РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ ОРГАНИЗМА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ ОРГАНИЗМА

Педагогическая

цель

Создать условия для ознакомления с функциями гормонов внутренней секреции; способствовать формированию представления о роли гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма; раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции

Тип, вид урока

Формирования новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма: гормоны и процессы, контролируемые деятельностью разных гормонов; научится характеризовать роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Гормоны

Образовательные ресурсы

Презентация по теме “Методы изучения природы”. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentatsiya-metody-izucheniya-prirody

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (в каталоге выбрать раздел: Наборы цифровых ресурсов к учебникам “5 класс. Плешаков А. А., Сонин Н. И.”)

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль


осуществляемые

действия

формируемые

умения


I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием индивидуальных карт

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль (см. Ресурсный материал к уроку) и фронтальный контроль.

- Назовите железы внутренней секреции. (Щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, гипофиз.)

- Каковы особенности желез внутренней секреции? Чем они отличаются от желез внешней секреции? (Железы внутренней секреции не имеют собственных протоков, а потому выделяют вырабатываемые ими вещества в кровь.)

- Какую роль играют гормоны? (Регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов.)

- Назовите основные особенности гормонов. (Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции и поступают в тканевую жидкость или кровь; влияют на строго определенные клетки, ткани, органы; действуют в очень маленьких количествах и регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов.)

Учитель может использовать вопросы на с. 53 учебника

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы, выполнение работы по карточкам с заданиями (тестовые задания)


II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- На прошлом уроке мы познакомились с процессами обмена веществ и регуляции нашего организма. Сегодня вы узнаете, какие именно гормоны влияют на то, как часто и быстро бьется наше сердце. Почему есть люди с очень высоким ростом, и люди, рост которых ниже среднего. Узнаем, что йод используется не только как антисептическое средство, но и играет важную роль в нашем организме.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа по учебнику.

Работа в рабочей тетради

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание обучающихся на вопросы здорового образа жизни:

- Иногда по тем или иным причинам, связанным с условиями среды, типом питания или нарушением деятельности каких-то органов, железы внутренней секреции также могут работать “неправильно”. То есть происходит нарушение выработки гормона, развивается гиперфункция или гипофункция работы железы.

Гиперфункция характеризуется избыточной выработкой гормонов, гипофункция, в свою очередь, - недостаточной выработкой гормона. Оба нарушения пагубно влияют на процессы обмена веществ в организме.

Формулирует задание:

- Вам необходимо, используя текст учебника и дополнительную литературу, заполнить следующую таблицу:

РОЛЬ ГОРМОНОВ

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)



Железа

Гормон

Гиперфункция

Гипофункция







- У вас для работы будет 15 минут.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль, корректирует записи в тетрадях. Организует коллективную проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку)


IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

— Заполняя таблицу, вы увидели, что спектр действия гормонов на системы организма очень широк. Гормоны необходимы для нормального развития организма, они регулируют скорость реакций обмена веществ, интенсивность процессов получения и расхода энергии.

Одни гормоны оказывают непосредственную регуляцию на какой-то орган-мишень, а другие могут обладать программирующим эффектом, то есть в определенный момент изменяют клетки каких-либо тканей на все последующее время их жизни. Например, в период полового созревания целый ряд клеток меняет под действием гормонов свою форму и функции на все дальнейшее время существования организма. Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о важности роли гормонов для жизнедеятельности организма.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между здоровым образом жизни и нарушениями обмена веществ в организме

Слушают учителя

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Наблюдение


V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе с таблицей?

Отвечают на вопросы

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы


VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы


Домашнее задание

Учебник, с. 50-53, прочитать записи в тетради.

Дополнительно: подготовить сообщение по теме “Гормоны и их значение”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение


РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Карточка.

1. Из приведенного списка выберите железы внутренней секреции:

Пищеварительная железа. Поджелудочная железа.

Щитовидная железа.     Молочные железы.

Потовые железы.      Гипофиз.

Надпочечники.      Половые железы.

2. Что такое гормоны?

Ответы.

1. Железы внутренней секреции (из приведенного списка): щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, гипофиз.

2. Гормоны - биологически активные вещества, выделяются железами внутренней секреции и поступают в кровь.

РОЛЬ ГОРМОНОВ

Железа

Гормон

Гиперфункция | Гипофункция

Гипоталамус

Либерины, статины

Регуляция секреции гормонов гипофиза

Гипофиз

Гормон роста

Гигантизм - в молодом возрасте усиленный рост тела.

Акромегалия - у взрослых людей усиленный рост костей лицевого черепа, кистей, стоп

Карликовость - задержка роста при нормальном умственном развитии

Регуляция деятельности щитовидной, половых желез, надпочечников. Интенсивность мочевыделения, регуляция количества выделенной воды

Щитовидная железа

Тироксин, трийодтиронин

Базедова болезнь - повышение обмена веществ, возбудимости нервной системы (НС); зоб

Микседема - понижение обмена веществ, возбудимости НС; отечность.

Кретинизм - в молодом возрасте нарушение пропорций тела, задержка роста, полового и психического развития

Увеличивают интенсивность энергетического обмена и роста организма; стимуляция рефлексов

Надпочечники

Адреналин, норадреналин

Адреналин усиливает работу мышц, повышает содержание глюкозы в крови; усиливает кровоток в мозг

Поджелудочная железа

Инсулин

Гипогликемия - уменьшение содержания сахара в крови => инсулиновый шок (нарушение деятельности мозга, судороги, потеря сознания)

Сахарный диабет - повышение содержания глюкозы в крови и невозможность использования глюкозы клетками организма для получения энергии => диабетическая кома (потеря сознания)






Для любых предложений по сайту: [email protected]