ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НЕМУ

Биология для поступающих в вузы

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НЕМУ

Закон Российской Федерации «Об образовании» гарантирует всем гражданам России право на получение высшего профессионального образования, при этом прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения проводится на конкурсной основе. Как сказано в Законе, «условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня». Последняя часть фразы позволяет очень широко толковать закон, т. к. решение о том, кто же «наиболее способен и подготовлен» решают люди, причем каждый из них имеет свои представления об этом и разную степень подготовки. Для того чтобы сделать оценку знаний абитуриентов более объективной был введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который позволяет исключить субъективный фактор со стороны экзаменатора. Однако ЕГЭ достаточно труден для выпускников школ, особенно периферийных, которые не приучены к подобным формам проверки их знаний.

Биология - предмет сложный, материал очень велик, вызубрить его просто невозможно. ЕГЭ по биологии требует обширных знаний, умения мыслить, сопоставлять, анализировать. Очень важна сообразительность. Но главное - это знания.

ЕГЭ включает всю биологию (4 главы): ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию. Каждый из этих разделов, в свою очередь, разделен на отдельные параметры. Так, например, по общей биологии ученик должен ответить на множество вопросов, касающихся цитологии, эволюции, генетики, селекции, антропологии, экологии, онтогенеза. По каждой теме получает три задания различного уровня сложности. Первый - тестовый - необходимо выбрать один (конечно верный!) из трех-четырех предложенных ответов. Например, кодону CUU на mPHK сответствует антикодон на тРНК 1) GTA, 2) GUC, 3) GAA. Правильный ответ - 3. Второй - более сложный - ученик должен согласиться или не согласиться с тем или иным утверждением. Например, в процессе мейоза образуются четыре диплоидные клетки. Правильный ответ - нет (образуется четыре гаплоидные клетки). Третий - самый сложный - надо дополнить предложение единственно правильным словом (термином). Например, промежуточный мозг состоит из ..., ..., ... и ... . (ответ). За правильный ответ в первом задании экзаменующийся получает один, во втором задании - два, в третьем - три балла. По каждому разделу можно заработать 100 баллов.

Помимо четырех указанных глав, есть и пятая, в которой представлены неполные таблицы схемы. Задача экзаменующегося - заполнить пустующие графы. Например:

Состав нуклеиновых кислот

Кислота

Сахар

Азотистые основания

пуриновые

пиримидиновые

ДНК

?

?

Тимин (Т)

?

?

РНК

?

Гуанин (G)

?

?

?

Вместо поставленных вопросов нужно внести правильный ответ.

За каждый правильный ответ экзаменующийся получает 2 балла. Количество заданий и их сложность таковы, что максимальная сумма составляет 2500 баллов. Подготовка к ЕГЭ и вступительному экзамену существенно осложняется тем, что школьные учебники отстают от требований, предъявляемых на ЕГЭ и вступительных экзаменах. Настоящее пособие содержит всю необходимую информацию для сдачи экзамена. Но если вы хотите получить наиболее высокую оценку, следует использовать дополнительную литературу (список приведен в конце пособия). Ввиду значительности объема материала, который предстоит усвоить, необходимо заниматься подготовкой в течение всего учебного года и отводить на биологию не менее 3 - 4 часов ежедневно (эти цифры являются ориентировочными и, конечно, зависят от начального уровня знаний поступающих). Разумно разделить весь период подготовки к экзамену на три равных промежутка. При этом в течение первых двух - внимательно прорабатывается весь материал, а оставшееся время отводится на повторение изученного.

Во время подготовки целесообразно ответить на типовые тестовые задания для ЕГЭ, которые давались в предыдущие 2 - 3 года, а также подготовить исчерпывающие ответы на вопросы

для самоконтроля, которые приведены в конце рекомендаций по подготовке к письменному экзамену.

Во время сдачи ЕГЭ в предыдущие годы наибольшее количество ошибок учащиеся сделали в ответах на следующие вопросы.

Клетка. Многие экзаменующиеся не усвоили материал о положениях клеточной теории, роли ядра и органелл в клетке, функциях цитоплазмы, строении гликокаликса. Часто путают строение и функции митохондрий и хлоропластов, эндоплазматической сети комплекса Гольджи, цитолеммы и внутренних мембран клетки. Большинство не могут привести примеры клеток, где те или иные органеллы развиты лучше. Большие сложности связаны с делением клеток. К сожалению, экзаменующиеся не всегда внимательны - вместо того, чтобы выбрать неверное утверждение, они выбирают верное, и наоборот. Недостаточно используются предложенные рисунки и схемы. Особые трудности связаны с ответами на вопросы о биохимических процессах в клетке: фотосинтез, дыхание, синтез белков и других веществ. Учащиеся редко используют знания, полученные при изучении химии. Трудности вызывает определение структуры молекулы белка, химических связей в ней. Предложенная вторичная структура белка часто путается с ДНК. Функции белков нередко предписываются другим веществам (ДНК, РНК, АТФ, липидам и др.). Многие учащиеся не разбираются в строении и свойствах ДНК, не знают о том, что в ней находится информация о структуре всех белков организма. Не видят разницы между генетическим кодом и генотипом. Более половины одиннадцатиклассников сделали ошибки в вопросах, касающихся роли воды в клетке. Поэтому надо обратить внимание на химические и физические свойства воды. Большие сложности вызывает обмен веществ в клетке. Около половины учащихся не видят разницы между пластическим и энергетическим обменом, неверно понимают этапы синтеза и расщепления веществ. Ошибки допускаются в ответах на вопросы о всех этапах фотосинтеза и дыхания. Особенно трудными оказались вопросы о транспорте электронов и протонов, учащиеся не могут назвать переносчики электронов и протонов, не понимают природу источника энергии и механизм ее передачи. Многие путают фотосинтез с хемосинтезом. Меньше половины экзаменующихся могут различить функции ферментов, витаминов, гормонов. Ошибки допускаются в разделах о делении клетки. Примерно треть учащихся не могут охарактеризовать клеточный цикл, не знают о процессах, происходящих в различные фазы интерфазы и митоза. Многие не знают или путают значение митоза и мейоза, не могут определить механизмы поддержания постоянства набора хромосом и его редукции. Учащиеся слабо разбираются в особенностях строения клеток прокариот и эукариот.

Человек и его здоровье. Результаты ЕГЭ прошлых лет показывают, что наиболее трудными оказываются вопросы по кровеносной и нервной системам. Большинство учащихся не знают состава крови, не могут отличить форменные элементы и охарактеризовать их. Трудности вызывает объяснение движения крови по сосудам разного типа, значение для этого сердца и скелетных мышц. Много ошибок связано со строением сердца и его камер. Правильно указывая на присутствие двух кругов кровообращения, экзаменуемые не могут обозначить места начала и завершения большого и малого кругов. Многие не знают причин возникновения пульсовой волны, давления крови в сосудах. Не все могут правильно охарактеризовать венозную и артериальную кровь, а также указать, какая кровь находится в артериях и венах большого и малого кругов кровообращения. Экзаменуемые путают легочный и тканевой газообмен, не знают происходящих при этом процессов. Очень многие неправильно отождествляют дыхание и газообмен. Ошибки в разделах по нервной системе чаще всего обусловлены незнанием функциональной организации серого и белого вещества мозга, а также отделов ЦНС и периферической нервной системы. Лишь немногие разбираются в строении нервов и нервных узлов. Большинство выпускников ошиблись при выборе ответов, характеризующих рефлекс и его звенья, не смогли правильно определить вид рефлекса. Особые сложности вызвали анализаторы. Очень мало правильных ответов о строении анализатора, а также его отдельных звеньев. К сожалению, подавляющее большинство выпускников путают гормоны, не могут правильно назвать их функции и железы, где они образуются.

Ботаника. Большинство учащихся разбираются в основных характеристиках царства растений на уровне вопросов ЕГЭ, которые в большинстве своем несложные и максимально адаптированы в соответствии со школьной программой (на письменном вступительном экзамене в вузах для высокой оценки необходимы более серьезные знания). Однако и в этих условиях некоторые разделы вызывают трудности. В частности, многие путаются в строении и функциях растительных тканей, органов, не знают причин вторичного утолщения корня и стебля, их роста в длину. Многим непонятны условия поглощения минеральных веществ из окружающей среды и механизмы транспорта по проводящим тканям. Учащиеся не всегда могут выделить главные особенности систематических групп растений, путают водоросли и высшие водные растения. Около 30% экзаменующихся на знают причин господства цветковых в настоящее время.

Зоология. Большинство вопросов ЕГЭ о многообразии животного мира находится на крайне низком уровне, соответствующем школьной программе по зоологии. Поэтому учащиеся, в отличие от письменного экзамена, обычно не испытывают серьезных затруднений в выборе ответов. Однако и здесь случались ошибки. Примерно половина выпускников не знают отличительные признаки разных типов простейших. Многие не знают, сколько зародышевых листков закладывается у тех или иных групп многоклеточных животных. Трудности вызывает организация скелета у разных типов беспозвоночных. Большинство экзаменующихся не знают, чем отличаются основные типы газообмена у беспозвоночных: жаберное, трахейное, легочное. В разделе о хордовых наиболее трудными оказались вопросы, касающиеся особенностей строения скелета, дыхательной, выделительной, половой и нервной систем у разных классов позвоночных.

Генетика. Для большинства выпускников вопросы этого раздела оказались трудными, несмотря на то, что общий их уровень был невысоким. Ошибки допускались в выборе ответа, характеризующего геном, генотип, генофонд, фенотип, аллель и его формы (доминантный и рецессивный). Подавляющее большинство экзаменующихся путаются в выборе формулировок законов наследственности, не знают расщепления по фенотипу и генотипу гибридов разных поколений при различных формах доминирования (полного, неполного, кодоминирования). Среди вопросов о изменчивости наибольшие трудности связаны с формами изменчивости и причинами их возникновения. Большинство учащихся не могут различить мутации половых и соматических клеток, не знают их последствий. Менее половины выпускников разбираются в действии мутагенов и влиянии загрязнения окружающей среды на рост числа генетических заболеваний.

Эволюционное учение и экология. В разделах по эволюции большинство ошибок связаны с вопросами о движущих силах эволюции. Многие учащиеся не понимают смысла борьбы за существование и естественного отбора, не знают основных форм осуществления этих процессов. Трудности вызывает установление родства между различными систематическими группами растений и животных, а также механизмы основных форм видообразования. Отвечая на вопросы по экологии, почти половина экзаменующихся не смогли разграничить абиотические и биотические факторы. Примерно треть выпускников не могут правильно составить пищевую цепь. Столько же не знают о потере энергии при переходе на каждое следующее звено цепи и не могут объяснить причины этого. При выборе ответа в вопросах об экосистемах многие учащиеся затрудняются определить причины смены биогеоценозов, не могут охарактеризовать агроценозы. Многие выпускники слабо подготовлены по вопросам круговорота веществ, демонстрируя одновременно незнание основ химии. Часто ошибаются в вопросах о функциях живого вещества.






Для любых предложений по сайту: [email protected]