля.

4. В этом месте срез окрасился в черно-синий цвет. Значит, в клубне содержится крахмал — органическое вещество.

5. Поместили немного муки в марлевый мешочек. Мешочек промыли в воде.

6. На марле осталась клейковина — растительный белок.

Вывод. В процессе фотосинтеза и почвенного питания в различных частях растения накапливаются органические вещества.

2. Гербаризация растений

Вы прекрасно справились с заданием. Я надеюсь, что на каникулах вы продолжите изучать прекрасный и загадочный мир растений.

Друзья, прежде чем собирать растения для гербария, вы должны узнать, не занесены ли они в Красную книгу. Помните, что мы должны защищать и оберегать редкие и исчезающие виды растений!

Летом можно сделать коллекцию соцветий, надписав на этикетках название растения и форму соцветия.

— Какие формы соцветий вы знаете?

(Ответы учеников.)

Можно изготовить коллекцию различных листьев (листовых пластин).

— Какие формы листьев вам известны? Приведите примеры.

(Ответы учеников.)

Листья также бывают игольчатыми (хвоя сосны), линейными (злаки), ланцетовидными (ива), в форме удлиненного эллипса (черемуха), овальными (подорожник), яйцевидными (тополь), треугольными (лебеда), ромбическими (береза), округлыми (осина), сердцевидными (фиалка), почковидными (копытень), стреловидными (стрелолист), копьевидными (вьюнок), в форме щита (настурция).

Препарат мозаики листьев хорошо показывает приспособление растительного организма к солнечному освещению. Если посмотреть сверху на горизонтально растущую ветвь какого-нибудь кустарника или молодого деревца подлеска и подроста под тенистым пологом леса, то легко заметить, что листья одной ветви не затеняют друг друга. Особенно красива такая мозаика у клена, где крупные и мелкие листья сливаются в сплошную зеленую поверхность в одной плоскости.

При изготовлении препарата мозаики листьев следует положить под пресс по одной-две ветви каждого вида. Не следует расправлять листья и изменять их расположение.

Очень красивы препараты цветков различных семейств. В центр листа следует поместить высушенный расчлененный цветок одного типичного представителя семейства, а вокруг — засушенные цветки растений различных родов этого семейства. Такой препарат показывает единство строения цветков определенного семейства и многообразие форм цветков, принадлежащих к разным родам, их приспособленность к различным условиям жизни.

Для составления коллекции стеблей необходимо провести первоначальный отбор стеблей по их форме.

— Какие виды и формы стеблей вы знаете?

(Ответы учеников.)

Форма побега и расположение в пространстве могут быть очень разнообразными. Большинство растений имеют прямостоячие стебли.

— Какие растения имеют такие стебли?

(Ответы учеников.)

Ползучие и цепляющиеся стебли позволяют растениям быстро осваивать новые территории. Так, плющ при помощи специальных прицепок может расти даже на вертикальной и каменистой поверхности. Вьющийся стебель хмеля обвивает любую опору.

— У каких растений ползучие стебли?

(Ответы учеников.)

Образец лежачего стебля (плеть) вы найдете у огурца.

У большинства растений семейства Зонтичные полые стебли. У злаковых стебли округлые, а у осоковых — трехгранные.

— Работая в группах (или парах), с помощью дополнительного материала и инструкции составьте гербарий.

Дополнительный материал

Собранные для гербария растения необходимо сразу же расправлять на листах бумаги и закладывать в специальную гербарную сетку или папку для сушки. Собирать травянистые растения нужно целиком с цветками и плодами, выкапывая с корнями, корневищами, луковицами. У крупных трав берут только верхушку с цветками и плодами, несколько средних листьев со стеблем и прикорневую часть с листьями.

Для сушки используют фильтровальную или газетную бумагу. При сушке растения оставляют в тех же листах, в которых они были заложены первоначально, а сменяют только сушильные листы.

Все работы, связанные с сушкой, надо выполнять аккуратно. Сетки крепко стягивают ремнями и подвешивают или возле открытого окна, или на открытом воздухе.

Семена растения следует высыпать в маленькие конвертики, которые приклеивают на гербарный лист.

Инструкция

1. Взять листы плотной бумаги (для большого гербария размером 45 к 30 см, для малого — 30 к 20 см).

2. Вдеть зеленую нитку в иголку.

3. Поместите высушенное растение на лист бумаги так, чтобы в правом нижнем углу листа осталось место для надписи.

4. Аккуратно пришейте растение на лист бумаги.

5. На небольшом листке бумаги с помощью определителя растений указать:

1) название вида и рода растения (русское и латинское);

2) название района (города), на территории которого найдено растение;

3) название места сбора растения (на лугу, в лесу, сорное в посеве и т. д.);

4) дату сбора (год, месяц, число);

5) имя того, кто собрал растение;

6) имя того, кто определил растение;

6. Приклейте этикетку в правом нижнем углу гербарного листа.

(По окончании инструктажа по изготовлению гербария ученики при консультативной помощи учителя изготавливают гербарные листы.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

— Друзья, впереди у вас целое лето. Будьте внимательны и наблюдательны. Изучайте растения, делайте записи в полевых дневниках, создавайте гербарии. Я желаю вам интересных открытий и успеха в исследовательской деятельности!






Для любых предложений по сайту: [email protected]