Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений - МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ - ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Химия - Единый государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018 год

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений - МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ - ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В структуре данного блока выделены три содержательные линии:

• Экспериментальные основы химии

• Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ

• Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций

Представление об элементах содержания данного блока, на проверку усвоения которого ориентированы задания, включенные в него, дает таблица 4.

Таблица 4

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания, проверяющего усвоение элемента содержания

Экспериментальные основы химии

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений

Б

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений

П

Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола).

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки

Б

Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей

Б

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции

Б

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ

Б

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

В

Нахождение молекулярной формулы вещества

В

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений

Задания с комментариями и решениями

Пример 1. Банки с притертой пробкой необходимо применять для хранения

1) оксида меди(II)

2) хлорида натрия

3) сульфата калия

4) оксида фосфора(V)

В банках с притертой пробкой хранят вещества с высокой гигроскопичностью (способные поглощать воду) или способные вступать с водой во взаимодействие. Среди предложенных веществ такими свойствами обладает только оксид фосфора(V). При его взаимодействии с водой образуются фосфорные кислоты.

Ответ:

Пример 2. Какой из перечисленных ионов наименее токсичен?

1) Рb2+.

2) Hg2+.

3) Na+.

4) Zn2+

Среди приведенных в вариантах ответов ионов присутствует ион натрия Na+. Как известно, он входит в состав поваренной соли (хлорида натрия), которая используется для приготовлении пищи. Очевидно, что именно этот ион наименее токсичен для человека.

Ответ:

Пример 3. Соляную кислоту от других кислот можно отличить по ее реакции с

1) оксидом кальция

2) серебром

3) ионами серебра

4) карбонат-ионами

Содержание этого и подобных ему заданий позволяет проверить знание качественных реакций на ионы. Известно, что с помощью качественных реакций возможно отличать вещества друг от друга по характерным признакам течения реакции: изменению цвета, образованию осадка, выделению газа и др.

Качественной реакцией на хлорид-ион, входящий в состав соляной кислоты, является его взаимодействие с ионом серебра:

При этом образуется творожистый осадок белого цвета.

Ответ:

Пример 4. Из предложенного перечня выберите два вещества, для которых характерна реакция “серебряного зеркала”.

1) глюкоза

2) формальдегид

3) глицерин

4) сахароза

5) глицин

Реакцией “серебряного зеркала” называется взаимодействие альдегидов с аммиачным раствором оксида серебра. Известно, что в реакцию “серебряного зеркала”, вступают вещества, содержащие альдегидную группу. В молекуле глюкозы присутствует одна альдегидная группа, а формальдегид - это простейший альдегид, метаналь.

Ответ:

Пример 5. Каждое из веществ - уксусная кислота, ацетальдегид, глицерин, можно распознать с помощью:

1) NaOH

2) лакмуса

3) CuSO4

4) Cu(OH)2

Необходимо выбрать вещество, которое будет взаимодействовать с каждым из перечисленных веществ. Причем взаимодействие должно сопровождаться качественными признаками (выпадением или растворением осадка, выделением газа или изменением цвета раствора). Взаимодействие уксусной кислоты с Сu(ОН)2 сопровождается растворением голубого осадка гидроксида меди(II) и приводит к образованию раствора сине-зеленого цвета. Таким образом, уксусную кислоту можно распознать с помощью этого реактива. При взаимодействии ацетальдегида с Сu(ОН)2 выделяется красный осадок Cu2O, а глицерин вступает в реакцию гидроксидом меди(II) с образованием раствора ярко-синего цвета.

Ответ:

Задания для самостоятельной работы

1. Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?

А. Вещества в лаборатории запрещается пробовать на вкус.

Б. С солями ртути следует обращаться особо осторожно ввиду их ядовитости.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

2. Обожжённую кислотой кожу сначала промывают водой, а затем обрабатывают раствором

Ответ:

3. Верны ли следующие суждения о правилах техники безопасности?

А. Пробирку с бензолом запрещается нагревать на открытом пламени.

Б. Для приготовления раствора серной кислоты нужно приливать воду к концентрированной кислоте.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

4. Верны ли следующие суждения о свойствах концентрированных кислот и сероводорода, которые необходимо учитывать при работе с ними?

А. Концентрированные кислоты при попадании на кожу вызывают долго не заживающие ожоги.

Б. Сероводород не относится к ядовитым газам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

5. Из предложенного перечня выберите два вещества, образующие взрывчатые смеси с кислородом

1) бром

2) азот

3) фтороводород

4) водород

5) метан

Ответ:

6. Присутствие хлорид-ионов в растворе можно обнаружить с помощью раствора

1) Ba(NO3)2.

2) AgNO3

3) Na2SO4

4) К2СO3

Ответ:

7. Определить наличие сульфат-иона в растворе можно с помощью нитрата

1) калия .

2) бария

3) аммония

4) меди (II)

Ответ:

8. Из предложенного перечня выберите два газа, которые являются нетоксичными.

1) азот

2) аммиак

3) кислород

4) сероводород

5) хлор

Ответ:

9. Аммиачный раствор оксида серебра является реактивом на:

Ответ:

10. Различить водные растворы этанола и уксусной кислоты можно с помощью

1) гидрокарбоната калия

2) хлорида калия

3) натрия

4) гидроксида меди(II)

5) гидроксида натрия

Ответ:

11. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые не обесцвечивают бромную воду

1) стирол

2) ацетилен

3) этанол

4) этилен

5) бензол

Ответ:

12. Из предложенного перечня выберите два реактива, с помощью можно которых различить уксусную кислоту и этилацетат.

Ответ:

13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые обесцвечивают раствор перманганата калия.

1) циклопентан

2) бензол

3) пропен

4) бутин-2

5) изобутан

Ответ:

14. Реактивом на многоатомные спирты является

1) соляная кислота

2) свежеполученный гидроксид меди(II)

3) аммиачный раствор оксида серебра(I)

4) бромная вода

Ответ:






Для любых предложений по сайту: [email protected]