Особенности высшей нервной деятельности человека - РИТМЫ МОЗГА - НЕРВНАЯ СИСТЕМА - ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ И АППАРАТЫ ОРГАНОВ

Биология для поступающих в вузы

Особенности высшей нервной деятельности человека - РИТМЫ МОЗГА - НЕРВНАЯ СИСТЕМА - ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ И АППАРАТЫ ОРГАНОВ

Особенности высшей нервной деятельности человека


Человек воспринимает внешний мир органами чувств, т. е. первой сигнальной системой. Общими для животных и человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему.

Только человек обладает второй сигнальной системой действительности, специфическим раздражителем которой является слово с заложенным в него смыслом, слово, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. И.П. Павлов называет второй сигнальной системой действительности нервные процессы, возникающие в полушариях большого мозга в результате восприятия сигналов окружающего мира в виде речевых обозначений предметов и явлений природы и общества. Слово воспринимается человеком как услышанное (слуховой анализатор), как написанное (зрительный анализатор) или как произнесенное (двигательный анализатор). Во всех случаях данные раздражители объединяются смыслом слова. Слова приобретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре полушарий большого мозга между центрами возбуждения, возникающими под действием конкретных объектов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими при произнесении слов, обозначающих конкретные предметы или действия. В результате образования таких связей слова могут заменить конкретный раздражитель окружающей среды и сделаться его символом.

Наличие второй сигнальной системы вносит новый принцип в деятельность мозга человека. Слово как сигнал сигналов дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщение и отвлечение, что находит свое выражение в характерных для человека явлениях - мышлении и понятиях. Способность мыслить путем абстрактных (отвлеченных) образов, понятий, выражаемых произнесенными или написанными словами, сделало возможным возникновение абстрактно-обобщенного мышления. Итак, вторая сигнальная система человека является основой сугубо человеческого словесно-логического мышления, основой формирования знаний об окружающем мире посредством словесных абстракций и основой человеческого сознания.

Типы нервной деятельности. Нервные реакции у разных людей различаются по силе и подвижности. Эти индивидуальные особенности обусловлены взаимоотношениями процессов возбуждения и торможения. На основании различий нервных реакций, в первую очередь по силе нервных процессов, И.П. Павлов выделил сильный и слабый типы нервной системы.

Сильный тип нервной системы может быть неуравновешенным или уравновешенным. Неуравновешенный тип отличается повышенной возбудимостью, взрывчатостью, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Уравновешенный тип нервной системы может различаться по подвижности нервных процессов, по быстроте реагирования, перестройке поведения. При подвижном типе нервных процессов возможна быстрая переориентация в ответ на смену жизненных обстоятельств. При инертном типе нервной системы переориентация деятельности дается с трудом, протекает медленно.

Интересно, что типы нервной системы, выделенные И.П. Павловым, соответствуют классификации темпераментов человека, предложенной почти 2500 лет назад великим врачом древнего мира Гиппократом. Он подразделял людей по темпераменту на холериков (неуравновешенных, легковозбудимых), сангвиников (уравновешенных, с живой, подвижной нервной системой - оптимистов), флегматиков (уравновешенных, спокойных, рассудительных, инертных) и меланхоликов (слабый тип нервной системы: мрачные, подавленные, вечные скептики).

Тип нервной системы наследуется, однако существенное влияние на него оказывает окружающая среда. Особенности характера формируются в индивидуальной жизни человека.

Слабый тип формируется при воспитании в тепличных условиях, когда за ребенка все и всегда решают взрослые, когда ему шагу не дают сделать самостоятельно, лишают его инициативы. Изоляция ребенка от трудностей, от влияния внешней среды, даже при врожденном сильном типе нервной системы, может сформировать лишь пассивно-защитные реакции.

Постановка слишком трудных, непосильных задач может вызвать перенапряжение корковых процессов возбуждения или торможения, что приводит к срывам нервной деятельности, неврозам. Психические функции у человека нарушаются при действии алкоголя, наркотиков, при этом серьезно страдают механизмы нервных процессов.

Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека. Электрическая активность мозга (ЭЭГ) отражает активность подкорковых структур мозга. В первые 3-4 мес. после рождения преобладает медленный ритм (D-ритм). Становление более быстрого a-ритма в онтогенезе происходит медленно. В возрасте от 6 до 8 лет наблюдается стабилизация частот a-ритма. К 11-12 годам a-ритм становится ведущим ритмом в ЭЭГ. В 15-16 лет ЭЭГ покоя приближается по своим характеристикам к ЭЭГ покоя взрослых.

Развитие условных рефлексов. Ребенок рождается с определенным набором врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Начиная со 2-го дня жизни у него начинают вырабатываться условные связи, способствующие приспособлению к условиям внешней среды. Одной из первых (на 2 - 5-е сутки) формируется реакция на положение для кормления, проявляющаяся в движениях головы, сосательных и других движениях. На 2-й день после рождения возникает ориентировочный рефлекс, который у новорожденных состоит в прекращении сосания под действием различных раздражителей.

Первые положительные условные рефлексы у новорожденных можно выработать на 7-й день на базе пищевых безусловных рефлексов. На втором месяце жизни могут быть выработаны многие условные рефлексы.

С возрастом увеличивается скорость выработки условных рефлексов. В дошкольном возрасте прочный условный рефлекс образуется после 10 - 20 сочетаний, а у детей младшего школьного возраста через 2-15 сочетаний.

Внешнее безусловное торможение появляется у ребенка с первых дней жизни. В ответ на сильный внешний раздражитель, например сильный звук, ребенок перестает сосать грудь.

В последующие годы постепенно ослабевает влияние внешнего торможения на условно-рефлекторную деятельность ребенка. Это связано с увеличением скорости торможения ориентировочных рефлексов. В 6-7 лет значение внешнего торможения для высшей нервной деятельности снижается и возрастает роль внутреннего торможения.

Внутреннее торможение появляется у ребенка примерно с 20-го дня после рождения. Это примитивная форма дифференцировочного торможения. На протяжении всей жизни происходит «шлифовка» дифференцировочного торможения. Начальные признаки угасательного торможения отмечаются в 2 - 2,5 мес., условное торможение наблюдается в 2,5-3 мес., а запаздывающее торможение, как основа силы, воли и выдержки, - с 5 мес. Выработка всех этих видов торможения является для ребенка достаточно сложной задачей. Выработка внутреннего торможения является физиологической основой воспитания и предпосылкой для быстрой выработки многочисленных условных рефлексов.

На основе динамического стереотипа у ребенка формируются умения, навыки, привычки, т. е. потребность в реализации отдельных рефлексов. Сформированные в этот период условные рефлексы очень прочны, и их переделка идет очень трудно. Поэтому с первых лет жизни очень важно использовать правильные приемы воспитания.

Сроки развития в онтогенезе сенсорной и моторной речи не совпадают. Развитие сенсорной речи предшествует развитию моторной речи. Еще до того, как ребенок начинает говорить, он уже понимает смысл слов. В становлении речи выделяют следующие этапы: 1) подготовительный этап, или этап произношения отдельных звуков и слогов (от 2-4 мес. до 6); 2) этап возникновения сенсорной речи, т.е. проявления первых признаков условного рефлекса на слово, на его смысл (6-8 мес.); 3) этап возникновения моторной речи, т. е. произношение осмысленных слов (10 - 12 мес.). До 12 мес. словарный запас ребенка составляет 10 - 12 слов, к 18 мес. - 30 - 40 слов, к 24 мес - 200 - 300, к 36 мес. - 500 - 700, в отдельных случаях - до 1500 слов. К 6-7 годам появляется способность к внутренней (семантической) речи, т.е. к мышлению. Мысленное моделирование человеком различных событий составляет сущность мышления. Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Словесно-логическое (теоретическое) мышление проявляется к 8-9 годам, достигая развития к 14-18 годам.






Для любых предложений по сайту: [email protected]