Ткани растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Ткани растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять

рефлексию своей деятельности; п. — строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: ткань, проводящие, образовательные, основные, покровные и механические ткани', характеризовать особенности строения и функции тканей растений; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями тканей; объяснять значение тканей в жизни растения; отвечать на итоговые вопросы изученной темы.

Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, презентация “Виды тканей растений”, сравнительная таблица “Ткани растений” (на каждую парту), рельефные таблицы “Клеточное строение корня” и “Клеточное строение листа”.

Общие рекомендации. Материал параграфа сложен для восприятия шестиклассников, поэтому целесообразно предложить им работать со сравнительными таблицами, подготовленными учителем. Необходимо разобрать материал на уроке, а затем попросить учащихся выписать в тетрадь основные характеристики каждой ткани. Все, что ученики запишут в свои таблицы, они должны уметь объяснять и комментировать.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

(Проверка выполнения заданий в тетради. Опрос по опорным понятиям.)

III. Работа по теме урока

(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией и демонстрацией рельефных таблиц. По ходу рассказа ученики записывают основные термины.)

1. Понятие о ткани растений

На предыдущих уроках мы с вами говорили о клетке, ее строении, о функциях различных органоидов клетки. В процессе эволюции сходные по строению и функциям клетки объединяются в ткани, ткани в органы, а органы — это часть многоклеточного растительного организма. Каждый орган имеет строение, соответствующее его функции. Превращение различных частей растения в органы произошло из-за необходимости приспосабливаться к наземному образу жизни. У низших растений, обитающих в водной среде, такой необходимости не было. Но об этом мы с вами поговорим немного позже. Сегодня на уроке мы будем изучать ткани растений.

Тканями называют группы клеток, сходных по строению, происхождению и функциям. Из них формируется тело растений. Пространство между клетками называют межклетниками (межклеточным пространством).

Изучением тканей занимается наука гистология. Ее основоположниками были итальянский ученый Марчелло Мальпиги и английский ученый Неемия Грю. Последний в 1671 г. в своей книге “Анатомия растений” впервые использовал термин “ткань”.

2. Виды тканей растений

Выделяют пять основных видов растительных тканей: образовательную, покровную, основную, механическую и проводящую.

Основная ткань занимает пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Выполняемые ею функции зависят от ее расположения в органах растений.

В таблице представлены различные характеристики тканей растений. Исходя из названий, несложно догадаться, какие функции выполняет та или иная ткань.

— Изучите сравнительную таблицу и ответьте на вопросы.

Виды тканей

Ткань

Характеристика

Функции

Расположение

Образовательная

Клетки молодые, небольшие по размеру, с тонкими оболочками и крупными ядрами, плотно прилегающие друг к другу, способные к постоянному делению

Деление клеток, рост растения, образование новых органов

Верхушка корня, стебля (конус нарастания), камбий

Покровная

Кожица состоит из одного слоя плотно прилегающих друг к другу клеток

Уменьшение испарения и регуляция газообмена

Стебли и листья молодых растений, плоды, семена, части цветка


Пробка — несколько рядов плотно прилегающих друг к другу мертвых клеток, заполненных воздухом

Защита от потери влаги, колебаний температуры, болезнетворных бактерий

Однолетние побеги деревьев и кустарников


Корка — многослойная мертвая ткань

Защита от механических повреждений, резких перепадов температур

Стволы многолетних деревьев и кустарников

Механическая

Клетки чаще всего имеют вытянутую форму, одревесневшие оболочки; располагаются в виде тяжей, пластинок

Роль скелета (опорная функция)

Луб, стебли, черешки и жилки листьев

Проводящая

Представлена сосудами, образованными длинными, вытянутыми мертвыми клетками, расположенными вертикально, с разрушенными поперечными перегородками, и ситовидными трубками — живыми вытянутыми клетками с отверстиями в поперечной стенке, напоминающей сито

Передвижение воды с минеральными веществами от корня к листьям и органических веществ от листьев к другим органам растения

Стебли, корни и жилки листьев, луб стебля, корня

Основная

Клетки с тонкими стенками, с большим числом хромопластов, расположены рыхло, с большими межклетниками

Образование органических веществ в процессе фотосинтеза

Листья растений, стебли трав


Крупные тонкостенные клетки, расположенные достаточно плотно

Запасание органических веществ

Корневища, клубни, луковицы, плоды, семена, стебли и листья некоторых растений


Крупные межклетники, соединенные между собой в вентиляционную сеть

Обеспечивает клетки кислородом, позволяет плавать на поверхности

В подводных органах водных и болотных растений, в воздушных корнях


Живые клетки с вакуолями, содержащими эфирные масла, смолы, нектар, воду и др.

Выделение различных веществ в окружающую среду или внутрь растений; защита от поедания животными, повреждения насекомыми, микроорганизмами; привлечение насекомых-опылителей

На поверхности или внутри различных органов

Вопросы к классу

— Клетки какой ткани всегда молодые? (Образовательной.)

— Почему клетки образовательной ткани имеют крупное ядро в центре и много мелких вакуолей? (У молодых клеток ядро располагается в центре и много мелких вакуолей, а образовательная ткань состоит из молодых, постоянно делящихся клеток.)

— Какой частью растет корень, побег? (Верхней, так как там находится образовательная ткань.)

— В какой ткани клетки плотно прилегают друг к другу и почему? (В покровной ткани, так как она выполняет защитную функцию.)

— Какие примеры покровной ткани вы можете привести? (Кожица, пробка, корка.)

— Какую функцию кроме механической защиты выполняет покровная ткань? (Регулирует газообмен.)

— Чем отличается кожица от пробки и корки? (Кожица живая, а пробка и корка — мертвые ткани.)

— Если бы мы сравнивали растение с крепостью, чем бы являлась покровная ткань? (Защитной стеной крепости.)

— Клетки каких тканей имеют вид вытянутых трубочек? (Механической и проводящей.)

— Зачем растению нужна механическая ткань? (Она придает растению прочность, упругость.)

— Как человек использует механическую ткань растений? (Из растительных волокон изготавливают веревки и ткани.)

— Какую функцию выполняет проводящая ткань? (Транспорт воды с растворенными веществами.)

— Какие виды проводящей ткани можно обнаружить в растении? (Сосуды и ситовидные трубочки.)

— Чем отличается строение сосудов и ситовидных трубочек? (В сосудах перегородки между клетками разрушились, а у ситовидных трубочек они имеют отверстия.)

— Что и в каком направлении переносят сосуды и ситовидные трубки? (Сосуды переносят воду с солями от корня к листьям, а ситовидные трубочки — воду с органическими веществами от листьев к другим органам растения.)

— Если бы мы сравнивали растение с домом, чем бы являлась проводящая ткань? (Водопроводом, канализацией.)

— Где в растении расположена основная ткань? (Во всех органах.)

— Какие функции выполняет основная ткань? (Фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная функции.)

— Если бы мы сравнивали растение с городом, чем бы являлась основная ткань? (Заводами, складами.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)

• Образовательная ткань состоит из молодых, постоянно делящихся клеток. Она участвует в образовании новых органов растения. Поскольку растение, в отличие от животных, растет на протяжении всей жизни, образовательные ткани расположены в различных местах растения.

• Покровная ткань предохраняет растения от высыхания и других неблагоприятных воздействий окружающей среды, ее клетки плотно прилегают друг к другу.

• Механическая ткань выполняет опорную функцию и состоит из прочных и эластичных клеток.

• Благодаря проводящей ткани осуществляется перемещение (проведение) различных веществ внутри растения, поэтому клетки этой ткани напоминают водопроводные трубы.

• Основная ткань составляет основную массу различных органов растения. Она может фотосинтезировать, и тогда в ней находятся пластиды с хлорофиллом, а также способна хранить уже готовые вещества и в этом случае расположена в корневищах, клубнях, луковицах, плодах, семенах растений.

Домашнее задание

1. Прочитать § 4, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Сравнить растительный организм с предприятием (городом, государством). Нарисовать схему, в которой отражены объединяющие эти системы связи (например, производство продукции, ее транспортировка, складирование, использование, обмен с другими системами, руководство этими процессами, охрана (защита от внешних нежелательных вторжений).






Для любых предложений по сайту: [email protected]