РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПИСЬМЕННОМУ ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ

Биология для поступающих в вузы

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПИСЬМЕННОМУ ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ

Порядок приема в государственные высшие учебные заведения (утвержден приказом Минобразования России от 14 января 2003 г. № 50) предусматривает, что «все вступительные экзамены при приеме на первый курс проводятся в письменной форме». Большинство вузов России пока не использует ЕГЭ. Каждый вуз формирует программы вступительных экзаменов. В экзаменационные билеты не могут быть включены вопросы, выходящие за пределы программы для поступающих в вузы, однако при оценивании экзаменационных работ конечно же учитывается, если теоретический уровень абитуриента выходит за пределы материала школьного учебника. Такие работы оцениваются выше. Поэтому во время подготовки к вступительному экзамену необходимо использовать дополнительную литературу.

Типичной ошибкой, которую допускают абитуриенты (часто, кстати, хорошо подготовленные), является чрезмерно объемные ответы на вопросы, при этом наряду с основными положениями в них содержится малозничительная информация и зачастую сведения, не относящиеся к существу вопроса. Это резко снижает ценность работы. Поэтому ответы должны быть максимально конкретными и по возможности краткими. Необходимо четко отделять главное от второстепенного, общее от частного. Другая характерная ошибка. Абитуриент, отвечая на вопрос, ограничивает себя рамками конкретного раздела, забывая, что он сдает весь курс биологии. Полезно, если это к месту, приводить примеры из различных биологических дисциплин. Совершенно бессмысленной окажется попытка механически «зазубрить» материал, а затем постараться изложить его на экзамене. Такая попытка непременно закончится неудачей. Полезно при подготовке пользоваться не одним, а разными пособиями, потому что в них, как правило, неодинаково хорошо освещаются разные разделы общей биологии. К тому же в этом случае достигается более полное понимание вопроса.

Естественно, основа биологического образования - это общая биология. Без глубоких знаний и понимания общебиологических закономерностей невозможно получить высокую оценку. Сложно выделить наиболее трудный раздел общей биологии - все они достаточно сложны и требуют самого глубокого осмысления. Вопросы из общей биологии охватывают комплекс биологических наук: эволюционное учение, экология, молекулярная биология, цитология, эмбриология, генетика, селекция. Эти разделы наиболее сложны для усвоения и самые весомые при определении общей оценки экзаменационной работы. Для того чтобы хорошо написать ответ

на общебиологический вопрос, необходимо иметь серьезные знания, глубоко понимать тему. К сожалению, именно в ответах по общей биологии содержатся ошибки, которые в итоге становятся решающими для абитуриента. Работа, в которой имеются такие ошибки, не имеет шансов быть высоко оцененной, даже при наличии хороших ответов на другие вопросы билета.

Среди вопросов по цитологии и молекулярной биологии следует выделить те из них, которые затрагивают важнейшие органические вещества, их строение и функции. Особого внимания требуют вопросы биосинтеза белка, репликации ДНК, транскрипции РНК различных видов и их функций. Очень сложны вопросы по метаболизму и фотосинтезу, поскольку они требуют серьезных знаний химии. Полезно в ответах приводить химические формулы веществ, участвующих в биохимических процессах (речь, конечно, идет о малых органических молекулах).

Ошибки в ответах на вопросы по цитологии очень часты. Поэтому необходимо хорошо уяснить строение и функции всех компонентов клетки. Не все абитуриенты имеют четкое представление о процессах, которые происходят на разных стадиях митоза и (что еще чаще) мейоза. Абитуриент должен хорошо знать различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Раздел генетики также весьма сложен. Для того чтобы его понять, следует разобраться с основными положениями генетики. Непонимание возможно при определении генома, генотипа, фенотипа, аллельных генов. Затруднения могут вызвать цитологические основы наследственности, закономерности сцепленного наследования и генетики пола. Без хорошего усвоения закономерностей наследования механизмов изменчивости невозможно понимание таких разделов общей биологии, как селекция и теория эволюции.

Главным недостатком в ответах на вопросы по ботанике является их низкий информационный уровень. Часто это связано с тем, что при подготовке используются пособия, предназначенные для младших школьников и, следовательно, включают в себя чрезмерно адаптированный материал. Затруднения вызывает деление растений на высшие и низшие, циклы развития растений, чередование поколений. Не всегда имеются четкие представления об анатомическом строении вегетативных органов растений. Отвечая на вопросы, посвященные грибам, бактериям и сине-зеленым водорослям, абитуриенты часто относят их к растениям, которыми перечисленные выше организмы вовсе не являются. Характеризуя какую-либо конкретную группу, многие не могут выявить наиболее общие и принципиальные черты, что приводит к размытому ответу.

В ответах по курсу зоологии ошибки наиболее часто встречаются при рассмотрении беспозвоночных. Типичной ошибкой можно считать случай, когда отвечая на вопрос, касающийся, например, общей характеристики простейших, абитуриент ограничивается изложением (может быть, даже подробным) строения и жизнедеятельности амебы. Похожие ситуации возникают, когда требуется охарактеризовать типы кишечнополостных, плоских червей, членистоногих и т. д. Таким образом, характеризуя определенный тип, класс или отряд, следует сосредоточить особое внимание не на строении и жизнедеятельности наиболее известного представителя, а на общих характеристиках этих групп животных, стараясь выделить наиболее важные особенности.

Часто возникают трудности при рассмотрении циклов развития паразитических червей. Не всем удается грамотно разобраться с чередованием личиночных стадий. Путаница возникает в определениях, таких как «биогельминт», «геогельминт», «промежуточный хозяин», «окончательный хозяин».

Вопросы по анатомии, физиологии и гигиене человека имеют большую значимость и требуют высокого уровня знаний. К сожалению, в учебных пособиях не всегда содержится соответствующий материал. Рекомендуем использовать дополнительную литературу (список приведен в конце пособия).

Затруднения чаще всего возникают при определении таких понятий, как «ткань», «орган», «система органов», «аппарат органов». Абитуриент должен четко в них разбираться. Наиболее трудными для усвоения являются: сердечно-сосудистая, мочевыделительная, половая, нервная системы, а также строение органов пищеварения, дыхания и органов чувств. Эти темы требуют серьезного внимания при изучении.

В ответах на вопросы по нервной системе часты неточности, касающиеся строения и функций отделов головного мозга, их связей между собой. Не всегда приемлемо описывается кора полушарий большого мозга, ее борозды и извилины.

Огромное количество ошибок возникает при описании спинного мозга. Трудности вызывает распределение в нем белого и серого вещества, локализация ядер и проводящих путей, размещение спинного мозга в позвоночном канале. Трудной для усвоения является периферическая нервная система.

Рассматривая выделительную систему, сложности возникают при объяснении образования первичной мочи и обратной реабсорбции в почечных канальцах. Не всегда имеется четкое представление о строении нефрона. В теме «Сердечно-сосудистая система» вызывает трудности односторонний ток крови по сосудам от сердца к капиллярам и от капилляров к сердцу. Не все абитуриенты четко представляют себе строение камер сердца, элементов, составляющих сердечную стенку; возникновение возбуждения и прохождение его по проводящей системе сердца.

Достаточно сложным для усвоения являются анализаторы, особенно зрительный и слуховой.






Для любых предложений по сайту: [email protected]