ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Класс Головоногие моллюски, Обобщение знаний по теме Тип Моллюски - ТИП МОЛЛЮСКИ
Тип урока: урок рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: реактивный способ движения, череп, челюсти, чернильный мешок, головной мозг, желток, сперматофоры, выделять характерные признаки класса Головоногие моллюски; различать представителей различных классов моллюсков на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; классифицировать представителей различных классов моллюсков; аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков по сравнению с представителями других классов этого типа; самостоятельно применять, обобщать и систематизировать знания, полученные при изучении темы, делать выводы; систематизировать материал по теме, используя табличную форму представления информации.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации, таблицы по теме “Моллюски”; принадлежности для рисования.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, раздает тетради с лабораторной работой, выставляет отметки.)
II. Проверка домашнего задания
(Проверка выполнения заданий рабочей тетради к § 21. Опрос по опорным понятиям.)
III. Работа по теме урока
1. Внешнее строение
Осьминог способен к целенаправленному использованию орудий. Иногда он, держа камень в одном из щупальцев, наблюдает за двустворчатым моллюском пинной до тех пор, пока она не раскроет раковину, после чего осьминог вставляет между створками камень. Моллюск не может замкнуть створки раковины и становится легкой добычей осьминога.
Осьминоги относятся к классу Головоногие моллюски, а моллюски пинна, как вы уже догадались, принадлежат к классу Двустворчатые моллюски.
Послушаем сообщения об образе жизни и внешнем строении головоногих моллюсков.
(Заслушивание 2—3 сообщений о головоногих моллюсках. Учитель подводит итоги и просит учеников записать в тетрадь классификацию одного из головоногих.)
Примерное содержание сообщения
Осьминог обыкновенный — самый распространенный вид осьминогов в водах Средиземного моря и Атлантического океана от побережья Англии до берегов Сенегала. Длина тела обычно - 25 см, рук-щупалец — от 90 до 130 см, масса — 10 кг.
Осьминог чудесный имеет красивую красноватую окрасу тела с уникальными белыми пятнами-линиями. В моменты опасности это животное устраивает настоящее “шоу”: выпускает из воронки струю довольно ядовитой черной жидкости, растекающейся не сразу, а образующей каплю, которая принимает очертания самого животного. Размер тела — 20 см. Обитает на Филиппинах, в Индонезии, Вануату.
Размах щупалец самого крупного пойманного осьминога Дофлейна составил 9,6 м, а масса тела — 272 кг. Обитает в северной части Тихого океана (у берегов Японии, в морях Дальнего Востока, у берегов Америки от залива Бристоль до Калифорнии) на небольших глубинах, предпочитая каменистые участки дна.
Длинноногий осьминог имеет общую длину тела до 1,5 м, массу до 2 кг, окрас от красно-коричневого до оранжево-коричневого. Кожа покрыта многочисленными бородавками. На зонтике есть много ярко-белых точек. Обитает на небольших глубинах (от 3 до 45 м) в большинстве морей мира (Красное море, Средиземное море, Аравийское море, Карибское море, Тихоокеанское побережье Америки, Атлантика и др.).
Осьминог имитатор обладает способностью подражать другим морским животным — имитирует физическое подобие морских змей, скатов, медуз, крабов и др. Длина тела — до 60 см. Окрас тела состоит из коричневых и белых полос (пятен). Обитает в тропических морях Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия).
Синий осьминог имеет пурпурно-коричневый окрас тела, который может меняться. На коже есть два выпуклых обведенных темных пятна. Длина тела — 16 см, мантии - 80 см. Активность проявляет ночью в водах Аравийского и Красного морей, в Индо- Пацифике.
Одними из самых ядовитых животных мира считаются синекольчатые осьминоги. Яд слюнных желез этих животных, действуя на нервную и мышечную системы, вызывает паралич дыхательной мускулатуры. Обитают в прибрежных тропических водах Тихого и Индийского океанов, ведут преимущественно ночной образ жизни. Длина тела — 20 см, масса — до 100 г. В возбужденном состоянии тело этих осьминогов покрывается сине-голубыми пятнами, на щупальцах образующими кольца.
Запись в тетради
Ц: Животные —” п/ц: Многоклеточные —” т: Моллюски —” к: Головоногие моллюски, или спрутовые —” о: (отряд) Осьминоги —” в: осьминог чудесный.
Ученые выделили осьминогов в отдельный отряд. Напомню, что отряд — это таксономическая категория организмов, рангом выше семейства и ниже класса.
Осьминоги — двужаберные животные с восемью щупалыцами, которые называют также руками или ногами. У некоторых глубоководных осьминогов есть еще одна пара тонких бичевидных выростов умбреллы — перепонки, соединяющей основания щупалец. С мелового периода и до наших дней специалистам известно около двухсот вымерших и ныне живущих видов осьминогов.
2. Конкурс рисунков
Откройте альбомы и зарисуйте представителя головоногих моллюсков, запишите его классификацию самостоятельно.
(На выполнение задания отводится 7 мин.)
А теперь мы проведем конкурс ваших рисунков по теме “Моллюски”, а также слепков раковин.
(Подведение итогов конкурса. Учитель может выставить отметки ученикам, представившим наиболее интересные рисунки с верной классификацией животных.)
3. Внутреннее строение и размножение
(Ученики завершают работу над сравнительной таблицей.)
Особенности моллюсков
Характеристика |
Брюхоногие |
Двустворчатые |
Головоногие |
Представители |
Большой прудовик, катушка, слизень |
Беззубка, жемчужница, устрица, тридактна |
Осьминог, кальмар, каракатица |
Местообитание |
Моря, пресные водоемы, суша |
Моря, океаны |
Моря, океаны |
Строение раковины |
Единая, закрученная. Некоторые виды раковины не имеют |
Двустворчатая, смыкающаяся |
Слабо развитая, редуцированная |
Отделы тела |
Голова, нога, туловище с мантией |
Туловище с мантией, нога (не у всех видов), головы нет |
Голова, туловище, щупальца и сифон |
Органы пищеварения |
Глотка, терка, слюнные железы, пищевод, желудок |
Пищевод, желудок, кишка |
Роговые челюсти, глотка, терка, слюнные железы, пищевод, желудок |
Дыхание |
Жабры или легкое |
Жабры |
Жабры |
Кровеносная система |
Незамкнутая, сердце двухкамерное или трехкамерное |
Незамкнутая, сердце трехкамерное |
Почти замкнутая, сердце трехкамерное |
Нервная система |
Разбросанно-узловая |
Разбросанно-узловая |
Разбросанно-узловая, есть мозг |
Половая система |
Раздельнополые, есть гемафродиты |
Раздельнополые |
Раздельнополые |
У головоногих сильно развиты головные нервные узлы, по сути, представляющие собой головной мозг. Каждая из долей мозга выполняет свою функцию, а больше половины мозга приходится на зрительные доли. Глаза этих моллюсков устроены сложно, имеют роговицу, радужку, хрусталик, стекловидное тело и развитую сетчатку. Также их глаза способны фокусировать зрение
на близких или далеких предметах, что достигается приближением или удалением хрусталика к сетчатке с помощью особых мышц.
В теле головоногих очень много чувствительных клеток, расположенных по всему телу, особенно их много на поверхности присосок, где они выполняют роль органов вкуса и осязания.
Осьминоги способны к обучению, поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры, а также узнают людей, к которым привыкли.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Ученики выполняют самостоятельную проверочную работу. Выбор заданий — на усмотрение учителя. Можно использовать задания рубрики “Подведем итоги” на с. 104, 105 учебника. Время — 5 — 7 мин.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 22.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.
3. Принести оформленные сообщения для проверки.