Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену - ВВЕДЕНИЕ

Биология ОГЭ 2018 - Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И. - 2018 год

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену - ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые школьники! Эта книга представляет собой учебное пособие, предназначенное для самостоятельной подготовки к Государственной итоговой аттестации — основному государственному экзамену (ОГЭ) по биологии. Мы надеемся, что вы выбрали этот предмет для сдачи экзамена не потому, что он показался вам легким по сравнению с остальными предметами. Если это так, то вы основательно заблуждаетесь. Экзамен по биологии имеет смысл сдавать только в том случае, если вы интересуетесь предметом и хотите заниматься им дальше. Тогда наша книга поможет вам подготовиться к этому серьезному шагу в вашей школьной жизни.

Итак, что же собой представляет этот экзамен? Мы не будем перечислять содержание каждого параграфа из учебников по ботанике, зоологии, биологии человека и общим биологическим закономерностям. Мы только обозначим разделы, которые вам предстоит повторить перед экзаменом.

Первый блок “Биология как наука” проверяет знания о научных методах, применяемых в биологии (наблюдение, моделирование, эксперимент, описание, измерение), о роли биологии в жизни общества, о понимании биологической картины мира. Нужно знать и о том, чем занимается каждая из биологических наук. Например, анатомия — это наука о строении организма, а генетика — наука, изучающая законы наследственности. Также надо знать о предмете изучения ботаники, зоологии, экологии, эволюционного учения и т.д.

Второй блок “Признаки живых организмов” проверяет знание материала о клеточном строении организмов, функциях клеток и тканей, о строении органов и систем органов. В этом же блоке проверяется знание таких признаков живых систем, как рост, развитие, способность к обмену веществ, раздражимости, саморегуляции, приспособленности к окружающей среде. В этом же разделе проверяется знание таких понятий, как наследственность и изменчивость, размножение. Некоторые задания этого блока проверяют ваши знания о приемах выращивания и разведения растений и животных.

Третий блок “Система, многообразие и эволюция живой природы” содержит задания, требующие от учащегося знаний об отличительных признаках основных царств живой природы. Вы должны уметь сравнивать эти царства друг с другом, давать их общую характеристику, классифицировать таксономические группы растений и животных в соответствии с правилами систематики. В этом же разделе проверяются знания о процессе эволюции органического мира и биологическом разнообразии, которое является основой устойчивости биосферы и результатом эволюции.

Четвертый блок “Человек и его здоровье” включает задания, проверяющие знания о происхождении человека, его биосоциальной природе, строении и функциях его органов и систем органов. В этот блок входит практически все содержание учебника “Биология человека”.

Пятый блок “Взаимосвязи организмов и окружающей среды” содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы. В этих заданиях проверяется усвоение таких понятий, как экосистема, популяция, вид, функциональные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты), экологические факторы, экологические проблемы человечества, современная естественнонаучная картина мира.

В экзаменационные работы последних лет постоянно вносятся некоторые изменения. К особенностям экзаменационной работы в 2018 г. следует отнести такие изменения, которые проверяют умения учащихся интерпретировать простые графические данные (задание 20) и анализировать статистические данные таблиц и делать из них определенные выводы (задание 30). Это интересные задания, побуждающие человека к размышлениям, анализу и применению собственных знаний в новой ситуации. Подробнее мы разберем эти задания в дальнейшем.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих 32 задания. Первая часть содержит 28 заданий, из которых 22 задания с выбором одного правильного краткого ответа, 2 задания с выбором трех правильных ответов, 1 задание на соответствие терминов, понятий, процессов, 1 задание на последовательность событий, 1 задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму и 1 задание на работу с текстом, имеющим пропуски. Вторая часть содержит 4 задания с развернутым ответом. Одно задание — это ответы на вопросы после прочтения текста, второе — на умение работать с таблицей и делать определенные выводы из статистических данных. Третье задание проверяет умение составить меню определенной калорийности для спортсменов, туристов, обычных школьников. Четвертое задание — это вопрос со свободным ответом.

По уровню сложности все задания распределены следующим образом: (Б) базовый уровень — 22 задания, (П) повышенный уровень — 8 заданий, (В) высокий уровень — 2 задания. Задания имеют сквозную нумерацию с 1 по 32 и разделены на две части — часть 1 и часть 2. Общее время выполнения работы — 180 минут.

В пособии также приведены 6 вариантов ОГЭ 2018.

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену

Итак, вы решили сдавать экзамен по биологии. Естественно, сразу возникает несколько вопросов: когда начать подготовку, с чего начать подготовку, по каким учебным пособиям заниматься, как заниматься?

Будем отвечать по порядку. Начинать подготовку к этому экзамену необходимо с 1 сентября нового учебного года. Ведь вам предстоит повторить курсы 6—8 классов и хорошенько усвоить курс 9 класса. Это достаточно серьезная работа. Начать нужно с правильного подбора учебников и учебных пособий. Но для этого необходимо точно понимать, что именно спрашивается в экзаменационных работах. Это важно потому, что некоторые учебники могут содержать намного больше материала, чем необходимо для экзамена, некоторые — меньше. Поэтому сначала приобретите пособие, содержащее несколько вариантов ОГЭ, и познакомьтесь внимательно с учебным материалом, который подвергается проверке. На многих сайтах Интернета есть материалы ОГЭ по биологии, в которых отражено все проверяемое содержание. Стоит набрать в поисковике “ОГЭ по биологии — спецификация”, и вы найдете необходимый материал. Далее необходимо выбрать понятное учебное пособие, в котором содержится и теоретическая часть учебного материала, и даются тематические тренировочные задания. Сейчас таких пособий достаточно много, и каждый может выбрать себе то, которое его больше устраивает. Ни в коем случае не следует забывать про школьные учебники, ибо, как правило, только в них вы сумеете найти и основные сведения по каждой теме, и, что главное, хорошие рисунки.

Теперь мы попытаемся ответить на вопрос: “Как заниматься?”

От правильного понимания этой проблемы зависит ваш успех. Поэтому, прежде всего, составьте с помощью учителя или родителей собственный план занятий. Имейте в виду, что времени на подготовку всегда не хватает, поэтому не откладывайте эту работу. Распределите учебный материал таким образом, чтобы вы могли повторить его в течение года не менее 2 раз, а лучше 3—4 раза. План этот может выглядеть следующим образом:

Сентябрь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Октябрь — биология животных и решение тематических заданий.

Ноябрь — биология человека и решение тематических заданий.

Декабрь — общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.

Январь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Февраль — биология животных и решение тематических заданий.

Март — биология человека и решение тематических заданий.

Апрель — общие закономерности и решение тематических заданий.

Май — повторение и решение вариантов ГИА по самым разным изданиям.






Для любых предложений по сайту: [email protected]