Краткая история развития зоологии - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Краткая история развития зоологии - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные, игровые.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать, анализировать, делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; составлять план параграфа; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; осознавать роль личности в развитии науки; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятия этапы развития зоологии', характеризовать пути развития зоологии; определять роль российских ученых в развитии зоологии; анализировать достижения К. Линнея и Ч. Дарвина в области биологической науки; описывать характерные признаки животных и особенности их поведения.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, карточки с номерами, портреты ученых-зоологов; бумага, клей, ножницы, принадлежности для рисования.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Первый вариант. Учитель демонстрирует названия вымерших животных. Каждому животному присвоен определенный номер. Учитель, не называя животное, характеризует его (где обитало, по каким причинам вымерло), учащиеся поднимают карточки с номером, присвоенным этому животному.

Второй вариант. Учитель загадывает название вымершего животного, а ученики должны определить это животное с помощью вопросов, на которые учитель может отвечать только “да”, “нет”, “и да, и нет”.)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Образ жизни животных, их повадки, строение тела человек начал изучать еще до того, как отделил себя от мира зверей и осознал человеком. Древние люди, чтобы успешно охотиться, избегать отравлений, ранений и других внешних опасностей должны были хорошо изучить окружающий мир. На стенах пещер они изображали тех животных, на которых охотились.

Наскальные рисунки обнаружены и на территории России - в Каповой пещере в Башкортостане и Карповой пещере в Челябинской области. Рисунки принадлежат неизвестному художнику Ледникового периода. Чтобы понять, что на камне рукой древнего человека нанесен рисунок, стены пещеры пришлось отмывать от толстого слоя копоти, скопившейся за сотни лет от факелов и костров, керосиновых ламп и свечей, которыми пользовались все, кто посещал пещеру. После кропотливой работы по очистке стен перед археологами предстали изображения мамонта, шерстистого носорога, лошади и быка. Летом 2006 г. археологические раскопки проводились в Ашинском районе — в пещере Козья.

Было обнаружено много фрагментов костей животных, обитавших в пещерах или принесенных древним человеком.

Эпоха Великих географических открытий позволила расширим. знания о видовом составе животного мира, а также привнесла и зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах. (' изобретением книгопечатания начали издаваться научные труды, а следовательно, круг лиц, изучающих зоологию, расширился.

2. Творческая работа

Голландец Антони Ван Левенгук изготовил микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроорганизмов и начать их изучение. Карл Линней предложил классификацию животных. Чарльз Дарвин создал эволюционную теорию развития жизни на Земле. Многие российские ученые внесли огромный вклад в развитие зоологической науки.

Сегодня на уроке вы изготовите плакаты, посвященные известным ученым-зоологам. Напомню, что плакат (от нем. Plakat — (объявление, афиша”) — это броское, как правило крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное и агитационных, рекламных, информационных или учебных цепях. Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В своей работе вы можете использовать краски, портреты ученых, изображения животных, географические карты с маршрутами экспедиций и т. д.

В конце урока мы устроим выставку — презентацию ваших работ.

(Работа может проходить в малых группах или парах. На выполнение творческого задания отводится 15 мин и 5 мин на презентацию работ.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Наш урок подошел к концу. Я хочу отметить ребят, которые выполнили самые интересные плакаты и успешно провели их презентацию. Это... (имена учеников). Однако сегодня почти все участники нашего художественного батла проявили свои таланты.

(Учитель оценивает работы по следующим критериям: занимательность и познавательность информации, соблюдение жанра плаката, самостоятельность — и выставляет отметки.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 5.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

Дополнительный материал

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Еще в первых русских книгах (“Русская правда” и др.) есть упоминания о многих животных, обитавших в Древней Руси. Но широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIII в., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций для изучения природы различных районов страны. Академик П. Паллас (1741 — 1811) совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал, С. Стеллер (1709 —1746) — на Дальний Восток, С. Гмелин (1745 — 1774) — на юг Европейской России, И. Гюльденштедт (1745 — 1781) — на Кавказ, И. Лепехин (1740 — 1802) — по центральным и северным областям страны. Ими были собраны большие зоологические коллекции и проведено много наблюдений за животными посещенных районов. На основе этих материалов П. Паллас создал капитальный труд “Русско-Азиатская зоография”, в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны.

Изучение животного мира России продолжалось в первой половине XIX в., когда многие ученые совершили ряд длительных путешествий в разные отдаленные районы страны. Особенно плодотворной была трехлетняя поездка академика А.Ф. Миддендорфа (1815 — 1894), объехавшего почти всю Сибирь и в полном смысле слова “научно открывшего” ее для естествоиспытателей.

Большое значение для развития русской зоологической науки имели труды профессора Московского университета К. Рулье (1814 — 1858), в которых он развивал идеи единства организма животного и окружающей среды, стремился показать, как изменения условий жизни влияют на животных.

В работах по экологии и зоогеографии Н. А. Северцов (1827 —1885) подчеркивал необходимость изучения животных в связи со средой обитания. Он исследовал горные и пустынные районы Средней Азии и дал подробное описание их фауны.

Большой вклад в зоологическую науку внес выдающийся русский исследователь академик К. М. Бэр (1792 — 1876). Его считают одним из основоположников науки о развитии животных — эмбриологии. Огромное значение для развития рыбного промысла имели экспедиции Бэра на Каспийское и Азовское моря.

Во второй половине XIX в. передовые ученые России — ботаник К. А. Тимирязев (1843 — 1920), зоологи А. О. Ковалевский (1840 — 1901), И. И. Мечников (1845 — 1916), В. О. Ковалевский (1842 — 1883) и другие — не только популяризировали и распространяли учение Дарвина, но и обогащали его своими исследованиями.

Во второй половине XIX — начале XX в. продолжалось экспедиционное изучение фауны нашей страны и соседних с ней территорий. Н. М. Пржевальским (1839—1888) и его учениками была изучена фауна Центральной Азии, Н. М. Книпович (1862 — 1939) совершил экспедицию по морям России.

В XX в. выдающихся успехов достигли школы замечательных российских ученых: А. Н. Северцова (эволюционная морфология), Н. К. Кольцова (генетика), Е. Н. Павловского (паразитология), К. И. Скрябина (гельминтология), М. А. Мензбира (зоогеография), В. А. Догеля (протозоология), В. Н. Беклемишева (сравнительная морфология беспозвоночных) и др. По степени изученности своей фауны Россия занимает одно из первых мест среди стран мира.






Для любых предложений по сайту: [email protected]