Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 1
Химический состав и строение клетки. Обмен веществ
Часть 1. Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла.
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
3 |
13 |
3 |
25 |
1 |
|
2 |
4 |
14 |
2 |
26 |
2 |
|
3 |
2 |
15 |
4 |
27 |
1 |
|
4 |
1 |
16 |
3 |
28 |
2 |
|
5 |
3 |
17 |
3 |
29 |
1 |
|
6 |
3 |
18 |
4 |
30 |
3 |
|
7 |
4 |
19 |
4 |
31 |
4 |
|
8 |
3 |
20 |
2 |
32 |
3 |
|
9 |
4 |
21 |
2 |
33 |
2 |
|
10 |
4 |
22 |
3 |
34 |
4 |
|
11 |
2 |
23 |
1 |
35 |
4 |
|
12 |
1 |
24 |
1 |
36 |
3 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
|||||
|
1 |
2, 4, 5 |
|||||
|
2 |
2, 4, 6 |
|||||
|
3 |
4, 5, 6 |
|||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
|
4 |
3, 4, 11 |
2, 4, 5, 7, 8, 9 |
10 |
1, 7 |
1, 7 |
|
|
5 |
4 |
1 |
6 |
5 |
2 |
3 |
|
6 |
4 |
2, 5, 6, 7 |
3 |
1, 8 |
||
|
7 |
ж, б, в, д, е, г, а |
|||||
|
8 |
е, а, в, г, б, д |
|||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Какова химическая природа ферментов клеток и почему они изменяют свою активность при изменении температуры?
|
Правильным ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) температура, с одной стороны, воздействует на белковую часть фермента, приводя при слишком высоких значениях к денатурации белка и снижению каталитической функции, 2) с другой стороны, температура оказывает влияние на скорость реакции образования фермент-субстратного комплекса и на все последующие этапы преобразования субстрата, что ведет к усилению катализа |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Назовите особенности строения прокариотических клеток. Приведите не менее трех характерных черт.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) ядерная оболочка отсутствует. Кольцевидная молекула ДНК расположена в нуклеоиде цитоплазмы; 2) типичные мембранные органеллы отсутствуют. Сопряженные с мембранами процессы связаны с мезосомами (выросты цитоплазматической мембраны) либо с тилакоидами (мембраны цианобактерий, осуществляющие фотосинтез) Мелкие рибосомы; 3) простое деление надвое: после репликации молекулы ДНК попадают в образовавшиеся клетки |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элемента и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Назовите органоиды клетки, в состав которых входит микротрубочки и укажите их функции.
|
Правильным ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) центриоли, базальные тельца, жгутики реснички; 2) микротрубочки — нитевидные структуры, состоящие из различных сократительных белков и обусловливающие двигательные функции клетки и ее цитоскелет; 3) центриоли необходимы для образования веретена деления, 4) базальные тельца идентичны центриолям. Они образуются путем удвоения центриолей и действуют как центры организации микротрубочек |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов н не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
4. Каков химический состав и функциональное значение хроматина?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) хроматин образован молекулами ДНК в комплексе с белками и представляет собой форму существования генетического материала в неделящихся клетках, обеспечивает возможность удвоения и реализации заключенной в нем информации; 2) различные участки молекул ДНК в составе хроматина обладают разной степенью спирализации, а потому различаются интенсивностью окраски и характером генетической активности; 3) эухроматиновые участки характеризуются меньшей плотностью упаковки, содержат генетическую информацию и могу ч транскрибироваться; 4) гетерохроматиновые фрагменты характеризуются более плотной упаковкой и инертны в генетическом отношении (не транскибируются) |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
( |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 150 нуклеотидов с аденином (А), 200 нуклеотидов с тимином (Т), 300 нуклеотидов с гуанином (1) и 250 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое количество нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Схема решения задачи включает: 1) согласно принципу комплементарности во второй цепи ДНК содержится нуклеотидов: Т — 150, А — 200, Г — 250, Ц — 300; 2) в двух цепях ДНК содержится нуклеотидов: Т — 350, А — 350, Г — 550, Ц — 550; 3) информацию о структуре белка несет одна из двух цепей, число нуклеотидов в одной цепи ДНК 150 + 200 + 250 + 300 = 900, одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, поэтому в белке должно содержаться 900:3 = 300 аминокислот |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТТТА - ТААТГЦЦТГГА. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Объясните, что произойдет со структурой фрагмента молекулы белка, если второй триплет нуклеотидов выпадет из цепи ДНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
|
Содержание верного ответа н указания к оцениваю (правильный ответ должен содержать следующие позиции) |
Балл |
|
Схема решения задачи включает 1) последовательность нуклеотидов в иРНК: АААУАУУАЦГГАЦЦУ; 2) последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка поданной цепи ДНК: лиз-тир-тир-сли-про; 3) выпадение второго триплета на ДНК — АТА ведет к выпадению из полипептидной цепи аминокислоты тирозина (тир) и изменению первичной структуры белка |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл и составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллу — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 2
Хромосомы. Деление клеток. Размножение и развитие
Часть 1. Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
3 |
13 |
2 |
25 |
3 |
|
2 |
3 |
14 |
1 |
26 |
4 |
|
3 |
3 |
15 |
2 |
27 |
3 |
|
4 |
3 |
16 |
4 |
28 |
2 |
|
5 |
4 |
17 |
1 |
29 |
2 |
|
6 |
4 |
18 |
4 |
30 |
2 |
|
7 |
2 |
19 |
1 |
31 |
1 |
|
8 |
2 |
20 |
1 |
32 |
4 |
|
9 |
3 |
21 |
3 |
33 |
2 |
|
10 |
1 |
22 |
2 |
34 |
3 |
|
11 |
3 |
23 |
4 |
35 |
2 |
|
12 |
3 |
24 |
1 |
36 |
2 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
||||||||||||
|
1 |
2, 3, 6 |
||||||||||||
|
2 |
1, 4, 6 |
||||||||||||
|
3 |
2, 4, 5 |
||||||||||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
|
4 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
|||
|
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
|
6 |
7 |
3, 9 |
1, 5 |
5 |
1, 5 |
2 |
4, 8 |
4, 8 |
5 |
1, 5 |
6 |
||
|
7 |
з, б, г, е, ж, в, а, д, и |
||||||||||||
|
8 |
г, а, б, в |
||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Какие группы хромосом выделяют в кариотипе?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа. 1) в соматических клеток парные хромосомы называют гомологичными, хромосомы из разных пар — негомологичными; 2) хромосомы в составе кариотипа делят также на аутосомы, одинаковые у особей мужского и женского пола, и половые хромосомы, участвующие в определении пола и различающиеся у самцов и самок |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов н не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Чем дробление отличается от митотического деления соматических клеток животных?
|
Правильным ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) деление клеток не чередуется с их ростом; 2) число клеток зародыша увеличивается, а его общим объем остается примерно равным объему зиготы; 3) в период дробления восстанавливаются свойственные соматическим клеткам размеры; 4) митозы в ходе дробления особенно быстро следуют один за другим; |
|
|
5) интерфаза практически сводится к S-периоду: как только ДНК целиком удваивается, клетка вступает в митоз |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов н не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Соматические клетки тела человека содержат 46 хромосом. Какие процессы обеспечивают постоянство числа хромосом в клетках организмов из поколения в поколение.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) перед делением происходит репликация ДНК; 2) благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом; 3) при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидным набор хромосом; 4) рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Окончание
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
4. Как происходит образование осевого комплекса органов у зародыша ланцетника?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) из эктодермы на спин ной стороне образуется нервная трубка; 2) из мезодермальных клеток образуется хорда; 3) из энтодермы — вторичная кишка |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и родительской особью и в каких случаях отдельные особи отличаются от родительской?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) особи нового поколения развиваются из соматических клеток одной родительской особи; 2) основным клеточным механизмом бесполого размножения является митоз, особи дочернего поколения оказываются точными копиями родительского организма; 3) новые признаки у таких организмов появляются только в результате мутаций |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Как было показано, что зачаток одного органа влияет на другой и определяет направление его развития.
|
Содержание верного ответа и указания к оцениваю (правильный ответ должен содержать следующие позиции) |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) немецкий эмбриолог Г. Шпеман пересадил часть участка будущей хорды со спинной стороны одного зародыша тритона на брюшную сторону другого зародыша, 2) в результате чего у второго зародыша развился дополнительный комплекс осевых органов; 3) зародыш, у которого взяли клетки для пересадки, погибает; 4) влияние одних частей зародыша на характер развития других называют эмбриональной индукцией |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллy — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 3
Наследственность и изменчивость. Селекция
Часть 1. Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла.
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
3 |
13 |
3 |
25 |
4 |
|
2 |
2 |
14 |
2 |
26 |
3 |
|
3 |
1 |
15 |
3 |
27 |
3 |
|
4 |
4 |
16 |
3 |
28 |
4 |
|
5 |
1 |
17 |
3 |
29 |
2 |
|
6 |
2 |
18 |
2 |
30 |
4 |
|
7 |
3 |
19 |
3 |
31 |
4 |
|
8 |
2 |
20 |
4 |
32 |
2 |
|
9 |
2 |
21 |
2 |
33 |
4 |
|
10 |
1 |
22 |
4 |
34 |
2 |
|
11 |
2 |
23 |
3 |
35 |
3 |
|
12 |
3 |
24 |
2 |
36 |
1 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
||||||||||||
|
1 |
1, 3, 4 |
||||||||||||
|
2 |
3, 4, 6 |
||||||||||||
|
3 |
2, 4, 5 |
||||||||||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
|
4 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
|||||||
|
5 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
||||||||
|
6 |
5 |
3 |
4 |
1 |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
||||
|
7 |
б, а, е, д, г, в |
||||||||||||
|
8 |
в, а, г, б |
||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1. Какие цитологические механизмы обеспечивают независимое наследование анализируемых признаков?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) гены диплоидного организма расположены в гомологичных хромосомах; 2) распределение гомологичных хромосом при мейозе обеспечивает образование разных сортов гамет; 3) слияние разных сортов гамет при оплодотворении обеспечивает образование разных сортов зигот |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Напишите генотипы родительских форм, при скрещивании которых получаются следующие виды расщеплений по фенотипу при полном доминировании:
а) при моногибридном типе скрещивания — 3:1, 1:1;
б) при дигибридном типе скрещивания — 9:3:3:1, 1:1:1:1, 3:3:1:1.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) Аа х Аа; 2) Аа х аа; 3) АаВb х АаВb; 4) АаВb х aabb; 5) АаВb х Aabb |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
3. По изображенной на рисунке родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы членов родословной.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) признак рецессивный; 2) генотипы родителей: мать — аа, отец — АА или Аа; 3) генотипы детей — Аа; 4) генотип мужа дочери Аа или АА; генотип жены сына — Аа; 5) генотип внука от брака дочери — Аа или АА; 6) генотип старшего внука от брака сына — Аа или АА; генотип младшего внука — аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи) |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
4. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(A), III(B), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: I°, IA, IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы группы крови детей, вероятность наследования у детей II группы крови.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
1) генотипы родителей: II группа — IAI° (гаметы IA и I°), III группа — IBIB (гаметы IB), 2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей IV группа (IAIB) и III группа (IBI0); 3) вероятность наследования II группы крови — 0% (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи) |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 831 растение с пурпурным стеблем и красными плодами и 271 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Решите задачу. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
1) генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — ААВb (гаметы: АВ и Аb); зеленый стебель, красные плоды — ааВb (гаметы аВ и ab); 2) генотипы потомства в F: АаВВ, АаВb, Aabb; 3) соотношение генотипов в F1: 1АаВВ : 2АаВb : Aabb |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая — геном Xb, гетеразиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решении задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
1) генотипы родителей: кошки ХВХb (гаметы XB, Xb); кота — ХbY (гаметы Xb, Y); 2) генотипы котят: рыжие — XbY или ХbХb; 3) наследование, сцепленное с полом |
|
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллу — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 4
Эволюции и экология
Часть 1. Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла.
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
1 |
13 |
3 |
25 |
2 |
|
2 |
2 |
14 |
2 |
26 |
1 |
|
3 |
4 |
15 |
4 |
27 |
2 |
|
4 |
4 |
16 |
3 |
28 |
3 |
|
5 |
3 |
17 |
1 |
29 |
1 |
|
6 |
2 |
18 |
1 |
30 |
1 |
|
7 |
3 |
19 |
3 |
31 |
2 |
|
8 |
1 |
20 |
2 |
32 |
3 |
|
9 |
4 |
21 |
2 |
33 |
2 |
|
10 |
3 |
22 |
4 |
34 |
3 |
|
11 |
4 |
23 |
3 |
35 |
2 |
|
12 |
1 |
24 |
3 |
36 |
3 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
||||||||||||
|
1 |
1, 2, 4 |
||||||||||||
|
2 |
2, 4, 6 |
||||||||||||
|
3 |
2, 4, 5 |
||||||||||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
|
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
||||||||
|
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
||||||||
|
6 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
3 |
1 |
5 |
5 |
2 |
|||
|
7 |
д, к, з, ж, б, и, г, а, в, е |
||||||||||||
|
8 |
а, ж, з, е, д, г, в, б |
||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задании 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
|
Правильным ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) люди могут вступать в межрасовые браки и иметь детей, которые после достижения половой зрелости способны к размножению, 2) представители разных рас имеют в клетках 46 хромосом и сходны по строению, процессам жизнедеятельности, развитию мышления |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Какие особенности строения скелета человека обусловлены прямохождением и вертикальным положением тела? Укажите не менее четырех особенностей.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) скелет человека имеет широкий таз; 2) плоскую грудную клетку; 3) резкие изгибы позвоночника; 4) сводчатую стопу; 5) большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.
|
Правильным ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) эволюционируют группы особей, объединенные в популяции; 2) генетическое единство особей популяции определяется способностью свободного скрещивания; 3) особи популяции в течение многих поколений населяют определенный ареал и частично изолированы от других популяций данного вида |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
4. Укажите не менее трех изменений жизни леса в случае, если в нем химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) химические препараты для уничтожения растительноядных насекомых уничтожают не только этих насекомых, но и часть хищных и паразитических видов; 2) вместе с тем некоторые устойчивые к ядам насекомые и растительноядные клещи, которые прежде подавлялись, смогут усиленно размножаться и наносить вред сельскому и лесному хозяйству; 3) популяции насекомоопыляемых растений резко сократятся: 4) сократится численность насекомоядных организмов; 5) химические вещества могут попасть в почву, что приведет к гибели почвенной флоры и фауны |
|
|
Ответ включает три и более названных выше элементов и не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее трех доказательств этого утверждения.
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) малое число видов вплоть до монокультуры; 2) незамкнутый круговорот веществ, так как продукция в большей мере изымается человеком; 3) культурные виды не выдерживают конкуренции с природными без участии человека |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Какими путями может достигаться биологический прогресс?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) путем ароморфоза — повышения уровня организации; 2) путем идиоадаптации — выработки частных приспособлений: 3) путем дегенерации — упрощения строения |
|
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный 6алл и составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллу — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 5
Вирусы. Бактерии. Низшие и Споровые растения
Часть 1. Задание 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
1 |
13 |
1 |
25 |
3 |
|
2 |
2 |
14 |
2 |
26 |
3 |
|
3 |
1 |
15 |
2 |
27 |
2 |
|
4 |
2 |
16 |
3 |
28 |
4 |
|
5 |
1 |
17 |
2 |
29 |
3 |
|
6 |
1 |
18 |
2 |
30 |
2 |
|
7 |
4 |
19 |
3 |
31 |
3 |
|
8 |
4 |
20 |
3 |
32 |
4 |
|
9 |
2 |
21 |
1 |
33 |
3 |
|
10 |
4 |
22 |
3 |
34 |
2 |
|
11 |
2 |
23 |
3 |
35 |
2 |
|
12 |
3 |
24 |
4 |
36 |
3 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
|||||||||||||
|
1 |
2, 4, 6 |
|||||||||||||
|
2 |
3, 5, 6 |
|||||||||||||
|
3 |
2, 4, 5 |
|||||||||||||
|
Номер задания |
а |
6 |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
о |
|
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
||||||||
|
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
I |
1 |
2 |
2 |
||||||
|
6 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
б, в, е, д, а, г |
|||||||||||||
|
8 |
з, б, а, е, в, д, ж, г |
|||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Как размножаются бактерии?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) некоторые бактерии не имеют полового процесса и размножаются лишь бинарным делением, перед которым происходит репликация ДНК; 2) уряда бактерий наблюдается и половое размножение в виде генетической рекомбинации, часть ДНК клетки-донора переносится в клетку-реципиент, при этом образуется ДНК, которая содержит гены обеих родительских клеток |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) 1 — некоторые вирусы содержат либо ДНК, либо РНК; 2) 3 — вне клетки вирусные частицы ведут себя как химические вещества; |
|
|
3) 4 — вирусы являются паразитами не только клеток растений и животных, также — грибов и бактерий |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Почему грибы нельзя отнести к царству Растения. Назовите не менее трех признаков
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) это гетеротрофные организмы: 2) клетки грибов не имеют хлоропластов; 3) клеточные стенки содержат хитин; 4) запас питательных веществ — гликоген и липиды |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
4. Какие признаки позволяют отнести разнообразные организмы к группе Водоросли? Назовите не менее трех признаков.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) наличие хлорофилла и фотоавтотрофного литания; 2) у многоклеточных водорослей отсутствие четкой дифференцировки таллома на органы и ткани; 3) отсутствие ярко выраженной проводящей системы; 4) обитание в водной среде, либо во влажных условиях |
|
|
Ответ включает три и более названных выше элементов и не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
( |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. В чем проявляется усложнение папоротниковидных по сравнению с моховидными? Приведите не менее трех отличий.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) в цикле развития папоротников преобладает спорофит; 2) спорофит расчленен на стебель листья и корни, которые отходят от корневища; 3) проводящие ткани собраны в лучки; 4) распространены древовидные растения |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Как размножаются и развиваются папоротники? Какие условия необходимы для их размножения?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) папоротники размножаются спорами, 2) споры образует спорофит; 3) споры рассеиваются и прорастают, образуя обоеполые гаметофиты (заростки); 4) во время дождя или росы сперматозоиды проникают в архегоний и один из них оплодотворяет яйцеклетку, 5) из зиготы вначале развивается диплоидный зародыш, а затем взрослое растение — спорофит |
|
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллу — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 6
Семенные растения. Органы и ткани высших растений.
Часть 1 Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
3 |
13 |
2 |
25 |
2 |
|
2 |
1 |
14 |
3 |
26 |
2 |
|
3 |
2 |
15 |
1 |
27 |
3 |
|
4 |
2 |
16 |
2 |
28 |
3 |
|
5 |
I |
17 |
3 |
29 |
3 |
|
6 |
4 |
18 |
1 |
30 |
1 |
|
7 |
1 |
19 |
3 |
31 |
1 |
|
8 |
3 |
20 |
3 |
32 |
2 |
|
9 |
4 |
21 |
3 |
33 |
2 |
|
10 |
3 |
22 |
2 |
34 |
3 |
|
11 |
1 |
23 |
3 |
35 |
3 |
|
12 |
3 |
24 |
1 |
36 |
2 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
|||||||||||||
|
1 |
1, 2, 5 |
|||||||||||||
|
2 |
2, 4, 5 |
|||||||||||||
|
3 |
1, 3, 6 |
|||||||||||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
о |
|
4 |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
|||||
|
5 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
4 |
||||||
|
6 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
|||||||
|
7 |
а, в, д, г, б |
|||||||||||||
|
8 |
в, ж, г, б, д, а, е |
|||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.
|
Правильным ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) покрыто чешуевидными, недоразвитыми или рано отмирающими листьями; 2) имеет верхушечные или пазушные почки; 3) имеет придаточные корни |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ в растении? Ответ поясните.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) вода поступает в клетки корня пассивно, т.е. в силу разности осмотического давления почвенного раствора и клеточного сока, 2) минеральные вещества поступают в результате активного всасывания, протекающего с затратами энергии на преодоление градиента концентрации; 3) затем вода и соли передаются от клетки к клетке, от корневого волоска до ксилемы: 4) движение почвенного раствора вверх по сосудам корня и стебля обеспечивается корневым давлением, создаваемым всасывающей силой всех корневых волосков, и испарением воды с поверхности листьев |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Назовите слои стебля многолетнего древесного растения Какие тканевые элементы формируют различные части стебля и где они расположены?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) кора образована покровными тканями, ситовидными трубками, лубом и лубяными волокнами; 2) древесина образована трахеидами, трахеями и древесной паренхимой и древесными волокнами; 3) сердцевина образована запасающей паренхимой |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
4. Как после двойного оплодотворения образуются зародыш, эндосперм, семя и плод цветковых растений?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) из диплоидной зиготы образуется зародыш; 2) из триплоидной центральной клетки развивается эндосперм; 3) из семяпочки формируется семя, 4) завязь цветка образует плод |
|
|
Ответ включает три и более названных выше элементов и не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее четырех признаков.
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) автотрофное питание; 2) поступлением необходимых веществ через поверхности тела; 3) ростом в течение жизни; 4) в клетках имеется клеточная стенка, хлоропласты и развитая система вакуолей; 5) размножение на покоящихся стадиях жизненного цикла |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Какие ароморфные черты организации покрытосеменных обеспечили их доминирующее положение в природе? Назовите не менее трех.
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) появление цветка; 2) развитие плода из завязи; 3) наличие двойного оплодотворения; 4) развитие сосудов (трахей) в ксилеме; 5) разнообразие древесных и травянистых жизненных форм |
|
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллу — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 7
Беспозвоночные
Часть 1. Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
2 |
13 |
2 |
25 |
2 |
|
2 |
2 |
14 |
1 |
26 |
2 |
|
3 |
2 |
15 |
4 |
27 |
3 |
|
4 |
1 |
16 |
3 |
28 |
2 |
|
5 |
4 |
17 |
2 |
29 |
3 |
|
6 |
2 |
18 |
3 |
30 |
2 |
|
7 |
4 |
19 |
2 |
31 |
3 |
|
8 |
3 |
20 |
1 |
32 |
3 |
|
9 |
1 |
21 |
1 |
33 |
1 |
|
10 |
3 |
22 |
4 |
34 |
3 |
|
11 |
2 |
23 |
3 |
35 |
3 |
|
12 |
3 |
24 |
2 |
36 |
2 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
|||||||||||||
|
1 |
1, 3, 5 |
|||||||||||||
|
2 |
2, 3, 6 |
|||||||||||||
|
3 |
1, 3, 4 |
|||||||||||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
о |
|
4 |
1, 3 |
1, 3 |
1, 2 |
|||||||||||
|
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
3 |
4 |
1, 2 |
|||||
|
6 |
1 |
1 |
1, 2 |
1, 2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||
|
7 |
б, е, а, ж, б, в, д, г |
|||||||||||||
|
8 |
ж, а, е, в, б, д, г |
|||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Поясните, каким образом человек может заразится свиным цепнем?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) в свинине могут быть личинки свиного цепня; 2) при недостаточной тепловой обработке мяса в тонкой кишке из личинки может развиться взрослый половозрелый свиной цепень |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: Ошибки, допущенные в предложениях: 1) 1 — не все представители типа Плоские черви являются паразитами 2) 4 — у бычьего цепня отсутствует пищеварительная система, он питается всасывая через поверхность тела содержимое тонкой кишки 3) 5 — основным хозяином бычьего цепня является человек |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Каково происхождение и ароморфозы Круглых червей?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) древние Ресничные черви; 2) появляется задняя кишка с анальным отверстием; 3) первичная полость тела; 4) происходит разделение полов |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Ответ включает два-три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
4. В чем отличия кровообращения насекомых от кровообращения позвоночных животных?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) кровеносная система незамкнута; 2) циркулирует гемолимфа; 3) сердце расположено на спинной стороне; 4) гемолимфа практически не переносит кислород |
|
|
Ответ включает три и более названных выше элементов и не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. Каково происхождение многоклеточных животных? Ответ поясните.
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) происхождение от древних жгутиковых через колониальные формы, 2) в однослойных полых колониях произошло перемещение части клеток во внутрь колонии; 3) различные условия среды привели к дифференцировке клеток, появлению разных тканей и органов |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Какие ароморфозы характерны для плоских червей в связи с появлением мезодермы?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) паренхима заполняет пространство между внутренними органами; 2) появляются слои гладких мышц, входящие в состав кожно-мускульного мешка; 3) появляется выделительная система протонефридиального типа; 4) развивается половая система гермафродитного типа |
|
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллу — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 8
Хордовые
Часть 1. Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла.
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
3 |
13 |
1 |
25 |
1 |
|
2 |
4 |
14 |
2 |
26 |
3 |
|
3 |
3 |
15 |
3 |
27 |
4 |
|
4 |
4 |
16 |
3 |
28 |
3 |
|
5 |
3 |
17 |
4 |
29 |
2 |
|
6 |
2 |
18 |
3 |
30 |
2 |
|
7 |
4 |
19 |
4 |
31 |
3 |
|
8 |
4 |
20 |
2 |
32 |
3 |
|
9 |
2 |
21 |
3 |
33 |
3 |
|
10 |
3 |
22 |
2 |
34 |
1 |
|
11 |
3 |
23 |
2 |
35 |
2 |
|
12 |
1 |
24 |
2 |
36 |
1 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
||||||||||||
|
1 |
2, 3, 5 |
||||||||||||
|
2 |
3, 4, 6 |
||||||||||||
|
3 |
1, 3, 6 |
||||||||||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
|
4 |
3 |
5 |
4 |
1 |
2 |
||||||||
|
5 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|||||||
|
6 |
5 |
2 |
2 |
1 |
I |
1 |
1, 2, 3 |
2 |
1 |
||||
|
7 |
г, а, д, в, ж, б, е |
||||||||||||
|
8 |
д, г, а, в, б |
||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Какие сосуды отходят от желудочка сердца амфибии и пресмыкающихся?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) от желудочка сердца амфибий отходит артериальных конус; 2) от желудочка сердца рептилий отходят правая и левая дуги аорты и легочная артерия |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых еде юны ошибки, исправьте их.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: Ошибки, допущенные в предложениях: 1) 1 — большинство хрящевых рыб обитают в морях и только несколько видов в пресных водах; 2) 4 — хрящевой скелет существует в течение всей жизни; 3) 5 — жаберные щели, иногда прикрытой кожистой жаберной крышкой, 4) 6 — плавательный пузырь отсутствует |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Какие черты сходство археоптерикса и пресмыкающихся?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) развит хвостовой отдел позвоночника; 2) челюсти имеют зубы; 3) имеются пальцы с когтями на передних конечностях; 4) небольшой мозг |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два-три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
4. Какие особенности строения характеризуют земноводных кок наземных позвоночных? Назовите не менее четырех особенностей.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) глаза имеют веки; 2) имеется среднее ухо с барабанной перепонкой; 3) наземные пятипалые конечности состоят из трех отделов; 4) имеются легкие; 5) трехкамерное сердце, два круга кровообращения |
|
|
Ответ включает четыре и более названных выше элементов и не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. Какие черты строения ланцетника имеют сходство с беспозвоночными?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) сегментарное строение некоторых систем органов (мышечной, нервной и др.); 2) кровеносная система и органы выделения сходны по строению с кольчатыми червями; 3) наличие целома |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Какие особенности строения обеспечили возможность размножения пресмыкающихся на суше?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) внутреннее оплодотворение; 2) наличие защитных оболочек яйца; 3) наличие зародышевых оболочек; 4) большое количество желтка в яйце |
|
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллy — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 9
Движение. Пищеварение. Циркуляция
Часть 1. Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла.
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
I |
I |
13 |
1 |
25 |
3 |
|
2 |
2 |
14 |
2 |
26 |
3 |
|
3 |
I |
15 |
2 |
27 |
2 |
|
4 |
4 |
16 |
4 |
28 |
1 |
|
5 |
2 |
17 |
4 |
29 |
1 |
|
6 |
4 |
18 |
4 |
30 |
4 |
|
7 |
4 |
19 |
3 |
31 |
2 |
|
8 |
3 |
20 |
1 |
32 |
4 |
|
9 |
4 |
21 |
2 |
33 |
4 |
|
10 |
2 |
22 |
4 |
34 |
3 |
|
11 |
3 |
23 |
4 |
35 |
3 |
|
12 |
3 |
24 |
1 |
36 |
2 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
||||||||||||
|
1 |
2, 5, 6 |
||||||||||||
|
2 |
1, 4, 5 |
||||||||||||
|
3 |
3, 4, 6 |
||||||||||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
|
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
|||||||||
|
5 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
|||||
|
6 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|||
|
7 |
д, в, б, г, е, а, ж |
||||||||||||
|
8 |
в, б, г, а, д |
||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задании 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Каковы функции пищеварительной системы человека?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) секреторная функция заключается в образовании железистыми клетками пищеварительных соков, содержащих ферменты, которые расщепляют белки, жиры и углеводы; 2) всасывательная функция обеспечивает поступление переваренных органических веществ, солей, витаминов и воды во внутреннюю среду организма; 3) двигательная — обеспечивает жевание, глотание, передвижение пищи по пищеварительному тракту и удаление непереваренных остатков |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Назовите характерные особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) позвоночник имеет четыре изгиба; 2) грудная клетка расширена в стороны и упрошена; 3) кости таза срастаются с крестцовыми позвонками, образуя опору для нижних конечностей; 4) сводчатая стопа; 5) рука орган труда Развитие большого пальца руки и его противопоставление всем остальным, благодаря чему кисть способна выполнять разнообразные и чрезвычайно тонкие трудовые операции |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Какова роль поджелудочной железы и печени в пищеварении?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) поджелудочная железа вырабатывает ферменты (липазу, мальтазу, лактазу, трипсиноген, нуклеазу и другие); 2) поджелудочная железа вырабатывает гормоны (инсулин, глюкогон и др.); 3) печень вырабатывает желчь, которая придает щелочную реакцию, эмульгирует жиры, активирует липазу панкреатического сока и способствует всасыванию жирных кислот |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
4. Что представляет собой внутренняя среда организма? Как образуется тканевая жидкость организма, какова ее роль и куда прайс ходит ее отток?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) кровь вместе с лимфой и межклеточной жидкостью составляют внутреннюю среду организма; 2) тканевая жидкость образуется из плазмы, проникающей через стенки кровеносных сосудов в межклеточное пространство; 3) тканевая жидкость поступает в лимфатические сосуды; 4) из лимфатических сосудов лимфа попадает в вены |
|
|
Ответ включает три и более названных выше элементов и не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. Какие причины движения крови по венам?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) работа сердца; 2) наличие клапанов крупных вен; 3) сокращение близлежащих скелетных мышц; 4) присасывающее действие крупных вен при увеличении объема грудной полости |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Как осуществляется нервная и гуморальная регуляция работы сердца?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) парасимпатические влияния (блуждающий нерв) вызывают урежение ритма и уменьшение силы сердечных сокращений, 2) симпатические влияния оказывают противоположный эффект; 3) изменение работы сердца происходит рефлекторно в ответ на самые различные раздражения, действующие на организм, 4) адреналин учащает и усиливает работу сердца, ацетилхолин (медиатор) обладает противоположным эффектом, гормон тироксин учащает сердечный ритм |
|
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллу — 100.
Ответы к заданиям самостоятельной работы № 10
Регуляция функций организма. Выделение
Часть 1. Задания 1—36.
Выполнение заданий оценивается от 0 до 1 балла
|
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
|
1 |
3 |
13 |
4 |
25 |
I |
|
2 |
3 |
14 |
2 |
26 |
4 |
|
3 |
2 |
15 |
4 |
27 |
2 |
|
4 |
2 |
16 |
3 |
28 |
1 |
|
5 |
3 |
17 |
4 |
29 |
I |
|
6 |
4 |
18 |
1 |
30 |
2 |
|
7 |
2 |
19 |
3 |
31 |
3 |
|
8 |
2 |
20 |
I |
32 |
3 |
|
9 |
3 |
21 |
1 |
33 |
4 |
|
10 |
1 |
22 |
1 |
34 |
I |
|
11 |
1 |
23 |
3 |
35 |
3 |
|
12 |
1 |
24 |
2 |
36 |
4 |
Часть 2. Выполнение заданий оценивается от 0 до 2 баллов.
|
Номер задания |
Ответ |
|||||||||||||
|
1 |
1, 2, 5 |
|||||||||||||
|
2 |
1, 2, 4 |
|||||||||||||
|
3 |
1, 3, 6 |
|||||||||||||
|
Номер задания |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
о |
|
4 |
2 |
7 |
4 |
6 |
2 |
7 |
1 |
5 |
||||||
|
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
6 |
2 |
1, 3 |
3 |
1, 3 |
2, 3 |
|||||||||
|
7 |
е, в, ж, д, г, б, а, з |
|||||||||||||
|
8 |
б, е, г, а, з, в, д, ж |
|||||||||||||
Часть 3. Задание 1 оценивается от 0 до 2 баллов, задания 2—6 — от 0 до 3 баллов.
1. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.
|
Правильным ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) регуляция теплоотдачи осуществляется за счет расширения и сужения сосудов кожи; 2) лотовые железы декретируют пот, испарение которого снижает температуру тела; 3) подкожная жировая клетчатка препятствует избыточной потере |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
2. Почему вдох и выдох сменяют друг друга?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) периодически возникающее в дыхательном центре возбуждение передается в мотонейроны спинного мозга, а оттуда но центробежным волокнам к дыхательным мышцам, вызывая их сокращение — происходит вдох, 2) при вдохе легкие расширяются, что раздражает чувствительные окончания блуждающего нерва. Возникшее возбуждение поступает к дыхательному центру и тормозит центр вдоха; происходит выдох; 3) увеличение в крови концентрации СО2 повышает возбудимость дыхательного центра, что обусловливает учащение и углубление дыхания |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
3. Из чего состоит нефрон — почечное тельце? Где образуется вторичная моча и какой ее состав?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) нефрон состоит из капсулы Боумена — Шумлянского, сосудистого клубочка и почечного канальца; 2) первичная моча из капсулы поступает в почечные канальцы, где происходит процесс реабсорбции, вследствие чего образуется вторичная моча; 3) в ней содержатся 95% воды и 5% твердых веществ: мочевина, мочевая кислота, креатинин, соли калия, натрия и др. |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы или дополнительные ответы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
|
|
Ответ неправильный |
0 |
4. Назовите железы смешанной секреции, в чем заключается их функции в организме? Что происходит при нарушении функций этих желез?
|
Правильный ответ может содержать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) железы смешанной секреции — поджелудочная и половые железы: 2) поджелудочная железа выделяет пищеварительные ферменты в двенадцатиперстную кишку по выводному протоку, а гормоны — непосредственно в кровь. При недостатке инсулина развивается диабет; 3) яички у мужчин и яичники у женщин за счет внешнесекреторной функции образуются сперматозоиды и яйцеклетки Эндокринная функция связана с выработкой мужских и женских половых гормонов. При нарушении функции яичников или семенников изменяется соотношение продукции этих гормонов. Такое нарушение называется гермафродитизмом |
|
|
Ответ включает три и более названных выше элементов и не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
5. Что входит в состав центрального и периферического отделов нервной системы?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) ЦНС включает головной и спинной мозг; 2) к периферической нервной системе относят черепно-мозговые и спинномозговые нервы; 3) спинномозговые и вегетативные ганглии (узлы); 4) чувствительные и двигательные нервные окончания |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
6. Какие различия между соматической и вегетативной нервной системой Вы знаете?
|
Правильный ответ может включать следующие позиции |
Балл |
|
Элементы ответа: 1) соматическая нервная система обеспечивает чувствительность, движение, 2) вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, кровеносной системы, желез внутренней секреции и обмен веществ; 3) вегетативная нервная система обладает некоторой долей самостоятельности и не зависит от нашей воли; 4) центральная часть вегетативной нервной системы расположена в только в среднем, продолговатом и спинном мозге; 5) импульсы из вегетативных центров к рабочему органу проходят по двум последовательно расположенным нейронам |
|
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
|
Ответ включает один из названных выше элементов н не содержит биологических ошибок или включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
Максимальный первичный балл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному 6аллу — 100.