Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год

Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Цели: сформировать знания об основных типах взаимодействия аллельных и неаллельных генов на примерах, известных генетической науке; расширить знания о гене и его свойствах, генотипе как системе взаимодействующих генов; подвести к пониманию того, что соотношения между геном и признаком на самом деле гораздо сложнее и не столь однозначны, как это казалось

вначале; продолжить формирование навыков решения генетических задач.

Оборудование: информационные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

1. Постановка задачи (вступительное слово учителя).

— В примерах по наследованию признаков, рассмотренных нами ранее, наблюдается довольно простая связь между геном и признаком: каждый ген учитывается по действию только на один признак. Так, ген желтой окраски семян гороха определяет окраску, не влияя на другие признаки. Ген морщинистой формы семян гороха действует независимо от генов окраски семян. Эти примеры позволяют выразить взаимоотношения между геном и признаком в виде следующей схемы:

— Поэтому может сложиться впечатление, что генотип представляет собой простую совокупность генов организма, а фенотип — мозаика отдельных признаков.

— Однако генетическое изучение многих животных и растений показало, что отношения между генами и признаками не столь просты, как это кажется с первого взгляда. Выражение “ген определяет проявление признака” нужно считать достаточно условным.

— Рассмотрим на конкретных примерах более сложный характер взаимоотношений между генами и признаками, рассмотрим генотипы как систему взаимодействующих между собой генов организма.

— Основы учения о взаимодействии генов заложил Г. Мендель. В ряде своих опытов от столкнулся с явлениями наследования, которые нельзя было объяснить с помощью открытых им закономерностей. Постепенно в генетике накапливались факты, показывающие, что один и тот же ген может оказывать влияние на развитие нескольких признаков; один и тот же признак может развиваться под влиянием многих генов.

— Взаимодействовать друг с другом могут как аллельные, так и неаллельные гены. Вспомним, какие гены называют аллельными? Какие неаллельными?

2. Работа с информационными карточками.

Учитель строит на доске схему из отдельных готовых блоков.

— Кратко охарактеризуем каждый тип взаимодействия генов, иллюстрируя их генетической задачей (рассматривать полное доминирование и промежуточное наследование признаков мы не будем, так как с этим материалом уже знакомы).

На столах у учащихся информационные карточки, отдельная по каждому блоку (См. приложение 2).

Учащиеся знакомятся с материалом, анализируют, задают вопросы учителю. Учитель может пояснять наиболее сложные моменты.

Домашнее задание

По И.Н. Пономаревой, §23, вопросы после параграфа, записи в тетради (анализ схем скрещивания), сформулировать вывод по теме “Взаимодействие генов”;

по А.А. Каменскому, §3.9, вопросы после параграфа, записи в тетради (анализ схем скрещивания), сформулировать вывод по теме “Взаимодействие генов”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]