Обобщение знаний по теме, Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Обобщение знаний по теме, Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение изученных понятий; распознавать представителей различных типов червей на рисунках и фотографиях; выявлять проблемные зоны в изучен ной теме и проектировать способы их восполнения; характеризовать органы червей; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления; систематизировать материал по теме; рисовать (моделировать) схемы строения червей; оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации, плакаты и таблицы по пройденной теме, инструктивные карточки, опорные конспекты, бумага для записей, письменные принадлежности.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, собирает альбомы с рисунками для проверки.)

II. Работа по теме урока

В Австралии существует музей дождевого червя. Он представляет собой павильон, похожий на 100-метрового червя. Убранство музея напоминает внутреннее строение этого животного. Любители червей могут ходить и лазать по ходам внутри на четвереньках.

(Класс делится на три команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает свое название. Участники команд размещаются отдельно за сдвинутыми столами. Целесообразно назначить учеников-экспертов, которые будут проверять ответы, поданные командами на отдельных листках, и подсчитывать баллы.)

Конкурс “Выдай паспорт”

(Проводится жеребьевка между капитанами команд. Разыгрываются жетоны: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. Команды получают листы с перечнем признаков и в соответствии с жеребьевкой характеризуют тот или иной тип червей — составляют его биологический “паспорт”.)

Список признаков:

1) двусторонняя симметрия

2) кожно — мускульный мешок

3) эктодерма

4) энтодерма

5) мезодерма

6) кровеносная система

7) семенники

8) звездчатые клетки с ресничками

9) дыхательная система

10) финна

11) вторичная полость

12) анальное отверстие

13) усики

14) жабры

15) яичники

16) членики

17) сегменты

18) нервная цепочка

19) глаза

20) параподии

21) щетинки

22) окологлоточное нервное кольцо

23) кольцевые мышцы

24) продольные мышцы

Ответ:

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 15, 16, 23, 24

1, 2, 3, 4, 5, 7, 12, 15, 22, 24

1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 11, 12, 15, 17, 18, 22, 23, 24

(Подчеркнуты номера признаков, совпадающих у всех представителей червей. Максимальный балл за конкурс — 8.)

Конкурс “Допиши текст”

(Необходимо заполнить пропуски в тексте. Участники каждой команды между собой обсуждают варианты ответов.)

1. Тело планарий снаружи покрыто ... (ресничками).

2. Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи ... (присосок).

3. Тело ленточных червей состоит из большого числа ... (члеников).

4. Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми продольными и ... (диагональными) слоями мышц.

5. Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через ... (всю поверхность тела).

6. Кишечник круглых червей начинается ротовым отверстием и заканчивается ... (анальным отверстием).

7. Дыхание у паразитических червей проходит через ... (покровы тела).

8. Нервная система плоских червей состоит из головного узла, нервных ответвлений и ... (стволов).

9. Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей, называют... (промежуточными хозяевами).

10. Организмы, в которых живут взрослые черви, называют ... (окончательными хозяевами).

11. При передвижении дождевого червя в почве огромное значение имеют... (щетинки).

12. Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и ... (брюшной нервной цепочки).

(Задание проверяется всем классом. Представители команд по очереди проговаривают завершенные предложения. Каждая команда должна ответить на 4 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

Конкурс “Кто есть кто”

(Выбранные на прошлом уроке ученики представляют мини- пьесу, в которой главные действующие лица — черви. Команды должны определить их названия и записать классификацию всех червей на листке бумаги.)

Действие 1

Действующие лица: Пескожил (П), Трубочник (Т).

Звонит телефон. Трубочник снимает трубку.

П: Алло! Алло! Плохо слышно! Это Тихое...? Тихое...? Кто на проводе?

Т: Алло! Кто говорит? Мурманск? Баренцево море? На проводе Лимнодрил Невский.

П: Здравствуй, родственник кольчатый! Ну, как поживаешь, малощетинковый, все фильтруешь?

Т: Фильтрую потихоньку, а что поделаешь? Люди реки засоряют, кому-то их чистить надо. Ну, а как у тебя с жильем дела обстоят?

П: Да сейчас нормально. Хотя хлопот, конечно, было много.

Т: Да, у меня с этим попроще. Зарылся с головой в ил, задний конец наружу выставил, чтобы было чем дышать, — и живи себе, воду очищай.

П: Как это с головой зарылся? А дышать чем же?

Т: У меня кровь как у людей — с гемоглобином, красная, поэтому я и в грязной воде проживу, а дышу, как и большинство червей, — всей поверхностью тела, то есть задней частью, которая над грунтом возвышается. Вот только из-за этого неприятности случаются.

/7: Какие?

Т: Представляешь, все кому не лень за этот конец цепляются. Ладно бы просто откусили (все равно снова вырастет), так норовят целиком меня из норки вытащить.

П: И мне все время нужно начеку быть. Чуть зазеваешься, кончик тела из норки покажешь — тут же оттяпают. Хорошо хоть, регенирировать умею. Часок попереживаю — и давай снова восстанавливаться.

Т: Да, природа нас не обидела.

П: Я на прощание спросить хочу: почему тебя так назвали? Ну, я-то — понятно. А ты?

Т: Все из-за конца этого, который наружу торчит. Мне его защитить чем-то нужно? Вот и укрепляю — прочный становится, как трубка.

П: Рад был услышать тебя.

Т: Звони, если что.

Действие 2

Действующие лица: Трубочник (Т), Пиявка (П).

П: Привет, парнишка. Ты кто такой?

Т: Я Лимнодрил Невский.

П: Тоже червяк, что ли?

Т: Точно так-с, кольчатый.

П: Родственник, значит. Хочешь, я тебе о себе расскажу? Живу примерно я лет шесть, в спокойных тихих водоемах. Я — паразит! У меня целых три пары челюстей. Что поделаешь, жить-то надо! Но я очень полезная. Люди мне многим обязаны, и, возможно, в скором времени мне воздвигнут памятник, так же как собаке и лягушке. А на памятнике будет надпись: “От благодарного человечества”.

Т: Насчет памятника — это чересчур.

П: Думаешь, много прошу? Ничего подобного! А кто спасал в течение многих веков людей от повышенного давления? До сих пор они меня изучают! Поверишь, иной раз по два года ни единой капли крови во рту не бывает.

Т: Так и умереть недолго.

П: Ничего, мы привычные. Зато уж если обедаю, то за раз столько крови могу выпить, что еще год можно не есть.

Т: Как это?

П: Кровь у меня в желудке долго может храниться, бактерии там специальные живут. Люди заметили, что кровь после моего укуса долго из ранки вытекает, не свертываясь. Заинтересовались они этим и обнаружили у меня в слюне особое вещество. Они его в честь меня назвали гирудином. Оказалось, что это вещество помогает людям тромбоз лечить. Так называется болезнь, при которой кровь слишком сильно свертывается и человек может даже умереть от закупорки сосудов.

Т: Ты молодей!

П: Еще бы! Ладно, задержалась я тут с тобой. Поплыла я дальше.

(Командам начисляется по 1 баллу за каждое верно определенное действующее лицо, а также “бонусный” балл за отмеченные признаки.)

Биологические задачи

1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь — ришта. Этот паразит человека вызывает сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.

2. Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, стенки сосудов утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?

3. Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т. е. являются животными — космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

(Командам начисляется по 2 балла за каждый верный ответ.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Определяется победитель по числу набранных баллов. Учитель отмечает успехи учеников, выставляет отметки. Можно заострить внимание на причинах неудач и предложить алгоритм решения.)

Домашнее задание

Подготовить сообщения на тему “Черви”.

Дополнительный материал

Интересные факты для сообщений по теме “Черви”

Самые крупные паразитические черви — это ленточные черви, живущие в кишечниках серых китов и кашалотов. Один экземпляр из кишечника кашалота достигал 30 м в длину.

Самый крупный вид среди земляных, или дождевых, червей — это австралийский земляной червь, достигающий в длину почти 3 м, при этом его диаметр составляет всего 2,5 см.

С помощью ресничных плоских червей планарий учеными были сделаны удивительные открытия биологической природы памяти. Действием электрического тока планарий “обучали” проползать специальный лабиринт и вырабатывали таким образом у них условный рефлекс. Затем частицы тела “обученных” червей скармливали “необученным” планариям. Удивительно, но у этих “неучей” появлялись такие же рефлексы, как у съеденных ими сородичей. Очевидно, во время обучения в организме планарий образуется вещество, отвечающее за сохранение памяти.

Отдельные виды морских многощетинковых червей немертин при недостатке пищи способны поглощать сами себя. Один такой червь за несколько месяцев голодания переварил 95% собственного тела без отрицательных для себя последствий. Получив пищу, в течение нескольких дней он полностью восстановил утраченный вес и размеры.

В медицинской практике бывали случаи, когда в кишечнике человека обитал не один, а много паразитических червей. Так, у одного пациента после принятия им соответствующих лекарств вышло 104 червя общей длиной 128 м.

Плоский червь широкий лентец, паразитирующий в кишечнике человека, имеет длину около 15 — 20 м.

В лаборатории российского ученого Т. Г. Щеголева при усиленном кормлении бычьей кровью была выращена пиявка длиной 44 см.

С помощью вещества гирудина, выделяемого в кровь укушенного животного медицинской пиявкой, врачи успешно лечат ряд сердечно-сосудистых заболеваний человека, в том числе и гипертонию (повышенное давление).

Дождевые черви способны к обучению. Были проделаны такие эксперименты. Червей поместили в лабиринт в форме буквы Т. Налево их ждала пища, направо — слабый удар электрическим током. После нескольких ударов током черви всегда безошибочно поворачивали в сторону пищи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]