Модификационная изменчивость - ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику

Модификационная изменчивость - ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Задачи урока: сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах ее проявления, об изменении факторов среды, о ненаследственном, приспособительном характере модификаций, ее пределах — норме реакции.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

Двум-трем ученикам предлагается решить генетические задачи. (Ответ у доски.)

Пока учащиеся решают задачи и готовятся к ответу с остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос-беседа по вопросам:

1) Почему у раздельнополых организмов (в том числе и у людей) соотношение полов составляет примерно 1:1?

2) Каким образом и когда предопределяется пол живых организмов?

3) Какой тип хромосом играет решающую роль в определении пола у людей?

4) Почему признаки, наследуемые с Y-хромосомой, проявляются только у лиц мужского пола, а наследуемые Х-хромосомой могут проявиться у лиц как одного, так и другого пола?


Изучение нового материала

1. Модификационная изменчивость. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

2. Пределы модификационной изменчивости — норма реакции. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

3. Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов». (Самостоятельная работа по инструктивной карточке.)

Для проведения лабораторной работы может быть использован различный материал: комнатные растения, засушенные листья акации, ясеня, рябины, дуба, плоды клена, колосья злаковых, клубни картофеля, раковины моллюсков и т. д.

Например, можно сравнить размеры, окраску, форму листьев на одном комнатном растении; растения (например, колеусы), выращенные в разных условиях (разная освещенность, различная почва и т. д.); размеры, форму, количество глазков клубней картофеля: размеры, форму, окраску раковин моллюсков одного вида. Класс следует разделить на группы и каждой из них предложить для изучения один из объектов. Затем в ходе обсуждения результатов работы подвести учащихся к выводу, что изменчивость — всеобщее свойство живых организмов.

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Выявление модификационной изменчивости организмов»

1. Рассмотрите предложенные вам объекты. Сравните их. Найдите сходства и различия.

2. Изучите внешний вид (фенотип) каждого объекта (отметьте различия в размерах, форме, окраске и т. д.).

3. Выскажите предположения о причинах модификационной изменчивости у изученных объектов.

4. Результаты внесите в таблицу.


Изменение признаков...


Объект...

Отмеченные различия




5. Сделайте вывод.


Задание на дом

Изучить § 3.11 «Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции», выписать в тетрадь основные характеристики модификационной изменчивости.


Итоги урока






Для любых предложений по сайту: [email protected]