Биология 9-й класс подготовка к ГИА
ВАРИАНТ 10 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Какая наука изучает изображённый на рисунке организм?
1) ботаника
2) вирусология
3) гистология
4) микробиология
А2. Какую функцию выполняют хлоропласты?
1) накопление крахмала
2) обеспечение окраски плодов, цветков
3) участие в водном обмене
4) фотосинтез
А3. Какая растительная ткань на рисунке обозначена буквой А?
1) запасающая
2) основная
3) покровная
4) проводящая
А4. Каким способом распространяются плоды у берёзы, клёна и ясеня?
1) с помощью ветра
2) с помощью воды
3) с помощью животных и человека
4) саморазбрасыванием
А5. Какой агроприём используют для выведения новых сортов или повышения урожайности растений?
1) искусственное опыление
2) окучивание
3) пикировку
4) прививку
А6. Представитель какого класса типа Хордовых животных изображён на рисунке?
1) Земноводные
2) Млекопитающие
3) Пресмыкающиеся
4) Рыбы
А7. Изображённое на рисунке животное является переносчиком возбудителей
1) гемофилии
2) дизентерии
3) малярии
4) столбняка
А8. Хорошо развитое межклеточное вещество характерно для ткани.
1) мышечной
2) нервной
3) соединительной
4) эпителиальной
А9. У ребёнка в течение первого года жизни
1) в коре формируются центры устной и письменной речи
2) развиваются роднички в черепе
3) молочные зубы сменяются постоянными
4) формируются изгибы позвоночника
А10. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы ослабляет
1) волнообразные движения кишечника
2) желудочное сокоотделение
3) слюноотделение
4) сокращение сердца
А11. Кости предплечья на рисунке обозначены цифрами
1) 1 и 2
2) 2 и 3
3) 3 и 4
4) 4 и 5
А12. Свёртыванию крови способствуют ионы
1) калия
2) кальция
3) натрия
4) хлора
А13. Большой круг кровообращения начинается из
1) левого желудочка
2) левого предсердия
3) правого желудочка
4) правого предсердия
А14. Нуклеиновые кислоты расщепляются в
1) желудке
2) ротовой полости
3) толстом кишечнике
4) тонком кишечнике
А15. Дрожжи, мука грубого помола, крупы, отруби содержат витамин
1) А
2) В1
3) B6
4) D
А16. Вкусовые рецепторы боковых краёв языка более всего чувствительны к
1) горькому
2) кислому
3) сладкому
4) солёному
А17. Датский художник Херлуф Бидструп в своих карикатурах изобразил людей различных темпераментов. Цифрой 3 обозначен человек, который относится к
1) меланхоликам
2) сангвиникам
3) флегматикам
4) холерикам
А18. С целью сохранения пищевых продуктов для длительного хранения НЕ используют их
1) замораживание
2) консервирование
3) обезвоживание
4) облучение
А19. Оптимальное соотношение вдохов и надавливаний на грудину одним спасателем при реанимации составляет на
1) 1 вдох — 5 надавливаний
2) 1 вдох — 10 надавливаний
3) 2 вдоха — 5 надавливаний
4) 2 вдоха — 15 надавливаний
А20. Флагообразная форма кроны у деревьев формируется под воздействием
1) нехватки воды
2) нехватки питательных веществ в почве
3) нехватки света
4) сильного одностороннего ветра
А21. Навозные и трупоядные насекомые в экосистеме являются
1) консументами второго порядка
2) консументами третьего порядка
3) продуцентами
4) редуцентами
А22. Изучите показатели таблицы, которые отражают количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты над уровнем моря (м). Определите, какая существует зависимость между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в крови человека.
Высота над уровнем моря, м |
Количество эритроцитов, 1 мм3 |
0 |
4970000 |
400 |
5 750000 |
700 |
5970000 |
1560 |
6550000 |
1800 |
7 000000 |
4400 |
8000000 |
1) нет зависимости
2) обратно пропорциональная
3) прямо пропорциональная
4) случайная
А23. В приведённой ниже таблице между содержимым первого и второго столбцов имеется определённая связь.
Железа |
Гормон |
гипофиз |
гормон роста |
щитовидная |
... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) адреналин
2) глюкагон
3) инсулин
4) тироксин
А24. Окраска тела шмеля является
1) маскирующей
2) покровительственной
3) предупреждающей
4) расчленяющей
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Какими признаками характеризуются представители класса Ракообразные? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обитают во всех средах
2) органы выделения — мальпигиевы сосуды и жировое тело
3) органы дыхания — жабры
4) отделы тела — головогрудь и брюшко
5) среда обитания — водная
6) три пары ходильных ног
Ответ: ________________ .
В2. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ |
ТИП ОТНОШЕНИЙ |
А) берёза и берёзовая чага |
1) паразитизм |
Б) берёза и подберёзовик |
2) симбиоз |
В) клевер и шмель |
|
Г) лиса и клещ |
|
Д) носорог и воловьи птицы |
|
Е) рак-отшельник и актиния |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В3. Расположите в правильном порядке стадии заселения новых пространств (появления экосистем). В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление лишайников, накопление органических и минеральных веществ
2) появление кустарников
3) формирование устойчивой и саморегулирующейся экосистемы
4) выветривание горных пород
5) появление деревьев
6) появление травянистых растений
Ответ: ________________ .
В4. Вставьте в текст «Паслёновые» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПАСЛЁНОВЫЕ
К семейству Паслёновые относятся картофель, томат, ____________ (А), паслён и другие растения. Цветки одиночные или собраны в соцветие ____________ (Б). Формула цветка ____________ (В). Плод — ягода или ____________ (Г). Представители семейства в основном травянистые растения.
Перечень терминов:
1) белена
2)
3) костянка
4) кисть
5)
6) корзинка
7) люцерна
8) коробочка
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Часть 3
Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.
С1. В какой географической области (Арктике или средней полосе) люди чаще болеют простудными заболеваниями? Объясните, почему.
Прочитайте текст «Формы размножения организмов» и выполните задание С2.
ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ
Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных. При этом обеспечивается непрерывность и преемственность жизни. Принято различать два основных типа размножения: бесполое и половое.
Бесполое размножение — образование нового организма из одной или нескольких клеток материнского организма. Родительская особь передаёт свою наследственную информацию дочерним особям. Дочерние организмы идентичны материнскому.
Виды бесполого размножения.
Деление — образование из одной клетки двух дочерних. Характерно для одноклеточных организмов (бактерий, зелёных водорослей, простейших).
Почкование — от родительской особи отделяется группа клеток, образуя небольшой вырост — почку. Из почки развивается дочерний организм, который затем отделяется от материнского. Характерно для кишечнополостных, дрожжевых грибов.
Спорообразование — размножение с помощью специальных клеток — спор, образующихся в материнском организме. Каждая спора, прорастая, даёт начало новому организму. Характерно для водорослей, мхов, папоротников и грибов.
Вегетативное размножение — размножение при помощи специализированных побегов или частей тела. Такой способ размножения характерен для растений (клубни, луковицы, клубнелуковицы, усы, корневища) и грибов (размножение частями мицелия — грибницы).
Фрагментация — разделение особи на две и более частей, каждая из которых может дать начало новому организму. Эта форма размножения основана на способности организмов к регенерации — восстановлению недостающих частей тела. Характерна для животных (кишечнополостных, плоских червей, иглокожих), встречается у растений (многоклеточные водоросли размножаются частями слоевища).
Половое размножение — образование нового организма при участии двух родительских особей. При половом размножении происходит слияние двух половых клеток — гамет мужского и женского организма. Новый организм несёт наследственную информацию от двух родителей. Процесс слияния мужских и женских половых клеток называют оплодотворением. В результате оплодотворения образуется клетка зигота — оплодотворённое яйцо. Она всегда имеет двойной набор хромосом. Из зиготы развивается зародыш, который даёт начало новому организму. В основе полового размножения лежит мейоз.
С2. Используя содержание текста «Формы размножения организмов» и знания курса, объясните следующий факт. Морские звёзды истребляют устриц и других съедобных моллюсков. Рыбаки разрубали на куски попавших в сети морских звёзд и выбрасывали их за борт. Однако это не решало проблему. Почему?
Изучите таблицу «Содержание и обмен воды в организме человека». Ответьте на вопросы.
Таблица
Содержание и обмен воды в организме человека
Содержание воды, обмен воды |
Количество, в % или мл |
Содержание воды в теле |
70% массы |
Суточная потребность для взрослого организма |
2,5-3,0 л |
Экзогенная пода (в виде питья) |
1500 мл |
Экзогенная вода (в составе пищи) |
1000-1200 мл |
Эндогенная вода (образуется в результате окисления) |
500 мл |
Внутриклеточная вода |
72% |
Внеклеточная вода |
28% |
Выделение воды почками |
1200-1500 мл |
Выделение воды кожей |
800 мл |
Выделение воды лёгкими |
500 мл |
Выделение воды кишечником |
100-150 мл |
Опасная для жизни потеря воды |
10% |
Как контролируется поступление воды в организм человека? Каким образом люди утоляют жажду в странах с жарким климатом? Ответ поясните.