Ткани, органы и системы органов - СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Ткани, органы и системы органов - СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; проводить наблюдения, фиксировать их результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: ткани (эпителиальные (эпителии), соединительные, мышечные, нервная), железы, орган, системы органов, типы симметрии; называть типы тканей животных; устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями; характеризовать органы и системы органов животных; приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме; высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма; описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, таблицы; инструктивные карточки, световой школьный микроскоп, микропрепараты животных тканей.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.)

II. Проверка домашнего задания

(Заслушивание сообщений. Опрос по опорным понятиям.)

III. Работа по теме урока

1. Типы тканей многоклеточных животных

На прошлом уроке мы рассмотрели строение самой маленькой части живой природы — клетки. Одноклеточные животные состоят из одной клетки, которая выполняет все функции, необходимые для живого организма. Но организмы могут состоять из множества клеток. Сколько клеток во всем организме? Триллионы и больше. Группы клеток, сходных по строению, происхождению и функциям образуют ткани.

Из тканей состоят органы — части организма, имеющие особое строение и выполняющие определенные функции. Несколько органов, объединенных единой функцией, образуют систему органов, которая позволяет добиться еще более слаженной работы организма. Таким образом, организм можно назвать системой систем.

В организме животных различают четыре основные типа тканей: мышечную, соединительную, эпителиальную (покровную) и нервную. Мы знакомимся с животными тканями, рассмотрев их в микроскоп.

Инструкция

1. Рассмотрите основные части микроскопа (штатив, тубус, окуляр, объектив, револьверная головка, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, зеркало, подставка) и вспомните их функции.

2. Чтобы определить увеличение микроскопа, посмотрите на числа, выгравированные на окуляре и объективе, и перемножьте их. Например, на окуляре выгравировано “х7”, а на объективе — “х20”. Соответственно, 20 • 7 = 140. Это значит, что исследуемый объект будет увеличен в 140 раз.

3. Мягкой салфеткой протрите линзы окуляра, объектив и зеркало микроскопа.

4. Регулируя зеркало, направьте свет в отверстие предметного столика для освещения микропрепарата и работы с ним.

П.Р. № 1 “Ткани животных”

1. Настройте микроскоп для работы.

2. Ознакомьтесь с инструктивной карточкой.

3. Рассмотрите микропрепарат животной ткани.

4. Определите и запишите в тетрадь увеличение микроскопа.

5. Зарисуйте увиденный в микроскоп препарат.

6. Подпишите название вида ткани, используя инструктивную карточку.

Инструктивная карточка

1. Эпителиальная ткань (эпителии) образует внешние и внутренние покровы животных. Снаружи она защищает организм от механических повреждений, от проникновения различных веществ и микроорганизмов. Также из эпителиальных тканей состоят покровы внутренних органов (например, желудок и кишечник). Данные ткани могут образовывать железы, которые выделяют разнообразные вещества (пот, слезы, желудочные соки). Состоит эпителий из нескольких слоев клеток, плотно прилегающих друг к другу. Эти клетки могут быть как кубическими, так и уплощенными.

2. Соединительная ткань выполняет опорную функцию. Эта ткань имеет мало клеток, как правило круглой формы, окруженных большом количеством межклеточного вещества. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и др. Она образует кости, хрящи и сухожилия, придающие телу прочность и участвующие в передвижении, жировую ткань, в которой запасаются питательные вещества. Кроме того, к такой ткани относится и кровь, которая разносит по организму разнообразные вещества, в том числе кислород.

3. Мышечная ткань образует мышцы, которые отвечают за движение, поддерживают форму тела и предохраняют внутренние органы от повреждений. Эта ткань состоит из клеток, сильно вытянутых в длину, а также способных к сокращению и расслаблению. Клетки могут быть как веретеновидными, с одним ядром, так и очень длинными, поперечно исчерченными, с большим количеством ядер. Выделяют две разновидности мышечной ткани: гладкую и поперечно — полосатую. Из мышечной ткани состоят стенки сердца, желудка, кишечника.

4. Нервная ткань образует мозг и нервы. Она обеспечивает согласованную работу всех частей организма, его связь с внешней средой, управляет движениями мышц и поведением организма. Клетки нервной ткани имеют длинные и короткие отростки, благодаря которым они связываются с другими клетками и передают особые электрические сигналы — нервные импульсы.

(На каждой карточке помещен текст с описанием типа ткани, рисунки и фотографии этих тканей.)

Вывод. Многоклеточный животный организм можно рассматривать как совокупность специализированных клеток. Группы одинаково специализированных клеток образуют ткани.

2. Органы и системы органов

С системами органов вы познакомитесь самостоятельно, прочитав п. 2 § 7 учебника и выполнив задание 6 рабочей тетради к параграфу.

(Проверка выполнения задания.)

3. Типы симметрии

— Работая в парах с п. 3 § 7 учебника, определите основные типы симметрии.

(Проверка выполнения задания.)

Среди обитателей морей и океанов встречаются необычные существа, по форме тела не похожие ни на одних наземных животных. Это морские звезды.

(Учитель демонстрирует изображения морских звезд.)

— Как вы думаете, какой у них тип симметрии?

(Ученики высказывают свои предположения.)

На самом деле морские звезды обладают лучевой симметрией. Это разновидность радиальной симметрии.

Некоторые ученые выделяют три типа симметрии:

1) двусторонняя симметрия — расположение органов тела симметрично относительно одной проведенной через него плоскости (человек и все млекопитающие животные, рептилии, амфибии, птицы, насекомые и др.);

2) радиальная симметрия — через центральную ось можно провести несколько воображаемых линий, относительно которых части тела будут расположены симметрично (морские звезды, медузы и др.);

3) асимметрия — изменение формы тела в зависимости от условий окружающей среды (амеба обыкновенная).

Каждый живой организм извлекает определенную выгоду из своего строения. Например, животные с двусторонней симметрией могут свободно передвигаться прямо и поворачиваться во все стороны. А вот морские звезды, обладающие радиальной симметрией, способны ловить добычу со всех сторон. И, наконец, асимметричные организмы прекрасно приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Мы закончили изучение темы “Строение тела животных”. На следующем уроке мы проведем проверочную (контрольную) работу. Прошу вас хорошо к ней подготовиться.

Домашнее задание

1. Прочитать § 7, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Повторить § 1—6.






Для любых предложений по сайту: [email protected]