ТИПОВОЙ ВАРИАНТ ТЕСТА

Биология универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами - Самостоятельная подготовка к ЕГЭ

ТИПОВОЙ ВАРИАНТ ТЕСТА

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполненного вами задания (А1-А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют

1) генеалогическим

2) близнецовым

3) гибридологическим

4) цитогенетическим

А2. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

1) защитную

2) каталитическую

3) аккумулятора энергии

4) транспорта веществ

А3. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1) плазматической мембраной

2) эндоплазматической сетью

3) ядерной оболочкой

4) цитоплазмой

А4. Хроматиды — это

1) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

2) участки хромосомы в неделящейся клетке

3) кольцевые молекулы ДНК

4) две цепи ДНК одной молекулы

А5. Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют

1) аэробами

2) анаэробами

3) гетеротрофами

4) автотрофами

А6. При партеногенезе организм развивается из

1) зиготы

2) неоплодотворенной яйцеклетки

3) соматической клетки

4) вегетативной клетки

А7. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?

1) один

2) два

3) три

4) четыре

А8. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа

2) Аа х АА

3) Аа х Аа

4) АА х АА

А9. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной

1) носит обратимый характер

2) передается по наследству

3) носит массовый характер

4) не связана с изменениями хромосом

А10. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе

1) сапротрофов

2) паразитов

3) автотрофов

4) симбионтов

A11. Плод покрытосеменных образуется из

1) семязачатков

2) завязи пестика

3) околоплодника

4) пыльцевых зерен

А12. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

1) проводящей системы

2) цветков и плодов

3) хлоропластов в клетках

4) эпидермиса с устьицами

А13. Размножение малярийного паразита в крови человека происходит в

1) лейкоцитах

2) эритроцитах

3) тромбоцитах

4) лимфоцитах

А14. Признак приспособленности птиц к полету

1) появление четырехкамерного сердца

2) образование роговых щитков на ногах

3) наличие полых костей

4) наличие копчиковой железы

А15. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в

1) печеночной вене

2) лимфатических сосудах

3) капиллярах малого круга кровообращения

4) капиллярах большого круга кровообращения

А16. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих

1) наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюсти

2) преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым

3) наличием швов между костями мозгового отдела

4) особенностью строения костной ткани

А17. В свертывании крови участвуют

1) эритроциты

2) лимфоциты

3) лейкоциты

4) тромбоциты

А18. При умственной работе в клетках мозга человека усиливается

1) образование гликогена

2) накопление инсулина

3) энергетический обмен

4) пластический обмен

А19. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц

1) изменяющих кривизну хрусталика

2) верхних и нижних век

3) регулирующих размер зрачка

4) изменяющих объем глазного яблока

А20. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

1) географическому

2) генетическому

3) морфологическому

4) экологическому

А21. Пример внутривидовой борьбы за существование — это

1) соперничество самцов из-за самки

2) «борьба с засухой» растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

А22. Приспособленность организмов к среде обитания — результат

1) стремления особей к самоусовершенствованию

2) проявления конвергенции

3) методического отбора

4) взаимодействия движущих сил эволюции

А23. У человека в связи с прямохождением

1) сформировался свод стопы

2) когти превратились в ногти

3) срослись фаланги пальцев стопы

4) большой палец противопоставляется остальным

А24. К абиотическим факторам среды относят

1) подрывание кабанами корней

2) нашествие саранчи

3) образование колоний птиц

4) обильный снегопад

А25. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются

1) сезонные изменения в природе

2) изменения погодных условий

3) колебания численности популяций одного вида

4) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

А26. Необходимое условие устойчивого развития биосферы — это

1) создание искусственных агроценозов

2) сокращение численности хищных животных

3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей

4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

А27. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

1) 10%

2) 20%

3) 40%

4) 90%

А28. Матрицей для трансляции служит молекула

1) тРНК

2) ДНК

3) рРНК

4) иРНК

А29. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс

1) митоза

2) мейоза

3) оплодотворения

4) опыления

А30. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом

2) аллельных генов

3) доминантных генов

4) ДНК в ядре клетки

А31. Чистая линия растений — это потомство

1) гетерозисных форм

2) одной самоопыляющейся особи

3) межсортового гибрида

4) двух гетерозиготных особей

А32. Что представляет собой микориза?

1) грибокорень

2) корневую систему растения

3) грибницу, распространившуюся в почве

4) нити гриба, образующие плодовое тело

А33. Энергия, необходимая для мышечного сокращения, освобождается при

1) расщеплении органических веществ в органах пищеварения

2) раздражении мышцы нервными импульсами

3) окислении органических веществ в мышцах

4) синтезе АТФ

А34. Какой буквой на рисунке обозначен отдел мозга, в котором располагаются центры речи человека?



1) А

2) Б

3) В

4) Г

А35. Рудиментарные органы — пример доказательств эволюции животных

1) эмбриологических

2) палеонтологических

3) сравнительно-анатомических

4) биогеографических

А36. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

1) кислорода

2) углекислого газа

3) сернистого газа

4) паров воды


Часть 2


Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1-В8. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.

В1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

1) оформленное ядро

2) цитоплазму

3) митохондрии

4) плазматическую мембрану

5) гликокаликс

6) рибосомы

В2. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой,

1) состоит из многоядерных волокон

2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3) обладает большей скоростью и энергией сокращения

4) составляет основу скелетной мускулатуры

5) располагается в стенках внутренних органов

6) сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

В3. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

1) остаток третьего века у человека

2) отпечатки растений на пластах каменного угля

3) окаменевшие остатки папоротников

4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле

5) копчик в скелете человека

6) филогенетический ряд лошади


При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.


Признак

Класс

A) оплодотворение внутреннее

Б) оплодотворение у большинства видов наружное

B) непрямое развитие

Г) размножение и развитие происходит на суше

Д) тонкая кожа, покрытая слизью

Е) яйца с большим запасом питательных веществ

1) Земноводные

2) Пресмыкающиеся


А

Б

В

Г

Д

Е








В5. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает.


Процесс пищеварения

Отдел пищеварительного канала

A) обработка пищевой массы желчью

Б) первичное расщепление белков

B) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Г) расщепление клетчатки

Д) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка



А

Б

В

Г

Д







В6. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.


Характеристика

Типы мутаций

А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

Г) поворот участка хромосомы на 180°

Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке

Е) обмен участками негомологичных хромосом

1) хромосомные

2) генные

3) геномные


А

Б

В

Г

Д

Е








При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

В7. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

A) семейство Волчьи (Псовые)

Б) класс Млекопитающие

B) вид Обыкновенная лисица

Г) отряд Хищные

Д) тип Хордовые

Е) род Лисица









В8. Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК.

A) раскручивание спирали молекулы

Б) воздействие ферментов на молекулу

B) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д) образование двух молекул ДНК из одной









Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 — полный развернутый ответ.

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

С3. Назовите не менее трех особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

С4. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трех изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему эти изменения произойдут.

С5. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

С6. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.


Ответы к заданиям

Часть 1


№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

4

А13

2

А25

4

А2

3

А14

3

А26

3

А3

1

А15

4

А27

3

А4

1

А16

2

А28

4

А5

1

А17

4

А29

2

А6

2

А18

3

А30

1

А7

4

А19

1

А31

2

А8

3

А20

3

А32

1

А9

2

А21

1

АЗЗ

3

А10

1

А22

4

А34

4

А11

2

А23

1

А35

3

А12

2

А24

4

А36

2


Часть 2


№ задания

Ответ

В1

246

В2

256

В3

236

В4

211212

В5

21232

В6

232131

В7

ВЕАГБД

В8

БАВГД


Часть 3


С1. Элементы ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла):

1) при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много не подросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство;

2) травление или глушение взрывчатыми веществами — хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.


Указания к оцениванию

Баллы

Ответ включает 2 названные выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


С2. Ошибки допущены:

1) в предложении 2 — среди грибов есть и одноклеточные, например дрожжи;

2) в предложении 3 — по типу питания среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);

3) в предложении 4 — клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы.


Указания к оцениванию

Баллы

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2-3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3


С3. Элементы ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла):

1) возникновение покровной ткани, — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения;

2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.


Указания к оцениванию

Баллы

Ответ включает не менее 3 элементов (особенности и их обоснование), не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С4. Элементы ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла):

1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;

3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.


Указания к оцениванию

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы (изменения и их обоснования), не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С5. Элементы ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла):

1) одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;

2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов;

3) количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90.


Указания к оцениванию

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С6. Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — ААВb (гаметы: АВ и Ab); зеленый стебель, красные плоды — ааВЬ (гаметы Аb и ab);

2) генотипы потомства в F1: АаВВ, АаВb, Aabb;

3) соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды — 1 АаВВ : 2 АаВb; пурпурный стебель, желтые плоды — 1 Aabb.


Указания к оцениванию

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3






Для любых предложений по сайту: [email protected]