ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЛИМФООБРАЩЕНИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЛИМФООБРАЩЕНИЕ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представления о кровеносной системе как основной системе транспорта кислорода и углекислого газа, питательных веществ; рассмотреть путь движения крови в кругах кровообращения

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся будет знать понятия: аорта, артерии, капилляры, вены, органы кровеносной системы; систему лимфообращения; значение большого и малого кругов кровообращения; научится формулировать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены, называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов; особенности строения организма человека - органы лимфатической системы; распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы; характеризовать: сущность биологического процесса - транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения; сущность биологического процесса лимфообращения; устанавливать взаимосвязи между кровеносной и лимфатической системами, между строением и функциями кровеносных сосудов

Личностные результаты

Будут сформированы интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные —научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, сердечный круг, лимфоузлы, лимфообращение, аорта, артерии, капилляры, вены

Оборудование

Мультимедийный проектор, схемы с кругами кровообращения

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Органы кровообращения. - Режим доступа: https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81764/?interface=pupil&class=50&subject=29

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Движение крови и лимфы по сосудам. - Режим доступа: https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81766/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Сколько групп крови различают у человека? (4 группы крови.)

- На основе каких различий их выделяют? (На основе наличия агглютиногенов в эритроцитах и агглютининов в плазме.)

- Какую роль играет свертывание крови? (Свертывание крови - важнейшая защитная реакция, предохраняющая организм от кровопотери при разрушении сосудов.)

- Какие факторы необходимы для нормального свертывания крови?

(Специальные вещества, запускающие, образование тромба: растворимый белок - фибриноген.)

- Почему кровь от людей с I группой крови можно переливать всем другим группам крови? (У людей с I(0) группой крови эритроциты не слипаются, и поэтому их кровь можно переливать всем людям независимо от их группы крови.)

- Назовите фактор, определяющий развитие той или иной группы крови у человека. (Обладание той или иной группой крови определяется генетически.)

- Назовите ученого, открывшего существование четырех групп крови. (Австралийский ученый Карл Ландштейнер.)

Учитель иллюстрирует на слайдах презентации или таблицах схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Организует сравнительный анализ кругов кровообращения:

- В чем сходство и различия кровеносной системы представленных классов животных? (Один круг кровообращения или два; количество камер сердца; смешивается артериальная кровь с венозной или нет; говорят о неполной перегородке в сердце пресмыкающихся, о сходстве кровообращения человека и млекопитающих.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока* Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

- Осуществление внутренней средой организма своих непосредственных функций возможно только при ее непрерывном движении - циркуляции. За реализацию этого процесса в организме человека отвечают особые транспортные системы: сердечно-сосудистая и лимфатическая. На протяжении нескольких уроков вы будете узнавать об особенностях строения, жизнедеятельности и регуляции органов кровообращения человека; об особенностях строения и функционирования лимфатической системы и значении лимфообращения. Мы с вами узнаем, что такое давление крови и пульс, а также поговорим о сердечно-сосудистых заболеваниях, их причинах и мерах предупреждения. Кроме этого, вы научитесь измерять кровяное давление, подсчитывать свой пульс

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи

Наблюдение

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Движение крови происходит благодаря работе органов кровообращения: сердца и замкнутой системы сосудов. Если сердце останавливается хотя бы на несколько мгновений, то наступает потеря сознания и, если срочно не заставить сердце снова сокращаться, смерть.

- Какого типа кровеносная система млекопитающих? (Замкнутая.)

- У человека, как и у всех млекопитающих, кровеносная система замкнутого типа: кровь движется по организму только по кровеносным сосудам, не выходя за их пределы.

Задание. Используя текст учебника, определите, какие сосуды называются артериями, а какие - венами. (Сосуды, по которым кровь идет от сердца к органам и тканям, называют артериями, а сосуды, по которым кровь движется к сердцу, - венами.)

- В артериях давление крови высокое, в связи с этим они имеют относительно толстые трехслойные стенки. Наружный слой состоит из соединительной ткани, средний слой - гладкомышечный, внутренний слой образован одним слоем клеток - эндотелием. Крупные артерии, как правило, хорошо защищены, располагаясь в толще поперечнополосатых мышц. Они разветвляются на более мелкие, а те, в свою очередь, на артериолы. Разветвления артериол переходят в капилляры - тончайшие сосуды, имеющие стенки только из одного слоя клеток. Через эти стенки происходит обмен веществ между кровью и тканями. Диаметр капилляров - около 5 мкм (1 мкм равен 10-6 м): как раз такой, чтобы по ним, тесно прижимаясь к однослойным стенкам, смогли пройти эритроциты. Чем больше работы выполняет какой-либо орган, тем выше в нем скорость процессов обмена веществ и лучше разветвлена капиллярная сеть. Из капилляров кровь собирается в венулы, а из них - в вены. Давление в венах гораздо ниже, чем в артериях, поэтому и стенки вен гораздо тоньше и не такие упругие, как у артерий, хотя и имеют те же три слоя. Крупные вены имеют внутренние клапаны, пропускающие кровь только по направлению к сердцу.

Самая крупная артерия нашего организма - аорта - выходит из левого желудочка. С аорты начинается большой круг кровообращения. От аорты отходит ряд крупных артерий: сонные (снабжающие кровью мозг), подключичные (несущие кровь в верхние конечности), подвздошные (питающие нижнюю часть тела) и т. д. От нее же отходят коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы. Отдав кислород и питательные вещества в окружающие капилляры ткани, кровь принимает из тканей углекислый газ и другие продукты обмена.

Такая бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом кровь называется венозной. От головы и верхних конечностей венозная кровь собирается в верхнюю полую вену, а от нижних конечностей и органов брюшной полости - в нижнюю полую вену. Полые вены впадают в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

Задание. Используя текст учебника, иллюстрации, ЭОР, составьте схему большого круга кровообращения. На выполнение работы у вас 3 минуты. Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку схемы:

Левый желудочек → аорта → сонные артерии, артерии к телу и коронарныеартерии → капилляры в органах и тканях → обмен газов (отдают кислород, забирают углекислый газ, кровь становится венозной) → венулы → нижняя иверхняя полые вены → правое предсердие.

- Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца, из которого выходит легочная артерия. Так как этот сосуд выносит кровь из сердца, то он называется артерией, хотя и содержит венозную кровь. Легочная артерия разветвляется на левую и правую легочные артерии, по которым эта венозная кровь попадает в легкие, где отдает углекислый газ, обогащается кислородом и превращается в артериальную кровь. По легочным венам эта артериальная кровь поступает в левое предсердие.

Задание. Используя текст учебника, иллюстрации, ЭОР, составьте схему малого круга кровообращения. На выполнение работы у вас 3 минуты. Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку схемы:

Правый желудочек → легочная артерия → левая и правая легочные артерии →капилляры в легких → обмен газов (отдают углекислый газ, принимаюткислород) → легочные вены → левое предсердие.

- Важным показателем состояния организма человека является давление крови. Если оно по какой-то причине резко снижается, то ткани (прежде всего головной мозг) не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ. Снабжение клеток головного мозга затруднено, поэтому человек становится вялым, сонливым, ему трудно усваивать новую информацию и вспоминать ранее изученный материал. Сильное снижение давления может наблюдаться при больших потерях крови. У пожилых людей чаще наблюдается противоположное явление - повышение давления. В том случае, если давление в кровеносных сосудах сильно повышается и они не выдерживают большой нагрузки, возникает угроза разрушения капилляров - угроза кровоизлияния.

Более подробно о давлении крови в сосудах и о том, что заставляет кровь двигаться по сосудам, мы с вами поговорим на следующем уроке. Лимфатические сосуды начинаются с замкнутых лимфатических капилляров. Лимфатические капилляры имеют тончайшие однослойные стенки. Лимфа движется по лимфатическим сосудам, самые крупные из которых способны сокращаться, обеспечивая движение жидкости по лимфатической системе. В крупных лимфатических сосудах имеются клапаны, пропускающие лимфу только в одном направлении. В результате практически вся лимфа сливается в самый крупный лимфатический сосуд - грудной проток. Его стенки сокращаются и выталкивают лимфу в верхнюю полую вену у места впадения ее в правое предсердие. Таким образом вся лимфа возвращается в кровяное русло

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Составляют схему большого круга кровообращения.

Составляют схему малого круга кровообращения

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа, вопросы учителя

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости беречь свое здоровье, следить за кровяным давлением.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в кругах кровообращения и способах вводить лекарственные препараты.

- Какой путь пройдет лекарственный препарат, если он действует на легкие, а ввели его в вену правой руки? (Плечевая вена → правое предсердие → правый желудочек → легочная артерия → легочные капилляры (часть препарата может уже сейчас пройти к легким) → легочные венуллы → легочные вены → левое предсердие → левый желудочек → аорта → артерия, снабжающая легкие (лекарственный препарат вместе с питательными веществами попадает в тканилегких).) Обеспечивает положительную реакцию учеников на работуодноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатахучебной деятельности на уроке

Решают задания с проговариванием алгоритма вслух

Анализ, выявление причинно-следственных связей

Устные ответы на вопросы учителя

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устныеответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устныеответы

Домашнее задание

Учебник, с. 144-149.

Дополнительно: составить презентацию по теме “Движение крови по сосудам”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]