ВАРИАНТ 8 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Биология 9-й класс подготовка к ГИА

ВАРИАНТ 8 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Часть 1


При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какая наука изучает изображённые на рисунке организмы?



1) ботаника

2) вирусология

3) гистология

4) микробиология

А2. Какую функцию выполняют лейкопласты?

1) накопление крахмала

2) обеспечение окраски плодов, цветков

3) участие в водном обмене

4) фотосинтез

А3. Какая растительная ткань на рисунке обозначена буквой Б?



1) механическая

2) основная

3) покровная

4) проводящая

А4. Каким образом опыляются цветки клевера, липы, шалфея?

1) с помощью ветра

2) с помощью воды

3) с помощью насекомых

4) самоопылением

А5. Какой агроприём используют при выращивании картофеля?

1) искусственное опыление

2) окучивание

3) пикировку

4) прививку

А6. Представитель какого класса типа Хордовых животных изображён на рисунке?


image76


1) Земноводные

2) Млекопитающие

3) Пресмыкающиеся

4) Рыбы

А7. Для изображённого на рисунке животного характерна следующая последовательность этапов онтогенеза


image77


1) взрослое животное → яйцо

2) взрослое животное → яйцо → личинка

3) яйцо → личинка → куколка → взрослое животное

4) яйцо → куколка → личинка → взрослое животное

А8. Самой крупной железой у человека является

1) околоушная слюнная

2) печень

3) поджелудочная

4) щитовидная

А9. У человека внутриутробный период длится

1) 32 — 34 недели

2) 34 — 36 недель

3) 36 — 38 недель

4) 38 — 40 недель

А10. Безусловные рефлексы в отличие от условных

1) врождённые

2) индивидуальные

3) приобретаются в течение жизни

4) приспосабливают организм к меняющимся условиям внешней среды

А11. Цифрой 2 на рисунке обозначена


image78


1) ключица

2) локтевая кость

3) лопатка

4) лучевая кость

А12. Регуляторная функция крови заключается в переносе

1) биологически активных веществ

2) кислорода и углекислого газа

3) питательных веществ

4) продуктов обмена

А13. Верхняя и нижняя полые вены впадают в

1) левый желудочек

2) левое предсердие

3) правый желудочек

4) правое предсердие

А14. Печень НЕ обеспечивает

1) барьерную функцию

2) выработку желчи

3) запасание гликогена

4) расщепление жиров

А15. Антирахитическим витамином является витамин

1) А

2) В1

3) В6

4) D

А16. Положение тела человека непрерывно контролируется ... рецепторами.

1) вестибулярными

2) кожными

3) мышечными

4) обонятельными

A17. Датский художник Херлуф Бидструп в своих карикатурах изобразил людей различных темпераментов. Цифрой 1 обозначен человек, который относится к


image79


1) меланхоликам

2) сангвиникам

3) флегматикам

4) холерикам

А18. Инфекционным заболеванием глаз является

1) астигматизм

2) глаукома

3) катаракта

4) конъкжтивит

А19. При обширных ожогах повреждённую поверхность необходимо

1) накрыть чистой тканью, поверх которой приложить «холод» (например, пузырь со льдом, пакет со снегом)

2) обработать спиртом или одеколоном

3) посыпать крахмалом или мукой

4) смазать жиром или растительным маслом

А20. Личинки стрекоз и комаров обитают в ... среде.

1) водной

2) наземно-воздушной

3) организменной

4) почвенной

А21. В Красную книгу занесён

1) дронт

2) птеродактиль

3) пырей

4) рябчик русский

А22. Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа. (По оси х отложена концентрация углекислого газа, а по оси у — относительная скорость фотосинтеза). При какой концентрации СО2 в теплице будет наибольшая скорость фотосинтеза?



1) 0,02

2) 0,04

3) 0,06

4) 0,1

А23. В приведённой ниже таблице между содержимым первого и второго столбцов имеется определённая связь.


Этап биосинтеза

Процесс

...

синтез и-РНК

трансляция

синтез полипептида


Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) гликолиз

2) метаболизм

3) процессинг

4) транскрипция

А24. Покровительственную окраску НЕ имеет

1) карась

2) кузнечик

3) оса

4) хамелеон


Часть 2


При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какие мономеры входят в состав молекулы АТФ? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) аденин

2) дезоксирибоза

3) остаток фосфорной кислоты

4) рибоза

5) три остатка фосфорной кислоты

6) урацил

Ответ: __________________ .

В2. Установите соответствие между растением и его принадлежностью к определённому семейству. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


РАСТЕНИЕ

А) акация

Б) кукуруза

В) пырей

Г) редька

Д) соя

Е) сурепка

СЕМЕЙСТВО

1) крестоцветные

2) злаковые

3) бобовые


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В3. Расположите в правильном порядке стадии развития карася. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зародыш

2) икринка

3) малёк

4) взрослый карась

5) личинка

Ответ: ______________________ .

В4. Вставьте в текст «Метаболизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

МЕТАБОЛИЗМ

Процессы клеточного метаболизма подразделяются на ______________ (А) — синтез органических веществ за счёт энергии распада АТФ, например, ______________ (Б); ______________ (В) — распад, окисление органических веществ с целью получения энергии и накопления её в виде ______________ (Г), например, брожение, клеточное дыхание.

Перечень терминов:

1) гликолиз

2) биосинтез белка

3) анаболизм

4) АТФ

5) глюкоза

6) гидролиз

7) катаболизм

8) образование ионов

Ответ:

А

Б

В

Г






Часть 3


Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. Какое значение для организма имеет болевая реакция?

Прочитатйте текст «Биотические факторы» и выполните задание С2.

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Биотические факторы — это вся совокупность сложных и многообразных влияний одних организмов на другие. В природе между организмами существуют различные типы взаимодействий.

Нейтрализм — независимые отношения между совместно обитающими на одной территории разными видами (белка и лось).

Конкуренция — тип взаимоотношений, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы, например, самцы за самок (берёзы и осины, серая и чёрная крысы). Конкуренция возникает между особями одного вида (внутривидовая) и разных видов (межвидовая).

Хищничество — это такой тип взаимоотношений, при котором представители одного вида умерщвляют и поедают представителей другого. Отношения хищника и жертвы складываются в процессе эволюции. Хищники выступают как естественные регуляторы численности популяции жертвы. Увеличение численности хищников приводит к уменьшению числа хищников, которым не хватает пищи.

Паразитизм — межвидовые отношения, при которых один вид живёт за счёт другого, используя его не только как источник питания, но и как место обитания. Паразитами являются многие бактерии, грибы, простейшие, черви. Паразит, в отличие от хищника, не убивает свою жертву, а питается за счёт хозяина длительное время.

Симбиоз — это совместное взаимовыгодное существование организмов. Примерами симбиоза являются микориза — объединение корней растений и гифов грибов, сожительство азотфиксирующих бактерий и бобовых растений, взаимодействие актинии и рака-отшельника.

Разнообразные формы биологических взаимоотношений регулируют численность популяций и определяют устойчивость сообщества.

С2. Используя содержание текста «Биотические факторы» и знания курса, объясните, к каким последствиям может привести уничтожение в экосистеме хищников (потребителей III порядка). Ответ поясните.

С3. Изучите таблицу «Пищеварение в разных отделах пищеварительного тракта». Ответьте на вопросы.


Таблица

Пищеварение в разных отделах


Отдел желудочно-кишечного

тракта

Ферменты

Условия

Объект расщепления

Результат расщепления

Ротовая полость

амилаза, птиалин, мальтоза

t 36-37° С, среда слабощелочная

Сложные углеводы

глюкоза

Желудок

пепсин, химозин, липаза

t 38-40° С, среда кислая

белки, молочный жир

простые пептиды, глицерин, жирные кислоты

Тонкий кишечник

трипсин, липаза, амилаза, мальтаза

t 38-40° С, среда слабощелочная

белки, жиры, углеводы

аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, глюкоза

Толстый кишечник

ферменты кишечных желез, бактерии

t 38-40° С, среда слабощелочная

клетчатка

глюкоза, уксусная кислота


В кафе предлагают три варианта комплексного обеда: мясной бульон и жирная свиная отбивная с жареным картофелем, овощной суп и курица с гречневой кашей, молочный суп и говядина с вермишелью. Размеры порций одинаковы во всех вариантах. Какой из предложенных вариантов обеда лучше выбрать и почему? Объясните.






Для любых предложений по сайту: [email protected]