Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Лишайники - Царство Грибы - Многообразие живых организмов
Цели
• Продолжить знакомство учащихся с многообразием живых организмов на основе формирования понятия о лишайниках как особой группе организмов.
• Изучить особенности внешнего и внутреннего строения и питания лишайников, раскрыть и охарактеризовать их хозяйственное и природное значение.
• Продолжить формирование ответственного отношения школьников к природе.
Средства обучения: таблицы, картины, схемы, иллюстрирующие строение, разнообразие лишайников; коллекция типов
слоевищ лишайников; изображение объектов (зданий, старых стен, крыш домов) с находящимися на них лишайниками; оборудование для проведения лабораторной работы “Изучение таллома лишайника”.
Опорные точки
• Уникальное строение организма лишайника.
• Жизнедеятельность лишайников, обеспеченная их особым строением.
• Разнообразие форм размножения лишайников.
• Повсеместное распространение лишайников.
• Роль лишайников в природе и в жизни людей.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Рассказ о строении и жизнедеятельности лишайников как удивительных симбиотических организмах, состоящих из гриба и водорослей, с привлечением знаний школьников о питании грибов.
2. Закрепление знаний о строении лишайника на основе проведения лабораторной работы (ч. 1, с. 117).
3. Самостоятельное изучение учащимися информации о многообразии лишайников (ч. 1, с. 56).
4. Итоговая беседа о своеобразном строении, особенностях распространения и значении лишайников.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Перечислите и охарактеризуйте места обитания лишайников.
2. Почему очень долго не только простые люди, но и ученые не могли точно охарактеризовать строение и особенности жизнедеятельности лишайников?
3. Почему из всех факторов среды лишайники в наибольшей степени нуждаются в свете?
4. Какое химическое соединение, попадая в атмосферу, вызывает быструю гибель лишайников? Какое значение этот факт имеет для экологов?
5. Охарактеризуйте значение лишайников для медицины и парфюмерии.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 11.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 57.
3. Выполните задание 14 на с. 120.
4. Постарайтесь найти лишайники неподалеку от школы или своего дома; зарисуйте их и опишите особенности внешнего вида.