ВВЕДЕНИЕ

Химия ЕГЭ - 1000 заданий с ответами и решениями - 2018 год

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие предназначено для тех, кто готовится к сдаче Единого государственного экзамена по химии.

Тематика заданий ЕГЭ, число заданий, форма ответов в последние годы несколько изменялись. Однако всякий раз задания выбирались из одного и того же банка заданий, где они классифицированы в соответствии с перечнем (кодификатором) элементов содержания ЕГЭ по химии. Данный кодификатор, по сути, представляет собой программу для готовящихся сдавать ЕГЭ по химии. При этом содержание элементов кодификатора в последние годы практически не менялось. Именно этот перечень элементов содержания ЕГЭ по химии положен в основу данного пособия. Разделы пособия соответствуют разделам этого перечня, а тип заданий каждого раздела соответствует типам данных заданий в вариантах ЕГЭ по химии, предлагавшихся в последние годы.

Перечень элементов содержания, проверяемых на Едином государственном экзамене по химии

Код

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

1.1

Современные представления о строении атома

1.1.1

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, р- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

1.2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1.2.1

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

1.2.2

Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

1.2.3

Характеристика переходных элементов — меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

1.2.4

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

1.3

Химическая связь и строение вещества.

1.3.1

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

1.3.2

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

1.3.3

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.

1.4

Химическая реакция.

1.4.1

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

1.4.2

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.

1.4.3

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

1.4.4

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.

1.4.5

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

1.4.6

Реакции ионного обмена.

1.4.7

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

1.4.8

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1.4.9

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).

1.4.10

Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.

2

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

2.1

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная).

2.2

Характерные химические свойства простых веществ—металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов — меди, цинка, хрома, железа.

2.3

Характерные химические свойства простых веществ—неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

2.4

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

2.5

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.

2.6

Характерные химические свойства кислот.

2.7

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).

2.8

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

3

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

3.1

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах.

3.2

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.

3.3

Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная).

3.4

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).

3.5

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола.

3.6

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

3.7

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.

3.8

Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).

3.9

Взаимосвязь органических соединений.

4

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

4.1

Экспериментальные основы химии.

4.1.1

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

4.1.2

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.

4.1.3

Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы.

4.1.4

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

4.1.5

Идентификация органических соединений.

4.1.6

Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.

4.1.7

Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).

4.1.8

Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).

4.2

Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ.

4.2.1

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов.

4.2.2

Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

4.2.3

Природные источники углеводородов, их переработка.

4.2.4

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

4.3

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

4.3.1

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.

4.3.2

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.

4.3.3

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

4.3.4

Расчеты теплового эффекта реакции.

4.3.5

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

4.3.6

Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

4.3.7

Нахождение молекулярной формулы вещества.

4.3.8

Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

4.3.9

Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

В ходе подготовки к ЕГЭ по химии учащийся должен научиться понимать смысл таких понятий, как вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии. Должен выявлять взаимосвязи понятий и использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.

Учащийся должен научиться применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ, понимать границы применимости указанных химических теорий, понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.

Учащийся должен научиться классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам, понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами, иметь представление о роли и значении данного вещества в практике, объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ, уметь называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.

Учащийся должен уметь определять валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов, вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение молекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).

Учащийся должен уметь характеризовать s, р и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства простых веществ — металлов и неметаллов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства’ отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений.

Учащийся должен уметь объяснять зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения); влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.

Учащийся должен уметь планировать проведение эксперимента по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.

В общей сложности приводится около 1000 тестов базового уровня сложности с выбором одного или двух ответов, тестов повышенной сложности с кратким ответом и заданий высокого уровня сложности с полным ответом.

На основе банка заданий, предложенных в книге, вы сами можете составить множество вариантов ЕГЭ согласно плану текущего года.

Надеемся, что это пособие окажется полезным как для готовящихся сдавать ЕГЭ по химии, так и для преподавателей химии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]