ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб - ТИП ХОРДОВЫЕ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ, РЫБЫ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. - формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить Логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры; принимать и реализовывать правила работы в кабинете биологии во время выполнения лабораторной работы.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: позвоночник, головной и спинной мозг, череп, чешуи, органы боковой линии, жаберные крышки, ноздри, внутреннее ухо, орган равновесия', характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой их обитания; осваивать приемы работы с определителем животных; выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде; наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме “Внешнее строение рыб”.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы.)
II. Проверка домашнего задания
(Характеристика хордовых по опорному конспекту. Комментированный разбор заданий рабочей тетради — каждый вызванный ученик читает ответ, при необходимости поясняет или отвечает на вопросы.)
III. Работа по теме урока
1. Общая характеристика черепных
(В ходе рассказа учителя ученики фиксируют в тетради основные особенности черепных животных.)
К позвоночным (или черепным) животным относятся класс Круглоротые, надкласс Рыбы, классы Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие. Главными характерными особенностями является наличие позвоночника и черепа.
За исключением хрящевых рыб, скелет у позвоночных костный. Хорда у большинства взрослых организмов отсутствует (полностью заменяясь позвоночником), однако у некоторых видов на протяжении всей жизни сохраняются остатки хорды (круглоротые, осетровые рыбы).
Позвоночник является основой скелета, состоит из полуподвижных позвонков, идущих вдоль одной линии. Передним концом позвоночник соединен с черепом, который защищает головной мозг. Позвоночный столб является опорным стержнем для тела, а его верхние дуги служат защитой для спинного мозга. От позвоночника в грудной части отходят ребра, которые спереди примыкают к грудине. В результате образуется грудная клетка, которая служит защитой для важнейших внутренних органов.
У черепных есть конечности, а также кости поясов конечностей. Парные конечности могут быть либо плавниками (у рыб), либо пятипалыми конечностями (как у наземных позвоночных). Конечности наземных животных устроены сложнее, чем плавник, и могут двигаться относительно друг друга (в запястном, локтевом, плечевом суставах). Плавник двигается как единое целое относительно своего пояса.
Мышцы черепных прикреплены к костям скелета, которые служат для них опорой. Они приводят в движение конечности и другие части тела животного. Таким образом, кости и мышцы позвоночных позволяют им вести активный образ жизни.
Общей характеристикой черепных является наличие замкнутой кровеносной системы и сердца, а также разделение нервной трубки на спинной и головной мозг. Благодаря высокому уровню развития нервной системы животные имеют сложное поведение. В головном мозге позвоночных выделяют пять отделов: передний, средний, продолговатый, промежуточный мозг и мозжечок. Каждый отдел имеет свои функции. Так, за сложное поведение животных отвечает передний мозг.
2. Общая характеристика рыб
— Ребята, попробуйте отгадать загадку.
Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья, да не летают; в холоде не зябнут, жары не боятся. (Рыбы.)
Действительно, это рыбы — самая многочисленная группа позвоночных животных.
Попробуем определить свойства, присущие рыбам.
(Рассказ учитель сопровождает демонстрацией на плакатах и таблицах. Учащиеся ведут опорный конспект.)
3. Внешнее строение рыб
(Учитель демонстрирует слайды с изображением различных рыб, а также аквариумных рыбок (по возможности).)
Чтобы лучше познакомиться с внешним строением рыб, выполним лабораторную работу.
Л.Р. № 6 “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”
(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 143, 144 учебника.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель подводит итог урока, учащиеся заполняют таблицу.)
Основные особенности внешнего строения рыб
Признак |
Особенности |
Форма тела |
Обтекаемая, в основном сплюснутая с боков |
Покров тела |
Кожа с костными чешуями, покрыта выделениями слизистых желёз |
Отделы тела |
Голова, туловище, хвост |
Органы, расположенные на голове |
Рот, ноздри, глаза, по бокам головы внутри черепа — внутреннее ухо и орган равновесия |
Органы, расположенные на туловище |
Органы боковой линии — каналы с чувствительными клетками, воспринимающими колебания воды |
Конечности |
Непарные — спинной, хвостовой и анальный плавники. Парные — грудные и брюшные плавники |
Домашнее задание
1. Прочитать § 30, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.
3. Подготовить сообщение на тему “Рыбы”.
Дополнительный материал
Интересные факты для сообщений по теме “Рыбы”
Самой крупной морской рыбой считается питающаяся планктоном китовая акула, обитающая в теплых водах Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Точные размеры одной из пойманных китовых акул составляли 12,65 м в длину и 7 м в обхвате самой толстой части туловища. Масса тела этой рыбы достигала 15 т.
Крупнейшей морской хищной рыбой является белая акула кархарадон, часто ее называют белой смертью. Взрослые рыбы этого вида в среднем достигают в длину 4,5 м при массе 520 — 770 кг. Однако бывали случаи, когда попадались и более крупные экземпляры. Так, у берегов Кубы была поймана самка белой акулы длиной почти 6,5 м и массой 3310 кг. Одна только печень этой акулы весила 456 кг.
Самый мощный укус принадлежит темной акуле, которая развила силу 60 кг, что эквивалентно давлению на кончиках зубов в 3 т/см2. Акулы способны определить присутствие одной части крови млекопитающего в 100 млн частей воды.
Рыба-луна самая плодовитая среди рыб. За один нерест самка выметывает до 300 млн икринок. Однако из этого количества икринок выживает менее 1% молоди. Остальные погибают, съеденные разнообразными водными хищниками.
Самой крупной костной рыбой считается обыкновенный сельдяной король, распространенный практически во всех морях и океанах. В 1963 г. американские ученые видели рыбу, длина которой составляла более 15 м.
Мурены калифорнийская и средиземноморская обладают очень плотной кожей, которую невозможно разрезать ножом или пробить молот ком и даже пулей.
Самой крупной пресноводной рыбой считается европейский сом. Так, в XIX в. в реках России ловились сомы, длина которых составляла 4,6 м, а масса достигала 340 кг.
Самой быстрой среди рыб считается тихоокеанский парусник. На коротких дистанциях эта рыба с мечевидным выростом на голове и высоким спинным плавником может развивать скорость до 109 км/ч. Немного уступает паруснику голубой тунец, способный развивать скорость до 104 км/ч.
Самой долгоживущей рыбой является японская рыба кои — разновидность зеркального карпа. Известно, что возраст рыбы можно определить по количеству возрастных колец на чешуе (точно так же, как возраст дерева — по числу годичных колец). У кои, обитавшего в одном из прудов Японии, число возрастных колец на чешуе соответствовало 228 годам.
Самой ядовитой рыбой в мире считается бородавчатка, встречающаяся в тропических водах Индийского и Тихого океанов. У нее самые большие среди рыб ядовитые железы, открывающиеся протоками на иглах плавников. В яде содержится вещество тетродотоксин, обладающее нервнопаралитическим действием. Прикосновение к плавникам этой рыбы губительно для человека. Смерть наступает через несколько минут от остановки дыхания и сердечной деятельности. Интересно, что близкородственную к бородавчатке рыбу — фугу — в Японии употребляют в пищу. Правда, каждый повар, желающий готовить блюда из этой рыбы, обязан получить диплом об окончании специальной школы и пройти экзамен, на котором сам должен съесть приготовленную им рыбу.
Известно, что плавучесть, т. е. способность без усилий держаться в толще воды, является важнейшей особенностью большинства рыб. Но достигается она по-разному: костные рыбы имеют плавательный пузырь, хрящевые (акулы и скаты) накапливают запасы жира в печени и других органах и тканях тела, что понижает плотность тела рыбы по отношению к плотности воды.
Насчитывается более 40 видов летучих рыб, чаще всего встречаются долгоперы и летучки — небольшие рыбки с длиной тела от 20 до 50 см.
Мышечная система электрических рыб — скатов торпедо, электрического угря, нильской щуки и других — вырабатывает биологическое электричество. Каждая такая “электрическая батарея” состоит из 400 тыс. — 1 млн “элементов”. Рыбы имеют электрический заряд достаточно высокой мощности и силы. Так, электрический угорь может давать электрический заряд в 400 вольт-ампер. Бывали случаи, когда особо крупные экземпляры угрей производили ток в 650 вольт-ампер.
В 1961 г. английский корабль “Леопольд” был протаранен меч-рыбой. Стальная обшивка судна была пробита и дала сильную течь. Морякам пришлось вызывать спасательный самолет с аварийной командой.
В прошлом в Англии даже страховали суда от нападения живых “мечей”.
В Юго-Восточной Азии обитает рыба-брызгун, которая сбивает добычу на расстоянии. Выпуская сильную струю воды, она может сбить в воду насекомое, которое сидит на листе в метре от нее.
Выражение “нем как рыба” далеко от истины. Рыбы пищат, хрипят, цокают, верещат. С помощью специальных устройств можно услышать целую какофонию звуков. Наиболее “болтливой” рыбой является тригла, или морской петух. С помощью плавательного пузыря она издает резкие звуки, похожие на ворчанье или храп.
Вымершие предки белой акулы, обитавшие в древних морях более 70 млн лет назад, достигали в длину 30 м. Зубы этих ископаемых акул были до 13 см длиной, а в раскрытых челюстях свободно мог поместиться легковой автомобиль.
Подсчитано, что одна тигровая акула за 10 лет способна отрастить, использовать и сбросить до 24 тыс. зубов.