Химия - Единый государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018 год
Вариант 4 - ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ 2017
Часть 1
Ответом к заданиям 1-26 является последовательность цифр. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры в ответах на задания 5, 10, 11, 12, 18, 19, 22-26 могут повторяться.____________________________________________
Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1) В.
2) N.
3) F.
4) .
5) Si
1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов содержат во внешнем слое два электрона.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Ответ:
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания основности их высших оксидов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Ответ:
3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют степень окисления +4.
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Ответ:
4. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых химическая связь образована за счет общей пары электронов.
1) Са
2) Н2O
3) NaCl
4) СаО
5) Сl2
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Ответ:
5. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА |
КЛАСС/ГРУППА |
А) ВеО |
1) пероксид |
Б) Na2O2 |
2) оксид основный |
В) ВаО |
3) оксид амфотерный |
4) оксид несолеобразующий |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
6. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует белый фосфор.
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
7. Из предложенного перечня выберите два оксида, которые реагируют с кислородом.
1) оксид меди(II)
2) оксид железа(II)
3) оксид фосфора(V)
4) оксид углерода(II)
5) оксид углерода(IV)
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
8. В пробирку с раствором вещества X добавили несколько капель соли Y.
В результате реакции произошло выделение газа с неприятным запахом.
Из предложенного перечня выберите два вещества, которые могут вступать в описанную реакцию.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
9. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X1 и Х2.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
10. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления восстановителя в ней. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ |
ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЯ 1) от -3 до 0 2) от -2 до 0 3) от - 1 до 0 4) от 0 до +1 5) от +2 до +4 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
11. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА |
РЕАГЕНТЫ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
12. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
КЛАСС/ГРУППА 1) простой эфир 2) сложный эфир 3) альдегид 4) кетон |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых все атомы углерода находятся в состоянии sp2-гибридизации
1) ацетилен
2) этилен
3) этанол
4) стирол
5) циклопентан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
14. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует толуол.
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
15. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует глицерин, но не реагирует Фенол.
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
16. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует этиламин.
1) соляная кислота
2) оксид магния
3) хлорид натрия
4) гидроксид натрия
5) хлорметан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
17. Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
18. Установите соответствие между углеводородом и продуктом, который преимущественно образуется при его взаимодействии с бромом в соотношении 1:1. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
УГЛЕВОДОРОД А) пропен Б) пропин В) циклопропан Г) 2-метилпропан |
ПРОДУКТ РЕАКЦИИ 1) 2-метил-2-бромпропан 2) 1,2-дибромпропан 3) 2-бромпропан 4) 1,3-дибромпропан 5) 1,2-дибромпропен 6) 2,2-дибромпропан |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
2 |
5 |
4 |
1 |
19. Установите соответствие между веществом и углеродсодержащими продуктом реакции, который преимущественно образуется при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(II): к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО А) уксусная кислота Б) этанол В) метанол Г) пропанол-2 |
ПРОДУКТ РЕАКЦИИ 1) ацетон 2) ацетальдегид 3) формальдегид 4) пропаналь 5) формиат меди(II) 6) ацетат меди(II) |
|||
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
20. Из предложенного перечня выберите два типа реакций, к которым можно отнести взаимодействие муравьиной кислоты с этиловым спиртом.
1) нейтрализации
2) обратимая
3) присоединения
4) каталитическая
5) гетерогенная
Запишите в поле ответа номера выбранных типов реакций.
Ответ:
21. Из предложенного перечня выберите две реакции, для которых увеличение давления приведет к увеличению скорости реакции.
Запишите в поле ответа номера выбранных внешних воздействий.
Ответ:
22. Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза её водного раствора, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА СОЛИ |
ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА 1) водород и кислород 2) металл и кислород 3) водород и галоген 4) металл и галоген 5) металл и водород |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
23. Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ СОЛИ А) сульфат аммония Б) нитрат натрия В) ацетат магния Г) фосфат натрия |
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ 1) гидролиз по катиону 2) гидролиз по аниону 3) гидролиз по катиону и аниону 4) гидролизу не подвергается |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
24. Установите соответствие между фактором, действующим на равновесную систему
и направлением смещения химического равновесия в этой системе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФАКТОР A) добавление метанола Б) повышение давления B) повышение концентрации эфира Г) добавление гидроксида натрия |
НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 1) смещается в сторону прямой реакции 2) смещается в сторону обратной реакции 3) смещение равновесия не происходит |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
25. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ |
РЕАГЕНТ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
26. Установите соответствие между смесью и способом ее разделения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СМЕСЬ A) жидкость и нерастворимая твердая примесь Б) две взаиморастворимые жидкости B) несмешивающиеся жидкости Г) жидкость и растворимая твердая примесь |
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ 1) с помощью делительной воронки 2) выпариванием 3) фильтрованием 4) перегонкой |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Ответом к заданиям 27-29 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с правой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.
27. Смешали 160 г раствора с массовой долей нитрата кальция 15% и 40 г раствора с массовой долей этой же соли 20%. Чему равна масса соли в полученном растворе?
Ответ: ________ г (Запишите число с точностью до целых.)
28. При полном окислении 1 г глюкозы C6Hi206выделяется 17,6 кДж теплоты. Какое количество теплоты выделяется при окислении 1 моль глюкозы?
Ответ: ___________ кДж (Запишите число с точностью до целых.)
29. Сульфид железа(II) массой 33,4 г обработали избытком хлороводородной кислоты. Определите объём (н.у.) газа, выделившегося в результате этой реакции.
Ответ:________ л (Запишите число с точностью до десятых.)
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания 30-34 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (30, 31 и т.д.), а затем его подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
30. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
31. Карбид алюминия полностью растворили в бромоводородной кислоте. К полученному раствору добавили раствор сульфита калия, при этом наблюдали образование белого осадка и выделение бесцветного газа. Г аз поглотили раствором дихромата калия в присутствии серной кислоты. Образовавшуюся соль хрома выделили и добавили к раствору нитрата бария, наблюдали выделение осадка. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
33. Газ, выделившийся при взаимодействии 7,4 г нитрида кальция с 9 г воды, полностью поглощён 200 мл 3,5%-ного раствора соляной кислоты (ρ = 1,05 г/мл). Определите массовую долю хлорида аммония в образовавшемся растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения физических величин).
34. При сгорании 4,48 л (н.у.) газообразного органического вещества получили 35,2 г углекислого газа и 10,8 мл воды. Плотность этого вещества составляет 2,41 г/л (н.у.). Известно также, что это вещество не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при реакции его с избытком бромной воды происходит присоединение атомов брома только ко вторичным атомам углерода.
На основании данных условия задачи:
1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;
2) запишите молекулярную формулу органического вещества;
3) составьте структурную формулу исходного вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции этого вещества с избытком бромной воды.