Химия ЕГЭ - 1000 заданий с ответами и решениями - 2018 год
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие предназначено для тех, кто готовится к сдаче Единого государственного экзамена по химии.
Тематика заданий ЕГЭ, число заданий, форма ответов в последние годы несколько изменялись. Однако всякий раз задания выбирались из одного и того же банка заданий, где они классифицированы в соответствии с перечнем (кодификатором) элементов содержания ЕГЭ по химии. Данный кодификатор, по сути, представляет собой программу для готовящихся сдавать ЕГЭ по химии. При этом содержание элементов кодификатора в последние годы практически не менялось. Именно этот перечень элементов содержания ЕГЭ по химии положен в основу данного пособия. Разделы пособия соответствуют разделам этого перечня, а тип заданий каждого раздела соответствует типам данных заданий в вариантах ЕГЭ по химии, предлагавшихся в последние годы.
Перечень элементов содержания, проверяемых на Едином государственном экзамене по химии
Код |
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ |
1.1 |
Современные представления о строении атома |
1.1.1 |
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, р- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов. |
1.2 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. |
1.2.1 |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. |
1.2.2 |
Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. |
1.2.3 |
Характеристика переходных элементов — меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. |
1.2.4 |
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. |
1.3 |
Химическая связь и строение вещества. |
1.3.1 |
Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. |
1.3.2 |
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. |
1.3.3 |
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения. |
1.4 |
Химическая реакция. |
1.4.1 |
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. |
1.4.2 |
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. |
1.4.3 |
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. |
1.4.4 |
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. |
1.4.5 |
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. |
1.4.6 |
Реакции ионного обмена. |
1.4.7 |
Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. |
1.4.8 |
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. |
1.4.9 |
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). |
1.4.10 |
Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии. |
2 |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
2.1 |
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). |
2.2 |
Характерные химические свойства простых веществ—металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов — меди, цинка, хрома, железа. |
2.3 |
Характерные химические свойства простых веществ—неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. |
2.4 |
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. |
2.5 |
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. |
2.6 |
Характерные химические свойства кислот. |
2.7 |
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). |
2.8 |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. |
3 |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
3.1 |
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. |
3.2 |
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. |
3.3 |
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). |
3.4 |
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). |
3.5 |
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола. |
3.6 |
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. |
3.7 |
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. |
3.8 |
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). |
3.9 |
Взаимосвязь органических соединений. |
4 |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ |
4.1 |
Экспериментальные основы химии. |
4.1.1 |
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. |
4.1.2 |
Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. |
4.1.3 |
Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. |
4.1.4 |
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. |
4.1.5 |
Идентификация органических соединений. |
4.1.6 |
Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений. |
4.1.7 |
Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). |
4.1.8 |
Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). |
4.2 |
Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ. |
4.2.1 |
Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. |
4.2.2 |
Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
4.2.3 |
Природные источники углеводородов, их переработка. |
4.2.4 |
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. |
4.3 |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. |
4.3.1 |
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. |
4.3.2 |
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. |
4.3.3 |
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. |
4.3.4 |
Расчеты теплового эффекта реакции. |
4.3.5 |
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). |
4.3.6 |
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. |
4.3.7 |
Нахождение молекулярной формулы вещества. |
4.3.8 |
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. |
4.3.9 |
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. |
В ходе подготовки к ЕГЭ по химии учащийся должен научиться понимать смысл таких понятий, как вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии. Должен выявлять взаимосвязи понятий и использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
Учащийся должен научиться применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ, понимать границы применимости указанных химических теорий, понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Учащийся должен научиться классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам, понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами, иметь представление о роли и значении данного вещества в практике, объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ, уметь называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Учащийся должен уметь определять валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов, вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение молекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).
Учащийся должен уметь характеризовать s, р и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства простых веществ — металлов и неметаллов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства’ отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений.
Учащийся должен уметь объяснять зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения); влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Учащийся должен уметь планировать проведение эксперимента по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.
В общей сложности приводится около 1000 тестов базового уровня сложности с выбором одного или двух ответов, тестов повышенной сложности с кратким ответом и заданий высокого уровня сложности с полным ответом.
На основе банка заданий, предложенных в книге, вы сами можете составить множество вариантов ЕГЭ согласно плану текущего года.
Надеемся, что это пособие окажется полезным как для готовящихся сдавать ЕГЭ по химии, так и для преподавателей химии.