Класс Брюхоногие моллюски - ТИП МОЛЛЮСКИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Класс Брюхоногие моллюски - ТИП МОЛЛЮСКИ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использовать различные информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. - формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, эстетическое восприятие объектов природы; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: терка, легкое, предсердие, желудочек, аорта, артерии, капилляры, вены, артериальная и венозная кровь; распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов брюхоногих моллюсков; характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков; описывать роль брюхоногих моллюсков в экосистемах и в жизни человека.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы “Брюхоногие моллюски”, раздаточный материал (список утверждений); материалы для изготовления гипсовых отпечатков (гипс, вода, раковины моллюсков, кисточки, растительное масло, вата, пластилин, чашечки для гипса).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Ответы на вопросы, подготовленные учителем. Тексте утверждениями предоставляется в печатном виде каждому ученику. Можно подготовить слайд с утверждениями. Учащиеся по цепочке читают утверждения и определяют их правильность, отвечая “да” или “нет”. Неверные утверждения исправляют, объясняя ошибку.)

Карточка 1

1. Тело моллюсков мягкое и имеет мантию. (Да.)

2. Тело моллюсков поделено на сегменты. (Нет.)

3. Большая часть моллюсков обитает в пресных водах. (Нет. в соленых.)

4. Все моллюски имеют двустороннюю симметрию тела; (Нет, есть и асимметричные.)

5. Предками моллюсков были кольчатые и плоские черви. (Нет, только кольчатые.)

6. У активно плавающих моллюсков раковина отсутствует. (Да.)

7. Нога служит моллюску для ползанья, а у некоторых — для плавания. (Да.)

8. Вторичная полость у взрослых моллюсков сильно увеличена и служит для поддержания формы тела. (Нет, сильно уменьшена, форму тела поддерживает раковина.)

Карточка 2

1. Пищеварительная система моллюсков слепо замкнута. (Нет, имеет конвейерный тип.)

2. Все моллюски дышат жабрами. (Нет, наземные дышат легкими.)

3. У моллюсков есть сердце, окруженное околосердечной сумкой — остатками целома. (Да.)

4. У моллюсков хорошо развиты органы осязания, равновесия и химического чувства. (Да.)

5. К типу Моллюски принадлежит около 130 видов. (Нет, 130 тыс. видов.)

6. Нервная система моллюска состоит из головного мозга и нервов. (Нет, из нескольких пар нервных узлов, соединенных нервными стволами, нервов, отходящих к органам тела.)

7. У подвижных моллюсков лучше, чем у сидячих, развиты глаза. (Да.)

8. Выделительная система моллюсков представлена почками, мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом. (Нет, только почками.)

Карточка 3

1. У моллюсков кровеносная система замкнутая. (Нет, кровь течет не только по сосудам, но и в полостях между органами.)

2. Среди моллюсков есть раздельнополые и гермафродиты. (Да.)

3. У всех моллюсков развитие имеет личиночную стадию. (Нет.)

4. Моллюски являются звеном питания в пищевых цепях. (Да.)

5. Моллюски могут повреждать деревянные части подводных построек. (Да.)

6. У моллюсков отсутствуют органы дыхания. (Нет, имеются, у большинства это жабры.)

7. Моллюски могут быть промежуточными хозяином червей паразитов. (Да.)

8. Туловище моллюсков окружено хитиновой оболочкой. (Нет, мантией.)

III. Работа по теме урока

1. Образ жизни и внешнее строение

Вы хорошо усвоили общую характеристику типа Моллюски. Начнем подробнее знакомиться с представителями этого типа. Сегодня мы послушаем сообщения об образе жизни и внешнем строении брюхоногих моллюсков.

(Заслушивание 2—3 сообщений о брюхоногих моллюсках. Учитель подводит итоги и просит учеников записать в тетрадь классификацию одного из брюхоногих.)

Примерное содержание сообщения

Для брюхоногих характерны все основные признаки типа моллюски, но есть и особенности. Практически все представители этого класса имеют цельную раковину, причем из-за того, что раковина закручена спирально, симметрия тела моллюсков нарушена.

Как правило, раковина брюхоногих закручена по часовой стрелке, т. е. вправо. Однако и среди животных встречаются левши. Некоторые ученые считают, что направление закрутки раковин улиток и других моллюсков связано с направлением течения вод в регионе. Имеются данные о том, что это — генетический признак, при этом правозакрученность доминирует над левозакрученностью.

Раковины у брюхоногих моллюсков различаются по форме и окраске. Форма может быть конической, округлой, спиральной или блюдцевидной.

(Демонстрация фотографий раковин или слайдов.)

Длина раковин — от 0,5 мм до 70 см. Внутри к раковине крепится мощный мускул, который при сокращении втягивает тело моллюска в раковину. Обычно моллюск может целиком спрятаться в раковине, кроме того, у многих на ноге имеется “крышечка”, которой они закрывают вход в раковину. У некоторых брюхоногих, например, слизней, раковина отсутствует.

У брюхоногих хорошо различимы отделы тела: голова, нога и туловище. Передвигаются они медленно. Так, максимальная скорость виноградной улитки — 7 см в минуту.

2. Внутреннее строение и размножение

(Первый вариант. Изучение нового материала — прием комментированного чтения.

Второй вариант. Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией слайдов и плакатов. Ученики заполняют сравнительную таблицу (столбец “Класс Брюхоногие моллюски”).)

Особенности моллюсков

Характеристика

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Представители

Большой прудовик, катушка, слизень



Местообитание

Моря, пресные водоемы, суша



Строение раковины

Единая, закрученная. Некоторые виды раковины не имеют



Отделы тела

Голова, нога, туловище с мантией



Органы пищеварения

Глотка, терка, слюнные железы, пищевод, желудок



Дыхание

Жабры или легкое



Кровеносная система

Незамкнутая, сердце двухкамерное или трехкамерное



Нервная система

Разбросанно-узловая



Половая система

Раздельнополые, есть гемафродиты



3. Творческая работа

Вспомните, в прошлом году мы с вами изготовили слепки растений и побывали в роли ученых-палеонтологов. Давайте продолжим наши научные изыскания. Мы изготовим отпечатки раковин моллюсков, используя гипс.

(Работа индивидуально или в парах.)

Возьмите, пожалуйста, любую раковину и очистите ее сухой кисточкой от пыли. Затем смочите комочек ваты растительным маслом и натрите раковину с выпуклой стороны. Возьмите кусочек пластилина и придайте ему форму тарелочки с толстым дном и вертикальными краями. Приложите выпуклую сторону раковины к пластилину и надавите так, чтобы раковина погрузилась в него.

(В это время учитель приготовляет раствор гипса и разливает по чашечкам учеников.)

Теперь удалите раковину из пластилиновой тарелочки и залейте ее раствором гипса. Гипс сохнет долго, поэтому ваши поделки будут готовы к следующему уроку.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 20, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Нарисовать в альбоме представителя класса Брюхоногие моллюски (на выбор), записать его классификацию.






Для любых предложений по сайту: [email protected]