Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Папоротникообразные - Царство Растения - Многообразие живых организмов
Цели
• Продолжить формирование представлений об усложнении растительного мира на основе изучения особенностей строения, мест обитания и размножения папоротникообразных.
• Продолжить знакомство с понятием “высшие растения”.
• Сформировать знания об особенностях каждой группы папоротникообразных: плаунов, хвощей и папоротников.
• Продолжить формирование умения выполнять лабораторную работу.
Средства обучения: таблицы с изображением папоротника мужского, хвощей, плаунов; коллекция “Каменный уголь и продукты его переработки”; муляжи ископаемых остатков с отпечатками листьев и спор древних папоротников; оборудование для проведения лабораторной работы “Строение спороносящего папоротника”.
Опорные точки
• Сборная группа высших спороносных растений.
• Плауновидные.
• Хвощевидные.
• Папоротникообразные.
• Роль папоротникообразных в природе и жизни людей.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Вступительная беседа об общих признаках строения представителей трех отделов сборной группы древних растений (плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных) и о наличии у них развитых органов в отличии от водорослей.
2. Рассказ о местах обитания и внешнем виде плауновидных, а также о древности их происхождения и особой заботе по сохранению в природе.
3. Беседа о хвощевидных — обитателях болот, влажных полей, лугов и лесов, о строении надземной и подземной частей хвощей.
4. Самостоятельное изучение школьниками текста “Отдел Папоротниковидные (Папоротники)” (ч. 1, с. 90 — 91) с одновременным выполнением лабораторной работы (ч. 1, с. 133 — 134).
5. Итоговая беседа о строении папоротникообразных растений, организмы которых имеют ткани и органы.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. От каких растений могли произойти в глубокой древности папоротникообразные и в виде каких жизненных форм обитают они на Земле в настоящее время?
2. Какой представитель плауновидных занесен в Красную книгу России?
3. Благодаря каким особенностям строения папоротникообразные растения являются многолетними? Почему не легко освободить посадки культурных растений от поселившихся среди них хвощей?
4. Охарактеризуйте особенности роста листьев папоротников в сравнении с ростом листьев цветковых растений.
5. Какова роль спорангиев в возобновлении папоротникообразных?
6. Каково значение папоротникообразных в сохранении целостности биосферы?
7. Объясните возможные причины массового вымирания хвощей, плаунов и папоротников в древности.
III. Домашнее задание
Изучите § 20.
По желанию!
Подготовьте небольшое сообщение о разнообразии голосеменных растений.