Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся - КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся - КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументирован, свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: ядовитые железы, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, яйцевые оболочки, желток', устанавливать взаимосвязь между строением внутренних органов и систем органов рептилий и средой обитания рептилий; выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными; характеризовать процессы размножения и развития детенышей у пресмыкающихся; описывать заботу о потомстве и годовой жизненный цикл рептилий.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока, опорные конспекты.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Выборочная проверка выполнения заданий рабочей тетради учениками-экспертами, назначенными учителем. Учитель оценивает правильность проверки и выставляет отметки всем ученикам.)

III. Работа по теме урока

1. Внутреннее строение

Brookesia micra — вид ящериц-хамелеонов из рода брукезии, одни из самых маленьких хамелеонов на планете. Длина тела животного не превышает 28 мм, и хамелеончик с легкостью умещается на ногте большого пальца человека.

— Как вы думаете, что объединяет этого крошку и гигантское пресмыкающееся — морского крокодила, чье тело может достигать 6 м в длину? (Сходство внутреннего строения тела.) Наша сегодняшняя задача — изучить внутреннее строение пресмыкающихся. Строение и расположение внутренних органов рептилий во многом сходно с внутренним строением земноводных.

— Изучите § 40. С помощью опорных конспектов сравните внутреннее строение систем органов пресмыкающихся и земноводных.

(Первый вариант. Самостоятельная работа по плану, предложенному учителем.)

План

1. Система органов пресмыкающихся: состав, функции.

2. Основные отличия от земноводных.

(Второй вариант. Учитель разбирает строение одной из систем, предлагает сравнительную таблицу. Далее ученики работают самостоятельно по предложенному алгоритму.)

Внутреннее строение пресмыкающихся

Система

Строение

Отличия от земноводных

Пищеварительная

Рот, глотка, желудок, кишечник

У ядовитых змей есть ядовитые зубы и железы

Дыхательная

Ноздри, гортань, трахея, бронхи, легкие

Удлиняются дыхательные пути, легкие устроены сложнее, они складчатые (у амфибий полые)

Кровеносная

Большой и малый круги кровообращения, сердце трехкамерное

Сердце с неполной перегородкой. У крокодилов четыре камеры

Нервная

Головной и спинной мозг, нервы

Отделы головного мозга крупнее, увеличивается передний мозг и мозжечок, развито осязание

Выделительная

Орган выделения — почки, клоака

Конечный продукт обмена веществ — мочевая кислота, а не жидкая моча

2. Размножение и годовой жизненный цикл

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией на таблицах и плакатах, учащиеся ведут опорные конспекты.)

Крокодил может прекрасно уживаться в одном водоеме с жабами. Но их потомство развивается в разных средах. У амфибий - в водной, а у крокодилов — на суше.

Важной особенностью пресмыкающихся является способность откладывать яйца, богатые питательными элементами. Они защищены плотной оболочкой, в состав которой входит кальций. Именно умение делать кладки яиц способствовало развитию рептилий вне водоема на суше.

В отличие от рыб и земноводных, размножение у рептилий внутреннее. Самец имеет специальный орган, с помощью которого вводит в клоаку самки сперматозоиды. После того, как сперматозоиды проникнут в яйцеклетки, происходит оплодотворение.

Яйца развиваются в организме самки. Затем она откладывает их в заранее подготовленном месте, как правило это вырытая ямка.

Из яйца рептилий выходит не личинка, как у рыб или земноводных, а способные к самостоятельной жизни особи. Зародыш претерпевает все стадии развития в яйце. После вылупления он не зависит от водоема и вполне может выжить самостоятельно. Как правило, взрослые особи не проявляют заботу о своем потомстве.

Вывод. Размножение пресмыкающихся принципиально выходит на новый уровень.

3. Годовой жизненный цикл

(Самостоятельная работа учащихся с текстом на с. 185 учебника.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Пришло время сделать выводы. У рептилий:

1) кожа лишена желез, она сухая и покрыта чешуей, им присуща линька;

2) более развиты и усовершенствованы нервная и кровеносная системы;

3) пять отделов позвоночника (у амфибий — три);

4) внутреннее оплодотворение.

Пресмыкающиеся не зависят от воды, они способны размножаться и при ее отсутствии, поэтому они освоили разнообразные места обитания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 40, повторить основные термины.

2. Подготовить сообщения о пресмыкающихся к интеллектуальной игре “Что ты за рептилия?” и заданий для команд — соперников.






Для любых предложений по сайту: [email protected]