ВАРИАНТ 1 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену

Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год

ВАРИАНТ 1 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену

Часть 1

При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют

1) воспроизведением      .

2) обменом веществ

3) саморегуляцией      .

4) раздражимостью

Ответ: [ ]

2. Часть клетки, в которой находится клеточный сок, обозначена на рисунке цифрой

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ: [ ]

3. Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как в это время они

1) способствуют переносу спор растений

2) уничтожают других насекомых — вредителей сада

3) опыляют цветки культурных растений

4) дают человеку прополис, мёд, воск

Ответ: [ ]

4. При развитии вегетативной почки образуется

1) видоизменённый стебель .

2) новая почка      .

3) побег с листьями

4) соцветие

Ответ: [ ]

5. Как питается торфяной мох сфагнум?

1) поглощает ризоидами воду и минеральные соли

2) всасывает корнями из грунта минеральные вещества

3) образует органические вещества из воды и углекислого газа

4) поглощает всей поверхностью своего тела органические вещества из воды

Ответ: [ ]

6. Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют

1) членистое тело      .

2) хитиновый покров

3) кровеносную систему     .

4) брюшную нервную цепочку

Ответ: [ ]

7. К перелётным птицам северной части России относится

1) сизый голубь      .

2) городской воробей

3) белый аист      .

4) сорока

Ответ: [ ]

8. Какой буквой на рисунке обозначен орган, пищеварительный сок которого содержит соляную кислоту?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

Ответ: [ ]

9. Какая железа является железой внутренней секреции?

1) гипофиз

2) потовая

3) печень

4) слёзная

Ответ: [ ]

10. Какая кость из перечисленных образует пояс верхних конечностей человека?

1) копчик

2) грудина

3) ребро

4) лопатка

Ответ: [ ]

11. Лимфа образуется из

1) артериальной крови     .

2) плазмы крови

3) тканевой жидкости      .

4) венозной крови

Ответ: [ ]

12. Самое высокое давление крови в организме человека характерно для капилляров, расположенных в

1) печен.

2) лёгких.

3) сердце.

4) почках

Ответ: [ ]

13. Образование углекислого газа в организме человека происходит в

1) мышечных клетках      .

2) голосовой щели

3) эритроцитах      .

4) лёгких

Ответ: [ ]

14. Какую функцию выполняет структура кожи, обозначенная на рисунке буквой А?

1) придаёт прочность коже

2) выделяет секреты

3) поднимает стержень волос

4) воспринимает внешние раздражители

Ответ: [ ]

15. “Закладывание ушей” во время набора высоты авиалайнером возникает вследствие

1) испуга человека перед полётом на самолёте

2) изменения давления воздуха на барабанную перепонку

3) оттока крови от головы к нижним конечностям

4) быстрого перемещения жидкости в полостях внутреннего уха

Ответ: [ ]

16. Что является основой ориентировочного поведения животных и человека?

1) динамический стереотип     .

2) безусловный рефлекс

3) рассудочная деятельность .

4) условный рефлекс

Ответ: [ ]

17. Почему врачи рекомендуют употреблять в пищу йодированную соль?

1) йод влияет на изменение состава крови

2) йод нормализует деятельность щитовидной железы

3) йод предупреждает заболевание туберкулёзом

4) йод способствует образованию витамина D

Ответ: [ ]

18. У хвойных растений листья имеют немного устьиц и покрыты плотной кожицей. Это приспособление к

1) быстрому транспорту веществ

2) ускоренному фотосинтезу

3) неблагоприятным условиям среды

4) увеличению сроков жизни

Ответ: [ ]

19. Сохранение в природе животных и растений с полезными для них признаками происходит в процессе

1) изменчивости      .

2) изоляции

3) борьбы за существование .

4) естественного отбора

Ответ: [ ]

20. Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 32-го до 40-го дня? Рост насекомого в этот период

1) происходит плавно, без видимых скачков

2) замедляется на протяжении всего времени

3) происходит скачкообразно, период покоя сменяется резким ростом

4) отсутствует

Ответ: [ ]

21. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

...

трахеи

речной рак

жабры

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) гидра      .

2) жаба

3) пчела      .

4) беззубка

Ответ: [ ]

22. Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?

А. Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов, называют соматической.

Б. В соматической нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.

1) верно только А      .

2) верно только Б

3) верны оба суждения      .

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Ответом к заданиям 23—28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы.

23. Выберите характеристики отдела Покрытосеменные. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) все представители наземные

2) имеют цветки

3) не имеют корней

4) в семени, как правило, одна или две семядоли

5) могут быть древовидными и травянистыми

6) плоды всегда сочные

Ответ: [ ] [ ] [ ]

24. Малый прудовик — это раковинный брюхоногий моллюск, обитающий в природе в пресных водоёмах и питающийся в основном растительной пищей. Дышит атмосферным воздухом.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

1) Имеет спиральную, закрученную в несколько оборотов раковину.

2) Передвигается с помощью подошвы.

3) Периодически поднимается из толщи к поверхности воды.

4) Размножается икрой.

5) Служит одним из объектов питания озёрных чаек.

6) Является промежуточным хозяином печёночного сосальщика.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

Ответ: [ ] [ ] [ ]

25. Установите соответствие между примером и типом рефлекса, который он иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕР

ТИП РЕФЛЕКСА

A) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам

Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем

B) выполнение гигиенических процедур после сна

Г) чихание при попадании пыли в носовую полость

Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке праздничного стола

Е) катание на роликовых коньках

1) безусловный

2) условный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

26. Установите, в какой последовательности следует расположить типы беспозвоночных животных, учитывая усложнение их нервной системы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Плоские черви      .

2) Членистоногие

3) Кишечнополостные      .

4) Кольчатые черви

Ответ: [ ] [ ] [ ] [ ]

27. Вставьте в текст “Типы соединения костей” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённое ниже поле ответов.

ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ

Скелет человека образован большим количеством костей, соединённых между собой. Там, где требуется максимальная прочность и защита, наблюдается ____ (А). Примером может служить соединение костей мозгового отдела черепа. Некоторые мелкие кости, например позвонки, соединены друг с другом с помощью эластичного ____ (Б). Такой тип соединения называют ____ (В). Наибольшая подвижность достигается при соединении костей с помощью ____ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) сустав

2) связка

3) сухожилие

4) неподвижное соединение

5) суставная сумка

6) полуподвижное соединение

7) мышца

8) хрящ

Ответ:

28. Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи

(пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Впишите цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ:

Часть 2

Для выполнения заданий 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

ЗНАЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ДЛЯ ЭКОСИСТЕМ

По оценкам учёных, океаны и наземные экосистемы поглощают до половины углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемых видов топлива. Растения используют углекислый газ для выработки углеводов в процессе фотосинтеза. Продолжится ли этот процесс при более высокой его концентрации в атмосфере? Не приведёт ли увеличение объёма углекислого газа к изменению содержания сахаров, углеводов и защитных соединений в растениях?

Более десяти лет продолжается эксперимент по обогащению растений углекислым газом на открытом воздухе. В нём использованы четыре опытных участка, каждый из них окружён кольцом из вертикальных труб, прикреплённых к опорным башням. По трубам подаётся углекислый газ, и все деревья в кольце получают определённое его количество. Сходные эксперименты проводятся примерно в 35 природных и управляемых экосистемах по всему миру, которые по своим размерам колеблются от кружков болота диаметром 1 м или луга диаметром 12 м до 23-метровых кругов сельхозугодий и 30-метровых кругов лесопосадок.

Полученные данные подтверждают, что повышенные уровни содержания углекислого газа стимулируют фотосинтез, увеличивая усвоение углерода тканями растений. При проведении лесных экспериментов в США и Италии зафиксировано ежегодное увеличение первичной продуктивности на 23% — концентрация углекислого газа в этих случаях была увеличена с естественного уровня — 388 — до 530 частей на миллион. По результатам недавнего моделирования растения положительно реагируют на повышение уровня содержания углекислого газа, хотя при недостатке в почве такого питательного элемента, как, например, азот, эффект может быть ограничен.

Увеличение показателей первичной продуктивности повторялось на всех участках в мире, где проводился эксперимент. Однако сам этот показатель обозначает лишь количество углерода, усвоенного растениями, и ничто не говорит о долгосрочном изменении его содержания. Между тем в Северной Каролине в сосновом лесу дополнительный углерод откладывался главным образом в стволах и ветвях деревьев, где он сохраняется десятилетиями. А у растущих в Теннесси амбровых деревьев наибольшее количество углерода содержалось в новых молодых корнях, живущих от нескольких недель до года, после чего происходило их разложение микроорганизмами и значительная часть углерода возвращалась в атмосферу.

29. Используя содержание текста “Значение углекислого газа для экосистем”, ответьте на следующие вопросы.

1. К какой группе экологических факторов относят описанный в тексте фактор, воздействующий на растения?

2. Какой максимальный размер участка был выбран для эксперимента по обогащению растений углекислым газом?

3. Чему, согласно тексту, будет способствовать возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере?

30. Пользуясь таблицей “Численность устьиц у некоторых растений”, ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Численность устьиц у некоторых растений

Название растения

Число устьиц на 1 мм3

Место произрастания

На верхней поверхности листа

На нижней поверхности листа

Кувшинка

625

3

Водоём

Дуб

0

438

Влажный лес

Яблоня

0

248

Плодовый сад

Овёс

40

47

Поле

Молодило

11

14

Каменистые сухие места

1. Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

2. Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение.

3. Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?

31. 17-летняя Татьяна в студенческие зимние каникулы посетила Тобольск. Перед началом экскурсии “Тобольский кремль — шедевр каменного зодчества” она пообедала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат “Цезарь” и апельсиновый сок.

Используя данные таблиц к пункту “Инструкция выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания”, определите рекомендуемую калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день; энергетическую ценность заказанного обеда; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

32. В чём выражаются признаки и симптомы недостаточности белков в питании?






Для любых предложений по сайту: [email protected]