Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Симметрия и формула цветка. Соцветия - Строение и жизнедеятельность цветковых растений
Цели
• Закрепить знания о строении цветков на основе изучения их симметрии и формул.
• Сформировать представление о соцветиях и их разнообразии.
• Сформировать умение различать соцветия.
• Закрепить знания о типах соцветий и умение различать их.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие симметрию, формулы и соцветия цветков; живые или гербарные экземпляры растений с различными цветками и соцветиями; модели цветков и схемы соцветий.
Опорные точки
• Три типа цветков в зависимости от их симметрии.
• Диаграмма цветка: схема расположения его частей.
• Краткое описание цветка с помощью буквенных и цифровых обозначений — это его формула.
• Соцветия и их разнообразие.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Беседа об особенностях строения цветков: правильных, неправильных, ассиметричных.
2. Рассказ о составлении диаграммы цветка (с динамическим рисунком на доске).
3. Объяснение процесса составления формулы цветка.
4. Демонстрация таблицы “Простые и сложные соцветия” с характеристикой особенностей строения соцветий.
5. Обобщающая беседа о способах изучения цветков, с опорой на формулы и диаграммы, и о разнообразии соцветий.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. На каком основании можно называть цветок правильным или неправильным?
2. Как называется схематичное изображение строения цветка? Нарисуйте такое изображение.
3. Что в формуле цветков обозначают буквами? С какой целью используют цифры?
4. Сформулируйте свое определение соцветия. Почему большинство соцветий состоит из собрания мелких или некрупных цветков?
5. Перечислите растения с простыми соцветиями; назовите типы этих соцветий.
6. Изучите правило составления формулы цветков. Опишите какую-либо формулу цветка с буквенным и цифровым обозначениями.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 34.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 190 — 191.