Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год
Эволюция и экология - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Часть 1
Выберите один привольный ответ.
1. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе:
1) сапротрофов;
2) паразитов;
3) автотрофов;
4) симбионтов.
2. Исходным материалом для естественного отбора служит:
1) борьба за существование;
2) мутационная изменчивость;
3) изменение среды обитания организмов;
4) приспособленность организмов к среде обитания.
3. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:
1) освоения видом новых территории;
2) прямого воздействия среды на организм;
3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот;
4) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками.
4. К биотическим компонентам экосистемы относят:
1) газовый состав атмосферы;
2) состав и структуру почвы;
3) особенности климата и погоды;
4) продуцентов, консументов, редуцентов.
5. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания: листовой опад → ... → еж → лисица:
1) крот;
2) кузнечик;
3) дождевой червь;
4) плесневые грибы?
6. Причиной биогенной миграции атомов являются:
1) сезонные изменения в природе;
2) индивидуальное развитие организмов;
3) колебания численности популяций одного вида;
4) дивергенция видов.
7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:
1) географическому,
2) генетическому;
3) морфологическому;
4) экологическому.
8. Пример внутривидовой борьбы за существование:
1) соперничество самцов из-за самки;
2) борьба с засухой растений пустыни;
3) сражение хищника с жертвой;
4) поедание птицами плодов и семян.
9. Приспособленность организмов к среде обитания — результат:
1) стремления особей к самоусовершенствованию;
2) проявления конвергенции;
3) методического отбора;
4) взаимодействия движущих сил эволюции.
10. У человека в связи с трудовой деятельностью:
1) сформировался свод стопы;
2) когти превратились в ногти;
3) большой палец кисти противопоставляется остальным;
4) позвоночник имеет S-образную форму.
11. К абиотическим факторам среды относят:
1) подрывание кабанами корней;
2) нашествие саранчи;
3) образование колоний птиц;
4) обильный снегопад.
12. В преобразовании биосферы ведущую роль играют:
1) живые организмы;
2) химические процессы;
3) физические процессы;
4) механические явления.
13. Необходимое условие устойчивого развития биосферы:
1) создание искусственных агроценозов;
2) сокращение численности хищных животных;
3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей;
4) уничтожение насекомых — вредителей сельскохозяйственных культур.
14. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации:
1) кислорода;
2) углекислого газа;
3) сернистого газа;
4) паров воды.
15. Популяция является структурной единицей:
1) отряда;
2) семейства;
3) рода;
4) вида.
16. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными признаками, называют:
1) искусственным отбором;
2) борьбой за существование;
3) естественным отбором;
4) видообразованием.
17. Какой фактор в эволюции человека практически утратил свое значение в настоящее время:
1) пространственная изоляция;
2) наследственная изменчивость;
3) комбинативная изменчивость;
4) мутационный процесс?
18. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:
1) недостаток влаги;
2) высокая температура;
3) отсутствие перегноя;
4) интенсивное ультрафиолетовое излучение.
19. Определите консумента второго порядка в цепи питания: листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → жук пахучий красотел → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник:
1) ястреб-перепелятник;
2) обыкновенный скворец;
3) жук пахучий красотел;
4) гусеница непарного шелкопряда.
20. Устойчивость биогеоценоза определяется:
1) закономерностями наследственности и изменчивости;
2) разнообразием его видового состава;
3) конкуренцией между организмами;
4) популяционными волнами.
21. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду обитания, что способствует:
1) круговороту веществ;
2) саморазвитию экосистем;
3) размножению организмов;
4) росту и развитию организмов.
22. Сходство и родство организмов, обусловленные общностью их происхождения, лежит в основе:
1) формирования между ними пищевых связей;
2) их участия в круговороте веществ;
3) их совместного обитания в экосистеме;
4) их классификации, объединения в группы.
23. Каковы последствия действия движущего отбора:
1) сохранение старых видов;
2) поддержание нормы реакции;
3) появление новых видов;
4) устранение особей с новыми мутациями?
24. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим?
1) общественный образ жизни;
2) устную и письменную речь;
3) естественный отбор;
4) благоустройство жилища.
25. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками:
1) географическому;
2) экологическому;
3) морфологическому;
4) генетическому?
26. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой:
1) борьбы за существование;
2) мутационной изменчивости;
3) изоляции популяций,
4) понижения уровня организации видов?
27. К результатам эволюции относят:
1) борьбу за существование и естественный отбор;
2) приспособленность и многообразие видов;
3) мутационную и комбинативную изменчивость;
4) модификационную и коррелятивную изменчивость.
28. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:
1) способности различать запахи;
2) прямохождения;
3) членораздельной речи;
4) особенностей строения позвоночника.
29. Какой из примеров относят к биотическим факторам:
1) поедание тлей божьими коровками;
2) весенний разлив реки;
3) сезонное пересыхание водоема;
4) поглощение культурными растениями минеральных удобрений?
30. Определите консумента первого порядка в цепи питания: листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник:
1) гусеницы непарного шелкопряда;
2) обыкновенный скворец;
3) листья липы;
4) ястреб-перепелятник.
31. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности:
1) дрожжевых грибов;
2) клубеньковых бактерий;
3) молочнокислых бактерий;
4) плесневых грибов.
32. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ:
1) в ней преобладают консументы;
2) она имеет длинные цепи питания;
3) в ее состав входит небольшое число видов;
4) одни виды вытесняют другие виды?
33. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
1) наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюстей;
2) преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым;
3) наличием швов между костями мозгового отдела;
4) особенностью строения костной ткани.
34. Чему способствовало появление прямохождения у предшественников человека:
1) появлению общественного образа жизни;
2) формированию свода стопы;
3) формированию изгибов позвоночника;
4) преобразованию объема мозгового черепа над лицевым?
35. При длительном сохранении постоянных условий среды в популяциях вида:
1) возрастает число спонтанных мутаций;
2) проявляется стабилизирующий отбор;
3) проявляется движущий отбор;
4) усиливаются процессы дивергенции.
36. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты:
1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических;
2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ;
3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию;
4) поглощают углекислый газ и кислород.
Часть 2
Задания 1—3: выберите три верных ответа из шести, запишите их в бланк в порядке возрастания
1. В связи с прямохождением у человека:
1) освобождаются верхние конечности;
2) стопа приобретает сводчатую форму;
3) большой палец руки противостоит остальным;
4) таз расширяется, его кости срастаются;
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого;
6) уменьшается волосяной покров.
2. В чем сходство природной и искусственной экосистем:
1) небольшое число видов;
2) наличие цепей питания;
3) замкнутый круговорот веществ;
4) использование солнечной энергии;
5) использование дополнительных источников энергии;
6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов?
3. Новый вид может возникнуть в результате:
1) миграции особей со сходными генотипами из соседних популяций;
2) постепенного накопления мутаций, сохраняемых отбором;
3) в результате отсутствия отбора в пользу или против какого-либо гена;
4) скрещивания особей с отличающимися по генотипу;
5) расселения популяций за пределы ареала вида;
6) размножения групп организмов одного вида в разные сезоны года.
При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.
4. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.
УТВЕРЖДЕНИЕ |
ДОКАЗАТЕЛ ЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ |
а) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы; б) крыло птицы и лапа крота — гомологичные органы; в) в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей; г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели; д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы |
1) эмбриологические; 2) сравнительно-анатомические |
5. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.
ПРИЧИНА |
СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ |
а) освоение особями вида новых территорий; б) изменение особей в пределах ареала вида; в) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и др.); г) разделение ареала искусственными преградами (железные дороги); д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала |
1) экологическое; 2) географическое |
6. Укажите биологические явления (перечислены слева), характерные для определенных уровней организации живого (указаны справа).
ЯВЛЕНИЯ |
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ |
а) круговорот веществ и поток энергии, б) транскрипция; в) обмен генетической информацией при свободном скрещивании; г) индивидуальное развитие; д) трансляция; е) наименьшая единица живого, самостоятельно существующая в среде; ж) наименьшая единица эволюции; з) репликация ДНК; и) мутация; к) митоз |
1) популяционно-видовой, 2) клеточный; 3) организменный; 4) биогеоценотический; 5) молекулярно-генетический |
При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
7. Расположите в хронологической последовательности этапы химической и биологической эволюции:
а) фотосинтез;
б) прокариотические клетки;
в) дыхание;
г) хемосинтез;
д) абиогенный синтез простых органических веществ (мономеров);
е) эукариотические клетки;
ж) образование биологических мембран;
з) образование систем самовоспроизводяшихся молекул с обратной связью;
и) брожение;
к) небиогенная полимеризация мономеров.
8. Укажите хронологически последовательные этапы эволюции ископаемых форм предков современного человека и человекообразных обезьян:
а) древние насекомоядные;
б) неандертальцы;
в) кроманьонцы;.
г) питекантропы;
д) австралопитеки;
е) дриопитеки;
ж) приматы;
з) парапитеки.
Дайте развернутый ответ на задания 1—6.
1. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
2. Какие особенности строения скелета человека обусловлены прямохождением и вертикальным положением тела? Укажите не менее четырех особенностей.
3. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.
4. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трех изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.
5. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее трех доказательств этого утверждения.
6. Какими путями может достигаться биологический прогресс?