Биосоциальная сущность человека. Человеческие расы

Биология 9 класс - поурочные разработки

Биосоциальная сущность человека. Человеческие расы

Цель урока:

· Обуч. В ходе урока закрепить знания учащихся по антропосоцногенезу человека, его причинам и этапам.

· Развив. Рассмотреть каждого представителя предков современного человека, выявить его особенности.

· Воспит. Воспитывать чувство ответственности за изученный материал.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.


Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.

Р. Т. № 129, 131, 132.

1. Установите соответствие между арабскими и римскими цифрами и латинскими и русскими буквами:

1) Австралопитек

2) Питекантроп

3) Неандерталец

4) Синантроп

5) Кроманьонец

А - древние люди; В - древнейшие люди; С - люди современного типа.

I - южный человек; II - обезьяночеловек; III - китайский человек; IV - человек разумный; V - человек прямоходящий.

а - homo erectus; б - homo sapiens niandertales; в - homo habilis; г - homo sapiens kromanones; д - найден в Африке; е - впервые найден в Европе; ж - впервые найден на о. Ява; з - впервые найден в Китае.

2. 3аполните таблицу.


Представитель

Особенности строения

Какие органы изменены

Причины изменений

Возраст, млн. лет

1. Австралопитек

2. Питекантроп

3. Синантроп

4. Неандерталец

5. Кроманьонец






3. Заполните таблицу.


Представитель

Орудия

Жилища

Огонь

Обряды и искусства

Одежда

1. Австралопитек

2. Питекантроп

3. Синантроп

4. Неандерталец

5. Кроманьонец







Основная часть 5-7 мин.

Движущими силами антропогенеза на его ранних этапах являлись факторы биологической эволюции: борьба за существование естественный отбор и наследственная (в основном мутационная и комбинативная) изменчивость. Те, кто быстрее и лучше охотился, защищался от врагов, добывал еду, орудия и огонь, получали преимущества, сохранялись отбором и давали потомство. Так продолжалось на протяжении всей истории существования австралопитеков, частично — у питекантропов. Позднее все большую роль стал играть труд. Известно, что чем больше младенцы играют с разнообразными предметами, тем быстрее и лучше идет формирование их умственных способностей, развитие мозга. С точки зрения физиологии это вполне объяснимо, ведь в мозг поступает больше нервных импульсов, сообщающих о разнообразных внешних сигналах, и его клетки, стимулируясь, развиваются быстрее. Так и рука архантропов (собирательное название древних людей) не только тренировалась сама, когда ей приходилось брать камень или палку, но и тренировала мозг.

Вторым мощным фактором антропогенеза было общение, коллективный образ жизни. Шимпанзе, живущие стадно, имеют гораздо более развитую мимику, чем, например, гориллы. Это помогает лучше понимать друг друга и избегать конфликтов. А первобытным людям нужно было не только вести целенаправленную совместную деятельность, но и передавать информацию следующим поколениям. Здесь появляется еще один социальный фактор: воспитание. Ведь люди не получают практически никаких навыков врожденно. Гусениц не нужно учить делать кокон, а пчел не нужно учить строить соты. Человек же без обучения не сможет говорить, носить одежду, изготавливать и использовать орудия.

Только в сказке Киплинга Маугли — умный и предприимчивый юноша, который легко смог перейти из мира животных в человеческое общество. В истории были факты, когда человеческие дети оказывались в дикой природе и выживали. Но они никогда не становились людьми! Эти существа не смогли приспособиться к нашему обществу, не смогли вернуться к нормальной человеческой жизни. Даже обезьяны, выращенные в неволе, были более адаптированы к жизни среди людей, чем эти лишенные человеческого общения и воспитания дети.

Таким образом, становление человека нельзя рассматривать только как биологический процесс. Надо помнить, что, чем выше уровень развития, чем дальше ушла эволюция от обезьяноподобных предков, тем меньшую роль играют биологические факторы, а большую - социальные. Возможно, начиная уже с питекантропов, важнейшими стали такие социальные факторы, как труд, общение, воспитание, коллективный образ жизни.

Продолжается ли эволюция человека сейчас? Видимо, да. Например, для современных людей характерен процесс акселерации (ускорение роста и полового созревания детей и подростков). Играют ли биологические факторы какую-либо роль теперь? Отбор и борьба за существование в нашем обществе практически отсутствуют. Например, слабый врожденный иммунитет компенсируется наличием сильных медикаментов. Хотя нельзя, видимо, полностью исключать роль изменчивости. Ведь никто не знает, какие мутации возможны в генах человека и к каким изменениям в физиологии и строении они могут привести. Особенно теперь, когда в результате техногенного загрязнения серьезно возрос уровень генетических нарушений.


Борьба за существование в человеческом обществе - это антинаучный и антисоциальный подход при объяснении и оправдании противоречий, конфликтов и войн, имеющих социальную, а не биологическую природу.

Сторонники так называемого социального дарвинизма пытаются применить и к человеческому обществу теорию естественного отбора. Живая природа развивается по биологическим законам, а человеческое общество — по социальным. Нельзя путать эти понятия.

Естественный отбор является результатом борьбы за существование на основе наследственной изменчивости организмов. Это биологическое понятие. И перенос его в человеческое общество недопустим. Жесткая конкуренция и войны между народами не улучшают человеческую породу.

Чтобы увидеть всю абсурдность таких рассуждений, не нужно быть ученым, нужно просто быть здравомыслящим человеком. Само утверждение «лучше приспособленный» применительно к современным людям — искусственно. Ученые — это самые интеллектуальные члены общества. Своими открытиями они увеличивают как продолжительность жизни, так и процент выживания всего человечества. Но в «борьбе за существование» они могут проиграть, например, сантехникам. Если говорить о богатстве как показателе приспособленности, то 100 самых богатых людей планеты - отнюдь не лауреаты Нобелевской премии.

Не вызывает сомнения, тот факт, что человечество выжило благодаря четкому взаимодействию внутри групп - племен. Именно взаимопомощь и взаимовыручка позволили людям противостоять жестокому окружающему миру. Само понятие «борьба за существование» в классическом дарвинизме включает в себя и массу взаимовыгодных симбиотических отношений.


Расы. Современные люди принадлежат к одному виду человек разумный - homo sapiens. Расы начали формироваться сравнительно недавно, 30-40 тыс. лет назад. У кроманьонцев, найденных на территории Евразии, расовые отличия выражены еще слабо и нечетко. Видимо, окончательно расы сформировались примерно 10-20 тыс. лет назад. Процесс шел на уровне идиоадаптации и имел приспособительное значение. Так, темная кожа защищала представителей негроидной расы от избытка ультрафиолета, курчавые волосы предохраняли от солнечных ударов, а высокий рост способствовал меньшему нагреванию (поверхность/объем). Глубоко посаженные, раскосые глаза монголоидной расы исключали их засорение во время частых пыльных бурь на равнинах Китая или ледяных - на Аляске.

Вслед за Ф. Бернье (XVII в.) свою классификацию современного человека предложил Карл Линней (1740). Он выделил 4 основные формы (слово раса появилось позже): азиатскую, африканскую, американскую и европейскую. Эта и следующие классификации были основаны на визуальной оценке. Позже стали учитывать особенности строения человека (рис. 76).

Сейчас выделяют 3 крупнейшие группировки рас: монголоидную, европеоидную и негроидную. По другой классификации в самостоятельные расы выделяют еще австралоидную и американоидную (индейцы). Каждая раса имеет свои признаки. Но люди разных рас все равно обладают общими видовыми критериями. Так, представители всех рас имеют абсолютно одинаковое строение внутренних органов, исключая индивидуальные отличия. Физиологические процессы тоже одинаковы. У здоровых людей разных рас одинаковая температура тела, давление крови, потребность в еде (количество калорий в сутки) и воде. Возможны не только переливание крови или имплантация эмбрионов, но и пересадка органов. В семьях представителей разных рас рождается такое же жизнеспособное потомство, как и в семьях одной расы.

Генетически, биологически и социально все расы равноценны. Представители любой из них могут достичь больших успехов в науке, спорте или искусстве. Реакционное учение расизм утверждало, что европеоидная раса превосходит негроидную интеллектуально. «Околобиологические», шарлатанские изыскания в этой области финансировала в XX в. фашистская Германия. Теория расизма была выгодна государствам- колонизаторам, чтобы оправдать эксплуатацию людей и природных ресурсов. Ну а фашизм, как самое бесчеловечное течение нашего времени, просто притягивал к себе всякого рода антигуманные и противоестественные теории. Ими было удобно оправдать политику уничтожения как отдельных людей, так и целых народов.

Один из признаков современного цивилизованного человека - расовая и национальная терпимость. Если человек уважает себя, он должен проявлять уважение и к другим людям независимо от их расовой или национальной принадлежности. Эта мысль заложена в конституциях всех цивилизованных стран.

Статья 14 Конституции РК гласит: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».


Заключение.

Понятие макроэволюция означает возникновение более крупных, чем новые виды, систематических категорий. К макроэволюции относится появление новых родов, семейств и т. д. В основе макроэволюции лежат те же причины, что и в основе микроэволюции, - естественный отбор, наследственная изменчивость и борьба за существование. Макроэволюция идет тремя путями: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Ароморфоз и идиоадаптация объединяют совершенствование строения и жизненных процессов (морфофизиологический прогресс). При дегенерации же организм упрощается, т. е. теряет органы или системы. Обычно дегенерация - это результат перехода к паразитизму или сидячему образу жизни.

Разница между ароморфозом и идиоадаптацией заключается в размерах изменений и их последствиях. При ароморфозе происходят крупные изменения, приводящие к появлению новых классов и типов (отделов у растений) и часто - к освоению новой среды обитания. Идиоадаптация - это более частные приспособления к конкретным условиям окружающей среды, ведущие к появлению новых родов, семейств, отрядов (порядков у растений). Все, что служит примером приспособленности, часто является и примером идиоадаптации.

В основном эволюция представляет собой дивергенцию — разделение исходных форм на несколько различных групп, отличающихся по строению. Результатом дивергенции является и формирование гомологичных органов (общих по происхождению, но разных по строению и функциям). Так, все лапы птиц гомологичны, т.к. принадлежат одному классу животных. Но лапы страуса, утки, орла, цапли и дятла значительно отличаются друг от друга.

Аналогичные органы возникают в результате конвергенции - сходства неродственных форм, возникающего при обитании в одинаковых условиях. Так, все животные, обитающие в толще воды, имеют обтекаемую форму тела, а придонные — уплощенную.

Процесс исторического развития жизни на Земле зафиксирован в геологических отложениях. По ним составлена геохронологическая шкала. Вся геологическая история планеты и развитие жизни разделены на 5 крупных этапов - эры. Четыре эры подразделяются на периоды. Каждому периоду соответствуют свои геологические преобразования и особенности проявлений жизни (см. табл.).

В последнюю, кайнозойскую, эру бурно развивались млекопитающие, в частности приматы. Одна из эволюционных ветвей древних обезьян привела к формированию человека. Процесс становления и развития рода Человек (Homo) и вида Человек разумный (Homo sapiens) называется антропогенезом, антропосоциогенезом. Существует множество доказательств происхождения человека от животных, в частности, рудименты (органы, не функционирующие, но сохранившиеся у современного человека) и атавизмы, — случайные проявления признаков, свойственных далеким предкам.

Общим предком рода Homo и современных высших обезьян были дриопитеки. Примерно 15-20 млн. лет назад произошло их разделение. Одна ветвь дала пангид, приведших к появлению гориллы и шимпанзе (12-14 млн. лет назад). Другая ветвь дала гоминид. Из них 6,5-5 млн. лет назад обособилась группа африканских приматов - австралопитеков. Именно австралопитеки начали обрабатывать одни камни другими. Изготовляя примитивные каменные орудия, австралопитеки основали первую человеческую культуру - Олдувайскую. Они называются Homo habilis - человек умелый. Позднее (1,6-1,2 млн. лет назад) австралопитековые дали начало питекантропам, которые расселились из Африки в Евразию и начали использовать огонь. Около 300 тыс. лет назад появились неандертальцы. У них сформировались религия (захоронения) и искусство (наскальные рисунки). Поэтому неандертальцев называют homo sapiens — человек разумный.

Современные люди являются потомками кроманьонского человека сменившего неандертальцев 40 тыс. лет назад. Внешне кроманьонцы лишь незначительно отличались от нас. Позднее в результате приспособляемости к разным климатическим условиям сформировались 3 основные расы.

Основными причинами антропосоциогенеза были 2 группы факторов: биологические и социальные. Борьба за существование, наследственная изменчивость и естественный отбор играли главную роль на ранних этапах появления человека. Они позволили выделиться роду Homo из животного мира. На более поздних этапах главенствующую роль играли социальные факторы. Главный фактор эволюции современного человека — труд. Положительную роль играли коллективный образ жили, передача опыта и воспитание.


Физминутка.


Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).

Работа в парах.

1. Процесс образования родов, семейств и других надвидовых категорий.

2. Процесс увеличения численности особей, количества систематических единиц и расширение ареала у определенной группы организмов.

3. Процесс сокращения численности особей, внутрисистематических единиц и сужение ареала определенной группы организмов.

4. Автор биогенетического закона.

5. Эволюционные изменения, дающие возможность освоить новую среду обитания.

6. Эволюционные изменения, связанные с приспособлением к данным конкретным условиям.

7. Эволюционные изменения, возникающие в связи с переходом к паразитизму или сидячему образу жизни.

8. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему уровня организации.

9. Мелкие прогрессивные эволюционные изменения.

10. Эволюционные изменения, связанные с упрощением уровня организации.

11. Покровительственная окраска животных, перепонки на лапах водоплавающих птиц являются примерами.

12. Появление усиков у гороха, колючек у кактуса, длинного корня у верблюжей колючки тоже является примерами.

13. Утрата пищеварительной системы плоскими червями, обитающими в кишечниках позвоночных, является примером.

14. Наличие перьев, облегченных костей и киля у птиц является примером.

15. Появление многоклеточности тканей, третьего зародышевого листка у животных является примером.

16. Появление хлорофилла, тканей и органов у растений (корней, листьев, цветков, плодов) является примером.

17. Утрата глаз у рыб, обитающих в подземных пещерах.

18. Утрата глаз и головы двустворчатыми моллюсками в связи с переходом к сидячему образу жизни.

19. Появление скорлупы у яиц птиц и пресмыкающихся.

20. Окраска скорлупы яиц птиц под цвет окружающего грунта.

21. Появление цветка как органа размножения.

22. Приспособление цветков к опылению насекомыми.

23. Утрата хлорофилла повиликой.

24. Эта фраза помогает запомнить последовательность периодов в геохронологической шкале.

25. В истории развития жизни на Земле выделяют ... эру.

26. Жизнь зародилась ...

27. Самая длительная эра ...

28. Жизнь возникла ... млрд. лет назад.

29. Не подразделяется на периоды эра ...

30. Имеет в своем составе больше всего периодов эра

31. Беспозвоночные животные и эукариотические водоросли появились

32. Позвоночные животные появились

33. Растения вышли на сушу

34. Животные вышли на сушу

35. Появились папоротникообразные

36. Появились голосеменные

37. Появились покрытосеменные

38. Появились земноводные

39. Появились пресмыкающиеся

40. Появились млекопитающие

41. Господствовали папоротникообразные

42. Господствовали голосеменные

43. Господствовали покрытосеменные

44. Господствовали земноводные

45. Господствовали пресмыкающиеся

46. Господствовали млекопитающие

47. Процесс образования и становления человека как биологического вида

48. Спонтанное появление у современных людей признаков, свойственных далеким предкам

49. Органы, утратившие свое значение, но сохранившиеся у современного человека

50. Многососковость, развитие хвоста и волосяного покрова на всем теле человека - это пример

51. Копчик, третье веко, волосяные луковицы в коже - это пример

52. Общий предок рода людей (Homo) и высших человекообразных обезьян

53. Ветвь, давшая начало людям

54. Ветвь, давшая начало высшим человекообразным обезьянам


Итоговый контроль, анализ урока.

Д/З подготовиться к контр. раб по пройденной главе. (П. 31-37).






Для любых предложений по сайту: [email protected]