Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы Sarcomastigophora. Саркодовые - Protozoa - ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и жгутиконосцы Sarcomastigophora. Саркодовые - Protozoa - ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; п. — работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и рисунок), строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: колония, ложноножки, вакуоли (пищеварительная, сократительная), бесполое размножение, циста; выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы; распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях; устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амебы протей; обосновывать роль простейших в экосистемах; осознавать роль микроскопических животных в природе и в жизни человека.

Оборудование: учебник, проектор, экран, учебный видеофильм о простейших, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации; принадлежности для рисования.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, выставляет отметки за работы, проверенные вместе с учениками — экспертами из каждой группы.)

II. Работа по теме урока

1. Общая характеристика простейших

Животные, которые относятся к подцарству Простейшие, состоят из одной клетки, которая выполняет все функции живого организма, т. е. передвижение, питание, размножение, реакция на внешние раздражители, дыхание, защита.

Долгое время о существовании этих животных люди и не подозревали. Изучение простейших стало возможным, когда появился такой оптический прибор, как микроскоп. Открытие одноклеточных организмов было совершено в 1670-е гг. Антони ван Левенгуком. На уроках ботаники мы говорили, что Левенгук, рассмотрев в микроскоп каплю обыкновенной воды, обнаружил в ней бесчисленное множество живых существ всевозможных форм. Что это за существа, Левенгук не знал. Они были невероятно малы, и поэтому он называл их “анималькулями”, что в переводе с голландского означает “маленькие животные”, “зверюшки”.

Простейших в настоящее время известно около 70 тыс. видов. Среди них есть как свободноживущие, так и паразитические формы. Кроме того, существуют и так называемые колониальные формы, когда дочерняя клетка не отделяется от материнской, а продолжает жить вместе с ней. Несколько таких клеток образуют колонию.

Интересно, что эволюция далеко не всегда означает усложнение организмов. Примером экстремального упрощения можно считать одноклеточных паразитов Myxozoa, которые являются родственниками медуз. Ученые с помощью анализа ДНК установили, что некоторые медузы превратились в этих одноклеточных в процессе эволюции. В ходе специализации геном данных паразитов уменьшился больше чем на 95%, из него исчезли гены, отвечающие за формирование многоклеточных особей.

2. Образ жизни и строение саркодовых

Вернемся к истории открытия простейших. Левенгук, желая узнать, от чего зависит жгучий вкус перца, попытался отделить мельчайшую частицу этой острой пряности. Для этого он решил предварительно размочить перец и залил его водой. Несколько дней спустя, посмотрев через линзу на каплю перечного настоя, Левенгук обнаружил невероятное количество “маленьких животных”. Свои наблюдения естествоиспытатель описал следующим образом. “Одни имеют вид удивительных маленьких звездочек, другие — треугольников, полумесяцев, третьи напоминают колокольчики, сидящие на длинных ножках, четвертые постоянно меняют свою форму, как крошечные капли масла, переливающиеся то в ту, то в другую сторону”. Теперь в руках у Левенгука был способ разводить “зверушек”. Оказалось, что они появляются не только в настое из перца, но и в настоях из травы, сена и различных семян. Левенгук назвал их “инфузориями”, так как в переводе с латинского слово “инфузум” означает “настой”, “наливка”. Сейчас такое название закрепилось лишь за одной группой простейших животных с удлиненной, обтекаемой формой тела.

В настоящее время ученые подразделили простейших на три типа, один из которых состоит из двух классов, а два других включают по одному классу, носящему то же название, что и соответствующий тип. Сегодня мы начнем изучать тип Саркрдовые и жгутиконосцы, класс Саркодовые.

(Учитель демонстрирует таблицу. Ученики фиксируют ее в тетради. Можно записать только информацию, относящуюся к данному уроку, и продолжить заполнениие таблицы в тетради на следующем уроке.)

Царство

Животные

Подцарство

Одноклеточные, или Простейшие (70 тыс. видов)

Тип

Саркодовые и жгутиконосцы (18 тыс. видов)

Инфузории (6 тыс. видов)

Апикомплексы, или споровики

Класс

Саркодовые (11 тыс. видов)

Жгутиконосцы (7 тыс. видов)

Ресничные инфузории

Сосущие инфузории

Споровики (3,6 тыс. видов)

Представители

Амеба протей, амеба дизентерийная

Эвглена зеленая, трипаносома лямблия

Инфузория -туфелька, инфузория бурсария, сувойки

Малярийный плазмодий







(Для сравнения можно предложить следующую таблицу.)

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие

Тип

Класс

Подкласс

Характеристика, представители

Саркодовые и жгутиконосцы

Саркодовые (около 11 тыс. видов)

Корненожки (2 тыс. видов)

Дизентерийные амебы, раковинные амебы. Обитают в водоемах и сфагнумах (мхах)

Тип

Класс

Подкласс

Характеристика, представители



Солнечники (несколько десятков видов)

Обитают в морях. Имеют шаровидную форму тела (диаметр до 1 мм)

Лучевики (7—8 тыс. видов)

Планктонные и колониальные организмы

Жгутиконосцы (7 тыс. видов)

Растительные

жгутиконосцы


Животные жгутиконосцы

Обитают в водоемах — эвглена зеленая, некоторые паразитируют в теле млекопитающих — лямблии, трипанозомы

Инфузории, или Ресничные (6 тыс. видов)

Ресничные инфузории


Обитают в морях и пресных водах, влажной почве. Свободно передвигаются. Инфузория-туфелька, инфузория бурсария, сувойки

Сосущие инфузории


Сидячие формы. Снабжены щупальцами. Живут в кишечнике млекопитающих

Апикомплексы, или споровики

Споровики (3,6 тыс. видов)


Паразиты позвоночных и беспозвоночных животных — малярийный плазмодий, токсоплазмы

3. Жизненные процессы

Подразделяя простейших на классы, ученые учитывали тип движения, присущий этим “зверушкам”. Так, для саркодовых характерно передвижение с помощью ложноножек, или псевдоподий. Эти временно образующиеся выросты цитоплазмы служат саркодовым и для захвата пищи.

Типичный представитель саркодовых — амеба обыкновенная, или амеба протей. Последнее наименование, это крошечное существо получило в честь древнегреческого божества Протея, который мог менять свой облик. Дело в том, что у амебы суперэластичная клеточная мембрана, выгибая которую она образует ложноножки и может передвигаться как бы перетекая в пространстве, и питаться, окружая добычу, образуя пищеварительную вакуоль. Дышит амеба всей поверхностью клетки.

В благоприятных условиях амеба делится бесполым способом примерно раз в сутки.

(Самостоятельная работа с текстом на с. 35, 36 учебника. Опрос по тексту.)

— Почему амеба при неблагоприятных условиях (высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибает? (Покрывается цистой — плотной защитной оболочкой.)

— Обыкновенная амеба переплывает по мостику из одной капли в другую, где находятся бактерии, и старательно удаляется от кристалликов соли в капле воды. Как называется это явление? (Это раздражимость, т. е. реагирование на сигналы, поступающие в ее организм.)

— Известны виды амеб, имеющие наружный скелет — раковинки. Каково назначение раковины? (Защита, увеличение поверхности — важно для парения в воде.)

— Почему клетка крови, попав в дистилированную воду, гибнет, а амеба — нет? (Простейшее может регулировать поступление и вывод воды.)

4. Разнообразие саркодовых

Нарисуйте в альбоме одного из представителей класса Саркодовые (амебу или одну из раковинных амеб). Над рисунком запишите классификацию животного в правильной последовательности: Царство животные; подцарство Одноклеточные, или Простейшие; тип Саркодовые и жгутиконосцы; класс Саркодовые; вид амеба обыкновенная (раковинная амеба).

(Рисунок и классификация не должны занимать меньше I/4 альбомного листа.)

III. Рефлексивно — оценочный этап

(Конкурс рисунков. Оценивание выполнения задания.)

Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали, узнали много нового.

Предлагаю поработать над индивидуальными проектами. В течение учебного года каждый из вас подготовит сообщение о 10 разных животных. К следующему уроку вы расскажете об одном из представителей простейших.

(Каждый ученик по заданной теме должен подобрать интересный дополнительный материал. Кроме содержательной части в докладах должны быть изображения животных, их классификация.)

В конце учебного года вы получите маленькую личную зоологическую энциклопедию, составленную из ваших сообщений.

Домашнее задание

1. Прочитать § 8, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Подготовить сообщения на темы: “Образ жизни и строение жгутиконосцев”, “Эвглена: животное или растение?”, “Инфузории в нашем организме”, “Простейшие — паразиты” и т. д.






Для любых предложений по сайту: [email protected]