Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год
Семенные растения. Органы и ткани высших растений - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ - МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Часть 1
Выберите один правильный ответ.
1. Укажите признак, характерный только для царства Растения:
1) имеют клеточное строение;
2) дышат, питаются, растут, размножаются;
3) поглощают питательные вещества через поверхности тела;
4) питаются готовыми органическими веществами.
2. Растения в отличие от животных в процессе питания не используют:
1) готовые органические вещества;
2) энергию солнечного света;
3) углекислый газ и воду;
4) минеральные соли.
3. Для голосеменных растений в отличие от покрытосеменных характерно:
1) размножение семенами;
2) отсутствие цветка и плода;
3) автотрофное питание;
4) наличие вегетативных органов.
4. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству:
1) розоцветных;
2) бобовых;
3) крестоцветных;
4) лилейных.
5. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит:
1) от корневого давления и испарения воды листьями;
2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам;
3) скорости роста и развития растения;
4) процесса деления и роста клеток корня.
6. Для голосеменных растений в отличие от покрытосеменных характерно:
1) автотрофное питание;
2) размножение семенами;
3) наличие вегетативных органов;
4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек.
7. Верхушки главных корней рассады капусты при пересадке прищипывают с целью:
1) усиления роста боковых корней;
2) увеличения длины корневых волосков;
3) увеличения числа придаточных корней;
4) повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.
8. Рост стебля дерева в толщину происходит за счет деления клеток:
1) древесины;
2) сердцевины;
3) камбия;
4) лубяных волокон.
9. Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят к семейству:
1) крестоцветных;
2) сложноцветных;
3) лилейных;
4) злаков.
10. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство Розоцветные, так как у них:
1) одинаковые потребности в воде и освещении;
2) сходное строение побегов;
3) цветки имеют сходное строение;
4) стержневая корневая система.
11. К запасным питательным веществам у грибов относят:
1) гликоген;
2) белки;
3) жиры;
4) крахмал.
12. Какая функция отсутствует у листьев растений:
1) образование органических веществ из неорганических;
2) поглощение углекислого газа;
3) поглощение минеральных солей;
4) испарение воды?
13. Отличительный признак растений отдела Покрытосеменные:
1) перекрестное опыление;
2) образование плодов;
3) наличие проводящей ткани;
4) способность к фотосинтезу.
14. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением:
1) к улучшению минерального литания растений;
2) повышению интенсивности фотосинтеза;
3) экономному расходованию воды;
4) улавливанию солнечного света.
15. Ведущая роль растений в природном сообществе состоит:
1) в преобразовании солнечной энергии;
2) обогащении почвы водой и минеральными солями;
3) снабжении всех организмов минеральными веществами;
4) накоплении гумуса, повышении плодородия почвы.
16. Клубень и луковица — это:
1) органы почвенного питания;
2) видоизмененные побеги;
3) генеративные органы;
4) зачаточные побеги.
17. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав:
1) споры;
2) почки;
3) семени;
4) заростка.
18. Большинство лилейных — это:
1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами;
2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами;
3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой;
4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами.
19. Возникновение сочных плодов у растений можно рассматривать как:
1) приспособление к запасанию органических веществ;
2) запасание минеральных веществ;
3) распространение семян;
4) поглощение воды семенами.
20. К адаптациям у голосеменных растений относят:
1) появление спор;
2) образование плода;
3) образование семян;
4) развитие сосудов древесины.
21. Какова роль цитоплазмы в растительной клетке:
1) защищает содержимое клетки от неблагоприятных условий;
2) обеспечивает избирательную проницаемость веществ;
3) осуществляет связь между ядром и органоидами;
4) обеспечивает поступление в клетку веществ из окружающей среды?
22. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства:
1) Лилейных;
2) Злаков;
3) Сложноцветных;
4) Пасленовых.
23. Что свидетельствует о более высокой организации грибов по сравнению с бактериями:
1) способность вступать в симбиоз с растениями;
2) наличие в клетках цитоплазмы и оболочки;
3) наличие ядра и митохондрий в клетках;
4) питание готовыми органическими веществами?
24. Околоплодник у плодов цветковых растений образуется:
1) из лепестков;
2) центральной клетки;
3) стенок завязи;
4) покровов семяпочки.
25. Пробка относится:
1) к проводящей ткани;
2) покровной ткани,
3) образовательной ткани;
4) запасающей.
26. Одну семядолю имеет зародыш семени:
1) гороха;
2) лука;
3) перца;
4) фасоли.
27. Рапс и горчицу, имеющих цветок четырехчленного типа и плод стручок, относят к семейству:
1) Сложноцветные;
2) Розоцветные;
3) Крестоцветные;
4) Бобовые.
28. Какая тканевая структура растении участвуют в газообмене:
1) кутикула;
2) трахеиды;
3) чечевички;
4) млечники?
29. Где в корне происходит поглощение воды и растворенных в ней веществ?
1) в зоне корневого чехлика;
2) зоне роста;
3) зоне корневых волосков;
4) зоне проведения?
30. Укажите осевую часть побега:
1) стебель;
2) листья;
3) клубеньки;
4) почки.
31. Укажите видоизменение листьев:
1) лепестки;
2) клубеньки;
3) микориза;
4) семена.
32. Укажите функцию стебля.
1) закрепляет растения в почве;
2) транспорт веществ;
3) является органом фотосинтеза;
4) симбиоз с грибами.
33. Какое образование можно различить на поперечном срезе молодою корня в области зоны всасывания:
1) мезофилл;
2) первичную кору;
3) серцевину;
4) устьица?
34. Как могут быть расположены листьев на стебле:
1) симметрично;
2) сложно;
3) мутовчато;
4) тройчато?
35. Назовите плод с сухим околоплодником:
1) ягода;
2) тыквина;
3) орех;
4) померанец.
36. Укажите часть пестика цветка растений:
1) пыльник;
2) завязь;
3) околоцветник;
4) чашечка.
Часть 2
Задания 1—3 выберите три верных ответа из шести
1. Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:
1) цветок четырехчленного типа;
2) соцветие кисть;
3) цветок пятичленного типа;
4) соцветие корзинка;
5) плод стручок;
6) плод боб;
7) семядоли.
2. Укажите значение цветка в жизни растения:
1) формируется зародыш;
2) формируются микро- и мегаспоры;
3) образуются зооспоры;
4) образуются гаметы;
5) осуществляется оплодотворение;
6) осуществляет расселение растений.
3. Какие виды расположения листьев на стебле различают:
1) очередное;
2) простое;
3) супротивное;
4) сложное;
5) симметричное;
6) мутовчатое.
При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.
4. Установите соответствие между особенностями строения, функции и видом ткани.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ |
ВИДЫ ТКАНЕЙ |
а) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток; б) обеспечивают развитие и рост растений; в) имеют устьица и чечевички; г) обеспечивают фотосинтез; д) образованы клетками удлиненной формы, сообщающимися между собой; е) обеспечивают накопление питательных веществ; ж) осуществляют газообмен и испарение воды; з) включают сосуды и ситовидные трубки; и) осуществляют взаимосвязь между листьями и корнями |
1) покровные; 2) проводящие; 3) паренхимы; 4) меристемы |
5. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ |
СЕМЕЙСТВО |
а) число частей цветка кратно пяти; б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества; в) плоды — ягода или коробочка; г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно; д) плоды — стручки или стручочки; е) цветки мелкие, собраны в соцветие корзинку; ж) цветки обоеполые, трехчленные |
1) Сложноцветные; 2) Лилейные; 3) Крестоцветные; 4) Пасленовые |
6. Установите соответствие между мужским и женским гаметофитами и частями цветка и процессами их формирования.
ЧАСТЬ ЦВЕТКА, ПРОЦЕСС |
ГАМЕТОФИТ |
а) формируется внутри завязи пестика; б) диплоидная клетка семязачатка делится мейозом образуя четыре гаплоидных мегаспоры; в) ядро микроспоры делится митозом с образованием генеративной и вегетативной клеток; г) мегаспора три раза делится митозом; д) образуется в пыльниках тычинок; е) зародышевый мешок состоит из пяти клеток и содержит центральную диплоидную клетку и яйцеклетку; ж) в пыльниках в результате мейоза образуются гаплоидные микроспоры |
1) мужской гаметофит; 2) женский гаметофит |
При выполнении заданий 7—8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
7. Установите последовательность расположения зон молодого растущего корня:
а) корневой чехлик;
б) зона проведения;
в) зона деления (роста);
г) зона корневых волосков (всасывания);
д) зона растяжения.
8. Установите последовательность процессов, ведущих к образованию зародыша семени:
а) образование зиготы;
б) разрыв пыльцевой трубки;
в) попадание пыльцы на рыльце пестика;
г) рост пыльцевой трубки к зародышевому мешку;
д) слияние одного спермия с яйцеклеткой, другого — с центральной клеткой;
е) развитие зародыша;
ж) образование пыльцевой трубки.
Дайте развернутый ответ на задания 1—6.
1. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.
2. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ в растении? Ответ поясните.
3. Назовите слои стебля многолетнего древесного растения. Какие тканевые элементы формируют различные части стебля и где они расположены?
4. Как после двойного оплодотворения образуются зародыш, эндосперм, семя и плод цветковых растений?
5. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее четырех признаков.
6. Какие ароморфные черты организации покрытосеменных обеспечили их доминирующее положение в природе? Назовите не менее трех.