ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ПОКРОВЫ ТЕЛА. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОЖИ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о строении и функциях кожи |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний; будет знать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма |
Личностные результаты |
Будут сформированы: познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Кожа, слои кожи, теплорегуляция, нервные окончания, железы |
Оборудование |
Иллюстрации и таблицы “Кожа. Строение кожи” |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение кожи. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81775/?interface=catalog&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль знаний |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Какие заболевания мочевыделительной системы могут развиваться? - Как проводят лечение цистита? (Назначают антибиотики.) - Какие меры необходимо предпринимать для уменьшения развития мочекаменной болезни? (Меры предупреждения мочекаменной болезни сводятся к уменьшению содержания в крови веществ, из которых образуются камни, с помощью лечебной диеты или путем применения лекарственных препаратов.) - Какой диагноз скорее всего поставит врач, если в моче человека обнаружены белки и аминокислоты? (Пиелонефрит.) - Какие меры необходимо предпринимать для профилактики развития заболеваний мочевыделительной системы? (Не переохлаждаться, чтобы не возникали инфекции, не употреблять вредные вещества, например алкоголь.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя |
||||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - В норме у человека кожное дыхание составляет 1-3 % от объема всего дыхания, но в экстренных ситуациях доля кожного дыхания может составлять и 5-7 %. Откуда, по-вашему, пошло выражение “гусиная кожа”? Какие функции выполняет наша кожа, кроме того, что с ее помощью также может осуществляться дыхание? (Ответы обучающихся.) - Обо всем этом мы с вами узнаем сегодня. Основной контакт организма человека с окружающей средой осуществляется через кожные покровы. Кожа является самым большим органом человека. Она защищает внутренние структуры от неблагоприятных воздействий внешней среды |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни. - К наружным покровам человека относятся кожа и ее производные - ногти и волосы, а также слизистые оболочки. Кожа является естественной границей, разделяющей внутреннюю среду организма и внешнюю среду. В среднем площадь кожи человека составляет около 1,7-2,0 м2, а весит вся наша кожа около 3 кг. Толщина кожи колеблется от 0,5 мм на внутренних поверхностях предплечий и веках до 5 мм на подошвах ног. Почему существует такое различие в толщине? (На подошве ног кожа толстая потому, что на ногах человек перемещается.) - Кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной жировой клетчатки. Задание. Используя текст учебника, рассказ учителя, иллюстрации презентации, заполните следующую таблицу: СТРОЕНИЕ КОЖИ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
||||
Слой |
Особенности строения |
Функции |
|||||||
- Эпидермис состоит из нескольких десятков слоев эпителиальных клеток, толщина его составляет 0,1-2,5 мм. Вопрос: - Вспомните особенности эпителиальной ткани. (Клетки плотно прилегают друг к другу, мало межклеточного вещества.) - Клетки нижних слоев эпидермиса непрерывно делятся. Клетки вышележащих слоев постепенно передвигаются к поверхности кожи и достигают ее уже омертвевшими, ороговевшими. Они постоянно слущиваются, и их место занимают клетки нижних слоев. Учитель дает обучающимся время заполнить часть таблицы, используя текст учебника. (См. Ресурсный материал к уроку.) -Дерма, или собственно кожа, состоит из соединительной ткани. В дерме находится большое число гладкомышечных волокон, а также переплетенные волокна белков коллагена и эластина. Благодаря коллагену и эластину кожа человека эластична и упруга. В дерме располагаются кровеносные сосуды, снабжающие кожу питательными веществами и кислородом и уносящие продукты обмена. В случае повреждения кожи быстро образуется сгусток крови, покрывающий рану и защищающий организм от попадания в него инфекционных агентов. Вопрос: - Какие клетки крови участвуют в ее свертывании? (Тромбоциты.) - В дерме расположены многочисленные нервные окончания - рецепторы, позволяющие ощущать прикосновения, тепло, холод, боль. В ней же расположено около 3 млн потовых желез. Вопрос: - Как вы думаете, на каких участках потовых желез больше всего? (В подмышечных впадинах, на спине.) - Больше всего их на ладонях, в подмышечных и паховых складках. Потовые железы представляют собой длинные неразветвленные трубочки, начальный конец которых скручен в клубочек. По составу пот близок к моче. Количество пота, выделяемого человеком, сильно колеблется, достигая в жаркие дни 3 л в сутки. Потовые железы не только выполняют выделительную функцию, но и играют важнейшую роль в поддержании постоянной температуры тела человека. В жаркую погоду пот, испаряясь с поверхности тела, охлаждает кожу. Учитель дает время записать необходимую информацию в таблицу. - Под дермой расположена подкожная жировая клетчатка. Она образована рыхлой соединительной тканью и может содержать значительные жировые отложения. Толщина ее варьируется на различных участках тела человека, достигая наибольшей величины на бедрах и животе. Запасаемый жир не только защищает организм от переохлаждения, но и является резервом на случай больших энергетических затрат. Кроме того, жировой слой защищает внутренние органы от ударов, смягчая силу удара. Учитель дает время для заполнения таблицы, контролирует выполнение работы. (См. Ресурсный материал к уроку.) Организует коллективную проверку заполнения таблицы, затем продолжает рассказ. - Волосы и ногти состоят в основном из белка кератина. Этот же белок входит в состав шерсти, рогов и копыт животных. Сами по себе и волосы, и ногти лишены болевой чувствительности, но если за них сильно потянуть, то болевые рецепторы кожи среагируют, вызывая болевые ощущения. Волосы развиваются из корней, которые располагаются на дне особых впадин в коже - волосяных сумок, или волосяных фолликул. Фолликулы содержат сальные железы, выделяющие микроскопическое количество кожного сала, необходимого для смазывания волос и кожи. Кожа, смазанная кожным салом, становится более эластичной и защищенной. В каждом фолликуле есть очень маленькая мышца, способная приподнимать волос. Если человеку холодно или он испытывает сильные эмоции (например, сильный испуг), то эти рудименты мышц сокращаются, волоски и кожа вокруг них приподнимаются. Образуется так называемая “гусиная кожа”. В среднем у каждого человека на голове находится около 100 тыс. волос. Ногти - это ороговевшие кожные образования. Ногти выполняют защитную функцию, прикрывая самые чувствительные части наших пальцев. На руках ногти растут гораздо быстрее, чем на ногах. К производным кожи также относят и молочные железы. У мужчин они остаются недоразвитыми, а у женщин формируют грудь в период полового созревания. Организует работу учащихся по решению проблемного вопроса: - Давайте теперь попробуем выделить общие функции кожи. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания. Функции кожи: 1) защитная (защищает все находящиеся под ней органы от механических повреждений, препятствует потере воды организмом и проникновению в него болезнетворных организмов); 2) рецепторная (в коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний, поэтому человек может ощущать прикосновение, боль, изменение температуры окружающей среды); 3) выделительная (кожа обеспечивает удаление некоторых продуктов обмена вместе с потом и кожным салом); 4) запасающая (в подкожной жировой клетчатке накапливаются основные запасы жира); 5) терморегуляционная (пот, испаряясь с поверхности кожи, охлаждает ее; подкожный жировой слой не проводит холод и тепло) |
|||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения гигиены кожи. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между слоем кожи и выполняемыми функциями. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Из каких слоев состоит кожа? (Кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной жировой клетчатки.) - Какая особенность наблюдается у клеток эпидермиса? (Клетки нижних слоев эпидермиса непрерывно делятся. Клетки вышележащих слоев постепенно передвигаются к поверхности кожи и достигают ее уже омертвевшими, ороговевшими.) - Из какого типа ткани состоит дерма? (Дерма, или собственно кожа, состоит из соединительной ткани.) - Благодаря каким образованиям кожа эластична? (Благодаря белкам коллагену и эластину кожа человека эластична и упруга.) - Каким образом питательные вещества поступают в клетки дермы? (В дерме располагаются кровеносные сосуды, снабжающие кожу питательными веществами и кислородом и уносящие продукты обмена.) - С помощью каких образований мы чувствуем боль и холод? (В дерме расположены многочисленные нервные окончания -рецепторы, позволяющие ощущать прикосновения, тепло, холод, боль.) - В ней же расположены около 3 млн потовых желез. Как вы думаете, на каких участках потовых желез больше всего? (В подмышечных впадинах, на спине.) - Каким типом ткани образована подкожная жировая клетчатка? (Она образована рыхлой соединительной тканью.) - Что такое ногти и какую функцию они выполняют? (Ногти - это ороговевшие кожные образования. Ногти выполняют защитную функцию, прикрывая самые чувствительные части наших пальцев.) - Перечислите функции кожи. (Функции кожи: защитная, рецепторная, выделительная, запасающая, терморегуляционная.) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений |
|||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие интересные факты вы сегодня узнали? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
||||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
||||
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 202-203; вопросы 7-8 на с. 203 |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
|||||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
СТРОЕНИЕ КОЖИ
Слой |
Особенности строения |
Функции |
Эпидермис |
Эпидермис состоит из нескольких десятков слоев эпителиальных клеток. Клетки нижних слоев непрерывно делятся. Клетки вышележащих слоев омертвевшие и ороговевшие. Они постоянно слущиваются, и их место занимают клетки нижних слоев |
Защитная |
Дерма, или собственно кожа |
Дерма состоит из соединительной ткани. В дерме находится большое число гладкомышечных волокон, а также переплетенные волокна белков коллагена и эластина. Благодаря коллагену и эластину кожа человека эластична и упруга. В дерме располагаются кровеносные сосуды, снабжающие кожу питательными веществами и кислородом и уносящие продукты обмена. В случае повреждения кожи быстро образуется сгусток крови, покрывающий рану и защищающий организм от попадания в него инфекционных агентов. В дерме расположены многочисленные нервные окончания - рецепторы и потовые железы |
Питательная, выделительная, терморегуляционная |
Подкожная жировая клетчатка |
Она образована рыхлой соединительной тканью и может содержать значительные жировые отложения. Толщина ее варьируется на различных участках тела человека, достигая наибольшей величины на бедрах и животе |
Защитная, запасающая |