Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Цели: рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч. Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина.
Оборудование: книга “Происхождение видов...”; карточки-задания.
Ход урока
I. Организационный момент
На доске:
Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем несвязанные, случайные, “Богом созданные” и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменяемость видов и преемственность между ними.
В. И. Ленин
II. Проверка и актуализация приобретенных знаний
Задание № 1
Закончите предложения:
1. Впервые описал и систематизировал виды
(Аристотель).
2. Интерес к биологии возрос в XV веке — в эпоху (великих географических открытии).
3. Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется (систематикой).
4. Система, в которой организмы располагаются в определенном порядке по существенным признакам, называется (классификацией).
5. Структурным элементом классификации является
(таксон).
6. Таксоном самого высокого ранга по классификации К. Линнея
является (класс).
7. Как правильно сказать: род — Одуванчик, вид — Лекарственный или вид — Одуванчик лекарственный.
8. Линней считал, что виды (неизменны).
9. Естественная система строится на сходстве в
(строении, происхождении и развитии).
Задание № 2
Найдите ответы на следующие вопросы:
1. Почему метафизическое мировоззрение тормозило развитие ботаники и зоологии?
2. Какие научные достижения К. Линнея способствовали развитию ботаники и зоологии?
3. В чем недостатки учения К. Линнея?
4. Каковы предпосылки создания учения Ж.-Б. Ламарка?
5. Как Ламарк представлял изменяемость видов?
6. В чем видна идеалистическая сущность видов?
7. Как вы думаете, можно ли придерживаясь взглядов Ламарка о роли упражнения и неупражнения органов в эволюции объяснить происхождение такого сложного приспособления как покровительственная окраска у куропатки?
8. Сравните объяснения многообразия видов в природе К. Линнеем и Ж.-Б. Ламарком.
9. Каково значение трудов Ламарка для развития биологической науки?
10. Какие наблюдения привели Ч. Дарвина к убеждению об изменяемости видов во время его путешествия на корабле “Бигль”?
Задание № 3
Проверьте себя!
Идеализм — идеалист;
Материализм — материалист;
Метафизика — метафизик;
Креационизм — ?
Идеализм — философское направление, утверждающее в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей.
Идеалист — последователь идеалистической теории.
Материализм — философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.
Метафизика — философское учение, утверждающее неизменчивость раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира.
Метафизик — последователь метафизической философии.
Креационизм — направление в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным.
III. Изучение новой темы
1. Фронтальная работа.
— Что способствовало созданию Дарвином глубоко научной теории эволюции спустя всего 50 лет после умозрительного учения Ламарка?
Учащиеся перечисляют предпосылки возникновения дарвинизма. Учитель дополняет.
1) В первой половине XIX века в странах Западной Европы, особенно в Англии, интенсивно развивался капитализм, который стимулировал развитие науки.
2) Спрос промышленности на сырье и населения растущих городов на продукты питания способствовал развитию селекции. Селекционеры путем гибридизации и отбора вывели новые породы крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, птиц и сорта сельскохозяйственных и декоративных растений. Впечатляющие успехи практической деятельности селекционеров свидетельствовали против представлений о неизменности видов в природе. Именно данные селекции использовал Ч. Дарвин при создании учения об искусственном отборе.
3) Большую роль в подготовке дарвинизма сыграли конкретные исследования и ряд теоретических обобщений, разработанных в XVIII и в первой половине XIX веков:
• Ж. Кювье создал палеонтологию, заложил основы геохронологии;
• исследования И.В. Геже, Г. Бронца по сравнительной морфологии и анатомии свидетельствовали о едином плане строения позвоночных животных;
• исследования сравнительной эмбриологии К. Бэра приводили к мысли о единстве происхождения хордовых животных;
• клеточная теория Т. Шванна убеждала в единстве происхождения растительного и животного мира;
• труды И. Канта заложили основы представлений о возможности эволюции космических тел;
• геолог Ч. Лайель разработал теорию эволюции Земли.
Эти и другие факты никак не согласовывались с учением о неизменности мира и ждали научного объяснения.
Гениальный ум Ч. Дарвина сумел обобщить огромный фактический материал в свете эволюционной идеи, связать стройной системой рассуждений.
Из биографии Ч. Дарвина.
• Годы жизни 1809—1882 гг.
• 1827—1831 гг. — изучает медицину в Эдинбурге.
• 1831 — 1836 гг. — совершает кругосветное путешествие на корабле “Бигль” как натуралист, собрав богатейший зоологический, палеонтологический, ботанический, геологический материалы.
• 1837 г. — Дарвин становится убежденным эволюционистом и начинает искать движущий фактор эволюции.
• 1839 г. — публикует описание путешествия на “Бигле”.
• 1839—1846 г. — издает 5-томный труд, в котором отражает зоологические и геологические результаты этого путешествия.
• 1854—1855 гг. — Дарвин вплотную приступает к работе над эволюционной теорией, собирает материалы по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также собирает данные по методам селекции домашних животных и культурных растений.
• 1858 г. — год рождения эволюционной теории.
• 1959 г. — книга “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас (форм, пород) в борьбе за жизнь”.
• После 1859 г. Ч. Дарвин написал несколько капитальных трудов, связанных с развитием теории естественного отбора.
• В 1868 г. впервые и в 1875 г. во второй раз была опубликована его знаменитая двухтомная монография “Изменение домашних животных и культурных растений”.
• В 1971 г. — выходит в свет третий фундаментальный труд “Происхождение человека и половой отбор”, который завершает трилогию основных работ Ч. Дарвина по теории эволюции.
— Энциклопедичность Ч. Дарвина, исключительный авторитет, приобретенный им как естествоиспытателем, корректность и дипломатичность в дискуссиях, внимание к точкам зрения оппонентов и критиков, доброжелательное отношение к ученикам и последователям, почтительность по отношению к старшим коллегам в немалой степени способствовали скорейшему принятию учения Ч. Дарвина во всем мире.
— Переходим к изучению основных положений учения И. Дарвина.
— Эволюционное учение — это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени.
Учитель демонстрирует (если есть возможность) книгу “Происхождение видов...” и зачитывает из нее цитату, в которой хорошо отражена сущность учения Дарвина:
“Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными, разнообразными растениями, птиц, поющих в кустах, насекомых, порхающих вокруг, червей, ползающих в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в самом широком смысле — Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость <...>, зависящая от действия жизненных условий <...>, Прогрессия размножения столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию — Естественному отбору, влекущему за собой Расхождение признаков и Вымирание менее совершенных форм. Таким образом, из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, — образование высших животных...
Из такого простого начала возникло и продолжает возникать бесконечно число самых прекрасных и самых изумительных форм”.
Учитель выписывает на доске термины, выделенные Дарвином, и подчеркивает ведущее значение в эволюции воспроизведения прогрессии размножения, наследственности, изменчивости, борьбы за жизнь, естественного отбора, расхождения признаков, вымирания менее совершенных форм.
2. Самостоятельная работа с учебником.
Организуется самостоятельная работа с пунктом параграфа: в учебнике А.А. Каменского, §7.1, с. 189-193, §7.2, с. 193-195; в учебнике И.Н. Пономаревой, §37.
Задание
1) Прочтите параграф. Проведите самостоятельную работу с текстом.
(Можно использовать следующий прием: напротив каждого абзаца сделайте пометку карандашом (“V” — знакомая информация, “I” — новая информация, “→ — думал иначе, “?” — непонятно. После выполнения работы сотрите карандашные пометки. Сделайте вывод об уровне своей информированности.)
2) На каких факторах эволюции основано выведение пород животных и сортов культурных растений?
3) Назовите движущие силы (факторы) эволюции органического мира.
4) Сравните объяснения возникновения приспособленности видов в природе Ч. Дарвином и Ж.-Б. Ламарком.
5) На каких фактах Дарвин основывай доказательства своей теории?
6) Какие положения теории эволюции вызывают у вас чувство бездоказательности, несогласия, сомнения?
7) Что такое наследственная изменчивость популяции? Почему генофонд популяции изменяется во времени?
8) Эволюционное учение Ч. Дарвина можно рассматривать как переворот в области естествознания. В чем заключается значение эволюционной теории?
— Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина сводятся к следующему.
1) Основная движущая сила эволюции — естественный отбор на фоне борьбы за существование. Материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная). Наследственность обеспечивает стабильность вида.
2) Результатом эволюции органического мира является многообразие видов растений и животных, приспособленных к условиям окружающей среды.
3) Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ.
4) Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора.
Суть теории Дарвина можно представить в виде схемы, отражающей причинно-следственные связи.
IV. Закрепление
Учащиеся работают с текстом (См. приложение 2). Ответы:
Линей |
Ламарк |
Дарвин |
2, 3, 5, 7, 12, 22, 23, 27 |
1, 4, 6, 8, 11, 13, 14, 17,20, 24, 25, 28,30 |
1, 4, 6, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19,21,26, 29,31,32 |
Домашнее задание
По учебнику АЛ. Каменского, §7.1, вопросы после параграфа, термины; §7.2, с. 193—195 (до “Генофонд популяций”), записи в тетради;
по учебнику И.Н. Пономаревой, §37, вопросы после параграфа, термины, записи в тетради.