Эволюция и экология - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год

Эволюция и экология - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Часть 1

Выберите один привольный ответ.

1. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе:

1) сапротрофов;

2) паразитов;

3) автотрофов;

4) симбионтов.

2. Исходным материалом для естественного отбора служит:

1) борьба за существование;

2) мутационная изменчивость;

3) изменение среды обитания организмов;

4) приспособленность организмов к среде обитания.

3. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:

1) освоения видом новых территории;

2) прямого воздействия среды на организм;

3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот;

4) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками.

4. К биотическим компонентам экосистемы относят:

1) газовый состав атмосферы;

2) состав и структуру почвы;

3) особенности климата и погоды;

4) продуцентов, консументов, редуцентов.

5. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания: листовой опад → ... → еж → лисица:

1) крот;

2) кузнечик;

3) дождевой червь;

4) плесневые грибы?

6. Причиной биогенной миграции атомов являются:

1) сезонные изменения в природе;

2) индивидуальное развитие организмов;

3) колебания численности популяций одного вида;

4) дивергенция видов.

7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:

1) географическому,

2) генетическому;

3) морфологическому;

4) экологическому.

8. Пример внутривидовой борьбы за существование:

1) соперничество самцов из-за самки;

2) борьба с засухой растений пустыни;

3) сражение хищника с жертвой;

4) поедание птицами плодов и семян.

9. Приспособленность организмов к среде обитания — результат:

1) стремления особей к самоусовершенствованию;

2) проявления конвергенции;

3) методического отбора;

4) взаимодействия движущих сил эволюции.

10. У человека в связи с трудовой деятельностью:

1) сформировался свод стопы;

2) когти превратились в ногти;

3) большой палец кисти противопоставляется остальным;

4) позвоночник имеет S-образную форму.

11. К абиотическим факторам среды относят:

1) подрывание кабанами корней;

2) нашествие саранчи;

3) образование колоний птиц;

4) обильный снегопад.

12. В преобразовании биосферы ведущую роль играют:

1) живые организмы;

2) химические процессы;

3) физические процессы;

4) механические явления.

13. Необходимое условие устойчивого развития биосферы:

1) создание искусственных агроценозов;

2) сокращение численности хищных животных;

3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей;

4) уничтожение насекомых — вредителей сельскохозяйственных культур.

14. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации:

1) кислорода;

2) углекислого газа;

3) сернистого газа;

4) паров воды.

15. Популяция является структурной единицей:

1) отряда;

2) семейства;

3) рода;

4) вида.

16. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными признаками, называют:

1) искусственным отбором;

2) борьбой за существование;

3) естественным отбором;

4) видообразованием.

17. Какой фактор в эволюции человека практически утратил свое значение в настоящее время:

1) пространственная изоляция;

2) наследственная изменчивость;

3) комбинативная изменчивость;

4) мутационный процесс?

18. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:

1) недостаток влаги;

2) высокая температура;

3) отсутствие перегноя;

4) интенсивное ультрафиолетовое излучение.

19. Определите консумента второго порядка в цепи питания: листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → жук пахучий красотел → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник:

1) ястреб-перепелятник;

2) обыкновенный скворец;

3) жук пахучий красотел;

4) гусеница непарного шелкопряда.

20. Устойчивость биогеоценоза определяется:

1) закономерностями наследственности и изменчивости;

2) разнообразием его видового состава;

3) конкуренцией между организмами;

4) популяционными волнами.

21. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду обитания, что способствует:

1) круговороту веществ;

2) саморазвитию экосистем;

3) размножению организмов;

4) росту и развитию организмов.

22. Сходство и родство организмов, обусловленные общностью их происхождения, лежит в основе:

1) формирования между ними пищевых связей;

2) их участия в круговороте веществ;

3) их совместного обитания в экосистеме;

4) их классификации, объединения в группы.

23. Каковы последствия действия движущего отбора:

1) сохранение старых видов;

2) поддержание нормы реакции;

3) появление новых видов;

4) устранение особей с новыми мутациями?

24. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим?

1) общественный образ жизни;

2) устную и письменную речь;

3) естественный отбор;

4) благоустройство жилища.

25. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками:

1) географическому;

2) экологическому;

3) морфологическому;

4) генетическому?

26. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой:

1) борьбы за существование;

2) мутационной изменчивости;

3) изоляции популяций,

4) понижения уровня организации видов?

27. К результатам эволюции относят:

1) борьбу за существование и естественный отбор;

2) приспособленность и многообразие видов;

3) мутационную и комбинативную изменчивость;

4) модификационную и коррелятивную изменчивость.

28. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:

1) способности различать запахи;

2) прямохождения;

3) членораздельной речи;

4) особенностей строения позвоночника.

29. Какой из примеров относят к биотическим факторам:

1) поедание тлей божьими коровками;

2) весенний разлив реки;

3) сезонное пересыхание водоема;

4) поглощение культурными растениями минеральных удобрений?

30. Определите консумента первого порядка в цепи питания: листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник:

1) гусеницы непарного шелкопряда;

2) обыкновенный скворец;

3) листья липы;

4) ястреб-перепелятник.

31. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности:

1) дрожжевых грибов;

2) клубеньковых бактерий;

3) молочнокислых бактерий;

4) плесневых грибов.

32. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ:

1) в ней преобладают консументы;

2) она имеет длинные цепи питания;

3) в ее состав входит небольшое число видов;

4) одни виды вытесняют другие виды?

33. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1) наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюстей;

2) преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым;

3) наличием швов между костями мозгового отдела;

4) особенностью строения костной ткани.

34. Чему способствовало появление прямохождения у предшественников человека:

1) появлению общественного образа жизни;

2) формированию свода стопы;

3) формированию изгибов позвоночника;

4) преобразованию объема мозгового черепа над лицевым?

35. При длительном сохранении постоянных условий среды в популяциях вида:

1) возрастает число спонтанных мутаций;

2) проявляется стабилизирующий отбор;

3) проявляется движущий отбор;

4) усиливаются процессы дивергенции.

36. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты:

1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических;

2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ;

3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию;

4) поглощают углекислый газ и кислород.

Часть 2

Задания 1—3: выберите три верных ответа из шести, запишите их в бланк в порядке возрастания

1. В связи с прямохождением у человека:

1) освобождаются верхние конечности;

2) стопа приобретает сводчатую форму;

3) большой палец руки противостоит остальным;

4) таз расширяется, его кости срастаются;

5) мозговой отдел черепа меньше лицевого;

6) уменьшается волосяной покров.

2. В чем сходство природной и искусственной экосистем:

1) небольшое число видов;

2) наличие цепей питания;

3) замкнутый круговорот веществ;

4) использование солнечной энергии;

5) использование дополнительных источников энергии;

6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов?

3. Новый вид может возникнуть в результате:

1) миграции особей со сходными генотипами из соседних популяций;

2) постепенного накопления мутаций, сохраняемых отбором;

3) в результате отсутствия отбора в пользу или против какого-либо гена;

4) скрещивания особей с отличающимися по генотипу;

5) расселения популяций за пределы ареала вида;

6) размножения групп организмов одного вида в разные сезоны года.

При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.

4. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДОКАЗАТЕЛ ЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

а) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы;

б) крыло птицы и лапа крота — гомологичные органы;

в) в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей;

г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели;

д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

1) эмбриологические;

2) сравнительно-анатомические

5. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

ПРИЧИНА

СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

а) освоение особями вида новых территорий;

б) изменение особей в пределах ареала вида;

в) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и др.);

г) разделение ареала искусственными преградами (железные дороги);

д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

1) экологическое;

2) географическое

6. Укажите биологические явления (перечислены слева), характерные для определенных уровней организации живого (указаны справа).

ЯВЛЕНИЯ

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ

а) круговорот веществ и поток энергии,

б) транскрипция;

в) обмен генетической информацией при свободном скрещивании;

г) индивидуальное развитие;

д) трансляция;

е) наименьшая единица живого, самостоятельно существующая в среде;

ж) наименьшая единица эволюции;

з) репликация ДНК;

и) мутация;

к) митоз

1) популяционно-видовой,

2) клеточный;

3) организменный;

4) биогеоценотический;

5) молекулярно-генетический

При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

7. Расположите в хронологической последовательности этапы химической и биологической эволюции:

а) фотосинтез;

б) прокариотические клетки;

в) дыхание;

г) хемосинтез;

д) абиогенный синтез простых органических веществ (мономеров);

е) эукариотические клетки;

ж) образование биологических мембран;

з) образование систем самовоспроизводяшихся молекул с обратной связью;

и) брожение;

к) небиогенная полимеризация мономеров.

8. Укажите хронологически последовательные этапы эволюции ископаемых форм предков современного человека и человекообразных обезьян:

а) древние насекомоядные;

б) неандертальцы;

в) кроманьонцы;.

г) питекантропы;

д) австралопитеки;

е) дриопитеки;

ж) приматы;

з) парапитеки.

Дайте развернутый ответ на задания 1—6.

1. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

2. Какие особенности строения скелета человека обусловлены прямохождением и вертикальным положением тела? Укажите не менее четырех особенностей.

3. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

4. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трех изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

5. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее трех доказательств этого утверждения.

6. Какими путями может достигаться биологический прогресс?






Для любых предложений по сайту: [email protected]