2 ч в неделю - Примерное планирование уроков по химии, 9 класс

Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки

2 ч в неделю - Примерное планирование уроков по химии, 9 класс

(варианты: 2 ч в неделю и 3 ч в неделю)


Предлагаемое примерное распределение учебного материала в 9 классе является продолжением тематического планирования для 8 класса и произведено под утвержденную МО РФ программу базового уровня химии О. С. Габриеляна. Настоящее тематическое планирование, как и предназначенное для 8 класса, является наиболее оптимальным результатом многолетнего педагогического эксперимента по апробации авторского курса.

Курс 9 класса начинается введением, в котором обобщаются основные вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.

Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов — металлов и неметаллов. Затем в обобщенном плане разбираются свойства отдельных, наиболее ярких представителей каждого класса, групп химических элементов: свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Далее, в плане восхождения от абстрактного к конкретному, рассматриваются и свойства отдельных, важных в народнохозяйственном отношении веществ, образованных конкретными химическими элементами. При изучении материала химии классов, групп и отдельных химических элементов повторяются, обобщаются и развиваются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса.

Курс 9 класса, построенный по концентрической концепции, завершается темой «Знакомство с органическими веществами».

Региональный компонент, включенный в базовый курс, реализуется с помощью специально отведенного времени на изучение тем-модулей: «Химия в сельском хозяйстве» для сельских школ и «Химия и экология» (данная тема разработана доцентом Калужского пединститута, к. х. н. Савиткиным Н. И.) для городских школ (12—14 ч). Однако в каждой конкретной школе учитель может использовать и свой собственный модуль, наиболее характерно отражающий региональный компонент.

Разумеется, предлагаемое планирование является ориентировочным, и каждый учитель может разработать свой вариант планирования, наиболее отвечающий особенностям конкретного класса и своего методического предпочтения.


2 ч в неделю (всего 68 ч, из них 6 ч - резервное время на обобщение знаний по курсу основной школы)


Номер и тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент (Д — демонстрационный; Л — лабораторный)

Задания на дом по учебнику

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 ч)

1—2. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева

Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла).Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла

Д. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты (СаО и SО2; Са(ОН)2 и H2SО4)

§ 1, упр. 1—10

3. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента

Л. Реакции получения и свойства гидроксидов цинка или алюминия

§ 2, упр. 1—4

4. Периодический закон и система элементов Д. И. Менделеева

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПС.

Предсказания Д. И. Менделеева для германия, скандия и галлия


§ 3, упр. 1—11

Тема 1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (6 ч) по учебнику 8 класса

1. Скорость химических реакций

Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химических реакций. Скорость гомогенных и гетерогенных процессов.

Зависимость скорости от площади соприкосновения реагирующих веществ

Л. Взаимодействие гранул и порошка цинка с соляной кислотой

§ 29, упр. 1—5

2. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры

Зависимость скорости химической реакции от: а) природы реагирующих веществ; б) температуры; в) концентрации реагирующих веществ (закон действующих масс)

Л 1. Взаимодействие Zn, Mg, Fe с НСl.

2. Взаимодействие раствора H2SO4 с раствором тиосульфата натрия различной концентрации.

3. Взаимодействие цинка с H2SO4 при разных температурах; тиосульфата натрия с H2SO4 при разных температурах

§ 30, упр. 1—6

3. Катализ и катализаторы

Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах.

Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы

Д. Горение сахара в присутствии свежего сигаретного пепла.

Л. Разложение пероксида водорода в присутствии МnO2

§ 31, упр. 1—5

4. Обратимые и необратимые реакции


Понятие об обратимости химических реакций.

Условия протекания необратимых реакций

Д. 1. Примеры необратимых реакций, протекающих в растворах с образованием газа, осадка или Н2O, а также реакций горения.

2. Примеры обратимых реакций

§ 32, упр. 1—4

5. Химическое равновесие и способы его смещения

Понятие о химическом равновесии как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия.

Принцип Лe Шателье

Д. Смещение равновесия химической реакции, протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа (III)

§ 33, упр. 1—5

6. Обобщение и систематизация знаний по теме

Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме



Тема 2. Металлы (15 ч)

1. Положение элементов-металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов

Характеристика положения элементов-металлов в Периодической системе.

Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь.

Физические свойства металлов — простых веществ

Л. Ознакомление с коллекцией образцов металлов

§ 4 прочитать, упр. 1—6, § 5 выучить, упр. 1—3, § 6

2. Химические свойства металлов

Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях

Д. 1. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.

2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

3. Горение Na, Mg, Fe

§ 8, упр. 1, 3, 4, 5

3. Общие понятия о коррозии металлов

Коррозия металлов.

Способы защиты металлов от коррозии

Д. Опыты, демонстрирующие коррозию металлов и способы защиты их от коррозии

§ 10, упр. 2, 6, 7, 8

4. Сплавы

Характеристика сплавов, их свойства.

Важнейшие сплавы и их значение

Л. Ознакомление с коллекцией сплавов

§ 7, упр. 1—3

5. Металлы в природе. Общие способы их получения

Самородные металлы и основные соединения металлов в природе. Важнейшие руды.

Понятие о металлургии и ее разновидностях: пиро-, гидро-, электрометаллургии

Д. Восстановление металлов углем, водородом.

Л. Ознакомление с коллекцией руд.

§ 9, упр. 1—6

6. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы

Сравнительная характеристика щелочных металлов по плану:

1. Строение атомов.

2. Простые вещества, их физические и химические свойства.

3. Кислородные соединения (оксиды, гидроксиды)

Д. 1. Образцы щелочных металлов.

2. Взаимодействие Na, Li с водой, кислородом, неметаллами.

3. Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде

§ 11 до соединений щелочных металлов, упр. 1—2

7. Соединения щелочных металлов

Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли (NaCl, Na2CO3, NaHCO3 и др.).

Понятие о калийных удобрениях. Природные соединения щелочных металлов

Д. Распознавание солей Na+ и К+ по окраске пламени.

Л. Образцы природных соединений щелочных металлов

§ 11 до конца, упр. 3 — по желанию, упр. 4, 5

8. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

Характеристика щелочноземельных металлов, аналогичная характеристике щелочных металлов

Д. 1. Образцы щелочноземельных металлов.

2. Взаимодействие Са с водой, кислородом, неметаллами.

§ 12 до соединений щелочноземельных металлов, упр. 1, 6, 9



3. Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов, их растворимость в воде


9. Соединения щелочноземельных металлов

Обзор важнейших соединений щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений кальция: оксиды, гидроксиды, соли (СаСО3 и его разновидности, Ca(NО3)2, Са3(РО4)2 и др.), их свойства и значение

Л. 1. Ознакомление с образцами природных соединений кальция.

2. Свойства негашеной извести

§ 12 до солей щелочноземельных металлов, упр. 5, 8

10. Алюминий, его физические и химические свойства

Строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия — простого вещества.

Применение алюминия на основе его свойств

Д. Демонстрация механической прочности оксидной пленки алюминия.

Л. 1. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов.

2. Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей

§ 13 до соединений алюминия, упр. 3, 4, 7

11. Соединения алюминия

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Глинозем и его модификации. Распространенность алюминия в природе

Л. 1. Получение Аl(ОН)3 и доказательство его амфотерности.

2. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия

§ 13 — «соединения алюминия», упр. 8 — по желанию, упр. 6

12. Железо, его физические и химические свойства

Особенности строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа.

Степени окисления железа в соединениях.

Физические и химические свойства железа — простого вещества

Д. 1. Образцы сплавов железа.

2. Горение железа в кислороде и хлоре.

3. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей.

4. Опыты, показывающие отношение железа к концентрированным кислотам

§ 14 до соединений железа, упр. 4, 5, б

13. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+

Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) и гидроксидов железа (II) и (III). Важнейшие соли железа (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+

Л. 1. Получение и свойства гидроксидов железа (II) и (III).

2. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+

§ 14 — ряд Fe2+, упр. 2 (а), 8 — по желанию

14. Обобщение по теме «Металлы»

Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе



15. Контрольная работа по теме «Металлы»




Тема 2. Неметаллы (20 ч)

1. Общая характеристика неметаллов

Положение элементов-неметаллов в Периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Озон.

Состав воздуха.

Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл»

Д. 1. Ряд ЭО.

2. Модели атомных кристаллических решеток (на примере модификаций углерода алмаза и графита) и молекулярных (на примере озона и кислорода).

3. Состав воздуха

§ 15, упр. 1—6

2. Общая характеристика галогенов

Строение атомов галогенов, их степени окисления.

Строение молекул галогенов. Галогены — простые вещества. Закономерности в изменении их физических и химических свойств в зависимости от увеличения порядкового номера химического элемента.

Краткие сведения о хлоре, броме, йоде и фторе

Д. 1. Образцы галогенов — простых веществ.

2. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.

3. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей

§ 17, упр. 1—8, § 19, упр. 1, 2

3. Соединения галогенов

Хлороводород и соляная кислота.

Хлориды, их применение в народном хозяйстве

Д. Получение и свойства НСl.

Л. 1. Образцы природных хлоридов.

2. Качественная реакция на галогенид-ионы

§ 18, упр. 1 — 7

4. Сера, ее физические и химические свойства

Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства ромбической серы.

Характеристика химических свойств серы в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях

Д. 1. Получение пластической серы.

2. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом

§ 21, упр. 2, 3, 6


5. Оксиды серы (IV) и (VI)

Получение и свойства оксидов серы (IV) и (VI) как кислотных оксидов.

Характеристика реакции 2SO2 + O22SO3 и рассмотрение условий смещения равновесия вправо

Д. 1. Получение SO2 горением серы и взаимодействием меди с H2SO4 (конц.).

2. Взаимодействие SO2 с водой и щелочью.

3. Обесцвечивание красок с помощьюSO2

§ 22 оксиды серы (IV) и (VI), упр. 1, 2, 5, 6

6. Серная кислота и ее соли

Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете представления об электролитической диссоциации и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Производство серной кислоты: сырье, химизм процессов.

Соли серной кислоты. Их применение в народном хозяйстве. Распознавание сульфат-иона

Д. 1. Разбавление H2SO4 (конц.).

2. Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты.

3. Взаимодействие H2SO4 (конц.) с Сu.

Л. 1. Качественная реакция на сульфат-ион.

2. Ознакомление с образцами сульфатов

§ 22 до конца, упр. 3, 4, 8

7. Азот и его свойства

Строение атомов азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях

Д. Корни бобовых растений с клубеньками

§ 23, упр. 1—5

8. Аммиак и его свойства

Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание аммиака.

Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму

Д. 1. Получение, собирание и распознавание аммиака.

2. Растворение аммиака в воде

3. Взаимодействие аммиака с хлороводородом

§ 24, упр. 1—7

9. Соли аммония

Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Представители. Применение в народном хозяйстве

Д. 1. Получение солей аммония.

2. Химическая возгонка хлорида аммония.

Л. Качественная реакция на NH4

§ 25, упр. 1—5

10. Азотная кислота и ее свойства

Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: ее взаимодействие с медью.

Получение азотной кислоты из азота и аммиака. Применение HNO3 в народном хозяйстве

Д. 1. Химические свойства HNO3 как электролита.

2. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью

§ 26 до солей азотной кислоты, упр. 1—5

11. Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения

Нитраты и нитриты, их свойства (разложение при нагревании) и представители. Применение в народном хозяйстве. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции

Л. 1. Знакомство с образцами нитратов и нитритов.

2. Знакомство с коллекцией азотных удобрений.

3. Качественное обнаружение NО3- иNО2- в т. ч. и в сельскохозяйственной продукции

§ 26 до конца, упр. 6, 7

12. Фосфор

Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применения красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора

Д. 1. Получение белого фосфора из красного.

2. Воспламенение белого фосфора

§ 27 до кислородных соединений фосфора, упр. 1 — 3

13. Соединения фосфора

Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Соли ее. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения

Д. 1. Получение оксида фосфора (V) горением.

2. Растворение Р2О5 в воде.

Л. 1. Свойства Н3РО4 как электролита.

2. Качественная реакция на РО43-.

3. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений

§ 27 до конца, упр. 4—7

14. Углерод

Строение атома углерода. Аллотропия, свойства модификаций — алмаза и графита. Их применение. Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и ее практическое значение.

Химические свойства углерода

Д. 1. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

2. Адсорбционные свойства активированного угля: поглощение им растворенных или газообразных веществ.

3. Горение угля в кислороде.

4. Восстановление меди из ее оксида углем

§ 28, упр. 1—8

15. Оксиды углерода (II) и (IV)

Строение молекул СО и СО2. Физические и химические свойства оксидов углерода. Получение и применение СО и СО2

Л. Получение, собирание и распознавание СО2

§ 29 до угольной кислоты, упр. 1—5

16. Карбонаты

Важнейшие карбонаты: кальцит, сода, поташ — их значение и применение.

Распознавание карбонатов. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно

Л. 1. Знакомство с коллекцией карбонатов.

2. Качественная реакция на СО32-.

3. Переход карбоната кальция в гидрокарбонат и обратно

§ 29 до конца, упр. 6—8

17. Кремний

Строение атома, сравнение его свойств со свойствами атома углерода.

Кристаллический кремний, сравнение его свойств с углеродом. Природные соединения кремния: SiО2, силикаты и алюмосиликаты

Л. Знакомство с коллекцией природных соединений кремния

§ 30 до применения кремния, упр. 1—4

18. Силикатная промышленность

Производство стекла, фарфора, цемента.

Их применение в народном хозяйстве

Л. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента

§ 30 до конца, упр. 5—6

19. Обобщение по теме «Неметаллы»

Решение задач и упражнений по теме. «Цепочки переходов», подготовка к контрольной работе



20. Контрольная работа по теме «Неметаллы»




Тема 4. Практикум по неорганической химии (5 ч)

1.

Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств

2.

Получение аммиака и исследование его свойств

3-4.

Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов

5.

Практическое осуществление превращений веществ

Тема 5. Органические вещества (12 ч)

1. Предмет органической химии. Строение атома углерода

Органическая химия — химия соединений углерода.

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия углеродных соединений.

Природные и синтетические органические вещества.

Валентность и степень окисления. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова

Д. Образцы природных и синтетических веществ

§ 31, упр. 1—6

2. Алканы. Химические свойства и применение алканов

Гомологический ряд алканов: общая формула, номенклатура, изомерия углеродного скелета. Радикал.

Физические свойства метана. Горение углеводородов, термическое разложение, галогенирование, изомеризация. Применение метана на основе его свойств. Реакция дегидрирования этана


Д. 1. Шаростержневые и масштабные модели молекул алканов.

2. Горение метана и др. углеводородов, обнаружение продуктов горения.

3. Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия


§ 32, упр. 1—6

3. Алкены. Химические свойства этилена

Гомологический ряд алкенов: общая формула, номенклатура, изомерия. Двойная связь. Физические свойства этилена, его получение из этана (повт.). Химические свойства этилена: реакции горения, присоединения водорода, галогена, галогеноводорода, воды. Качественные реакции на двойную связь. Продукты гидратации и окисления: этанол и этиленгликоль


Д. 1. Модели молекул этилена.

2. Получение этилена.

3. Горение этилена.

4. Взаимодействие С2Н4 с бромной водой и раствором перманганата калия


§ 33, упр. 1—6

4. Понятие о спиртах на основе реакции гидратации этилена и взаимодействия этилена с раствором перманганата калия

Общая формула и гомологический ряд спиртов, номенклатура.

Этанол и метанол, их физиологические свойства и значение. Атомность спиртов. Этиленгликоль как двухатомный спирт и глицерин как трехатомный спирт, их значение

Д. 1. Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина.

2. Качественная реакция на многоатомные спирты

§ 36, упр. 1—5

5. Окисление альдегида в кислоту и понятие об одноосновных карбоновых кислотах

Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Ее народнохозяйственное значение.

Ацетаты.

Жирные кислоты.

Реакция этерификации

Д. Типичные кислотные свойства уксусной кислоты: взаимодействие ее с металлом, оксидом металла, основанием и солью (карбонатом)

§ 37, упр. 1—6,

§ 38, упр. 1, 4—6

6. Понятие о сложных эфирах. Жиры

Взаимодействие уксусной кислоты с этиловым спиртом. Реакция этерификации, ее обратимость.

Сложные эфиры в природе. Применение их.

Жиры как сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот.

Физические и химические свойства жиров.

Гидролиз и гидрирование жиров.

Понятие о мылах

Д. 1. Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты.

2. Образцы твердых и жидких жиров.

3. Растворимость жиров.

4. Доказательство непредельности у жидких жиров

§ 38, упр. 2, 3,

§ 39, упр. 1—5

7. Понятие об аминокислотах

Аминокислоты как продукты замещения атома водорода в радикале карбоновых кислот на аминогруппу.

Амфотерность аминокислот: их взаимодействие с кислотами и щелочами.

Биологическое значение аминокислот

Д. Доказательство наличия функциональных групп —СООН и —NH2 в молекулах аминокислот

§ 40, упр. 1

8. Реакции поликонденсации аминокислот. Белки

Белки как продукты реакции поликонденсации аминокислот.

Пептидная связь. Состав и строение белков.

Распознавание белков. Биологическая роль белков

Д. 1. Цветные реакции белков.

2. Растворение и осаждение белков.

3. Денатурация белков

§ 40, упр. 2—5

9. Углеводы

Углеводы, их классификация (мо- но-, ди- и полисахариды). Представители углеводов: глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза.

Биологическая роль углеводов

Д. Образцы углеводов

§ 41, упр. 1—6

10. Полимеры

Природные, химические и синтетические полимеры. Получение: реакции полимеризации и поликонденсации. Основные понятия химии ВМС: полимер, мономер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации. Пластмассы. Волокна

Д. 1. Образцы природных и химических полимеров: пластмасс и волокон.

2. Распознавание пластмасс и волокон

§ 42, упр. 1—5

11. Обобщение знаний учащихся по органической химии

Генетическая связь между классами органических веществ на примере цепочек переходов от алкана к полипептиду



12. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непредельные соединения

Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6 ч)

1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы, закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона



2. Строение вещества (виды химических связей и типы кристаллических решеток)

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ



3. Химические реакции

Классификация химических реакций по разным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использованию катализатора, направлению протекания). Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее



4—5. Классы химических соединений в свете ТЭД

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД



6. Контрольная работа по темам «Органические вещества» и «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»









Для любых предложений по сайту: [email protected]