Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Растительность природных зон - Экология и развитие растительного мира
Цели
• Углубить и расширить знания о многообразии растительных сообществ путем характеристики тундры, лесной зоны, степи, пустыни, лугов, болот и водных сообществ.
• Доказать важную роль растительности природных зон в сохранении биосферы.
Средства обучения: таблицы, картины с изображением сообществ различных природных зон: леса, луга, болота, водоема; картины отечественных художников, воспевающие красоту российской природы; гербарные экземпляры лесных, луговых, болотных растений; изделия из древесины.
Опорные точки
• Растительный покров и природные зоны с разными типами растительности.
• Тип тундровой растительности.
• Тип растительности с преобладанием деревьев.
• Степной тип растительности.
• Растительность пустынь.
• Луговая растительность.
• Растительность болот и водоемов.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Рассказ о произрастании растений большими группами, образующими определенный тип растительности в соответствии с особыми природными условиями.
2. Беседа о растительности тундры с использованием рис. 291 на с. 113.
3. Изучение школьниками особенностей лесной растительности с опорой на текст учебника (ч. 2, с. 115 — 116) и на рисунки 292 — 295 (ч. 2, с. 114 — 117).
4. Беседа об особенностях растительности степей и пустынь.
5. Рассказ о растительности лугов, болот и водоемов с использованием рисунков 297 — 299 (ч. 2, с. 119 — 121).
6. Итоговая беседа о растительном покрове территорий России, состоящем из совокупности разных растительных сообществ, и о необходимости охраны природы.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Какие типы растительности могут находиться на одной большой территории? Почему такие типы бывают различными? Можно ли рядом с лесом увидеть луг или болото? От чего это зависит?
2. Охарактеризуйте особенности вегетативных органов тундровой растительности. Почему у растений тундры очень короткий период цветения?
3. Почему леса имеют разные названия? Чем это обусловлено? Какие особенности роста и размножения свойственны растениям еловых лесов? Где на территории России наибольшее количество ельников? Почему?
4. Почему сосновые леса получили эпитет — “светлые”?
5. Какие названия имеют типы степей? С чем это связано? В каком типе степей растения переживают засушливый период лета в состоянии подземных видоизмененных побегов?
6. Какие принципиальные отличия имеют болотные растения? Могут ли они хорошо развиваться на достаточно сухой почве? Почему?
7. Почему луг со временем может превратиться в заросли кустарников?
8. Перечислите растения пустынь и охарактеризуйте особенности строения их тканей и органов.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 57.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 121 — 122.