Общие итоги ОГЭ - ВВЕДЕНИЕ

Химия ОГЭ - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся - Д.Ю. Добротин - 2018 год

Общие итоги ОГЭ - ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом в ОГЭ по химии принимает участие все большее число школьников, заканчивающих 9 класс. Данные, полученные в результате обработки материалов из регионов, вовлеченных в эксперимент по апробации ОГЭ, свидетельствуют о все более осознанном выборе девятиклассниками этой формы экзамена по химии и об общем высоком уровне подготовке выпускников, принявших в нем участие.

Подтверждением вышесказанному служит тот факт, что 70-75% экзаменуемых выполняют работу на “хорошо” и “отлично”. Кроме того, отмечается тенденция к сокращению количества учащихся, получивших неудовлетворительную оценку. Показательно, что, как правило, учащиеся, не справившиеся с работой, несмотря на добровольный выбор данного экзамена, имеют ограниченное представление о том какое содержание проверяется заданиями экзаменационных вариантов, а также об умениях, которыми необходимо овладеть для его успешной сдачи (см. Приложение).

Результаты выполнения отдельных заданий экзаменационной работы также позволяют сформулировать некоторые выводы.

Наибольшие затруднения практически у всех групп экзаменуемых вызвали задания, направленные на проверку знаний и умений, формируемых при выполнении реального химического эксперимента, а также при рассмотрении вопросов о правилах обращения и применении веществ в повседневной жизни (№ 13, 18). Эти трудности обусловлены тем, что для выполнения этих заданий требуется умение соединять теоретические знания и модельные представления с реальными объектами, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Кроме того, для их выполнения необходимо уметь соотносить полученные результаты с представленными в вариантах ответах химическими формулами и уравнениями реакций. Вышеназванные причины затруднений не позволяют многим учащимся успешно справляться и с заданиями 22-23. Результаты его выполнения свидетельствуют, что кроме уже названных причин, дополнительные трудности обусловлены необходимостью тщательно анализировать информацию, содержащуюся в условии задания, а также записывать свой ответ в соответствии с поставленными в задании вопросами.

Более низкие результаты выполнения отмечаются и для задания 17, проверяющего первоначальные знания о строении и свойствах отдельных представителей органических соединений. В значительной степени это связано с недостаточным временем, отводимым на изучение этого материала. Очень важной составляющей, при изучении этого материала и подготовке к экзамену, должно стать знакомство с перечнем органических веществ, знания о которых проверяются заданиями экзаменационной работы (см. раздел 1 Приложения).

В целом можно отметить, что качество подготовки выпускников к ОГЭ по химии улучшается. В некоторых случаях это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий, что может являться лишь одним из путей подготовки к экзамену. Вместе с тем, результаты выполнения задания экзаменационной работы показывают, что столкнувшись с незначительно изменённой формулировкой условия задания, экзаменуемые оказываются не всегда готовыми к применению знаний в незнакомой ситуации. Данные результаты еще раз подтверждают мысль о том, что отработка изученного материала и его промежуточный контроль должны осуществляться с использованием задний различного типа и с разными формулировками.

Все более значительную роль в подготовке учащихся приобретают знания и умения, формируемые при выполнении реального химического эксперимента.

С целью безопасного выполнения экспериментального задания, а также для более четкого понимания требований, предъявляемых к выполнению задания 23, в каждый вариант (модель 2) включена инструкция по выполнению указанного задания.

Приводим полный текст инструкции.

Инструкция по выполнению задания 23

Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у дежурного-организатора в аудитории.

1. Прочтите ещё раз текст к заданиям 22 и 23 и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в условии задания реактивов.

2. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

• В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7-10 капель реактива.

• Пипетка в ёмкости с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказывалась сверху (“этикетку — в ладонь!”). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1-2 мл (1-2 см).

• Для проведения опыта требуется порошкообразное вещество (сыпучее вещество). Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

3. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

4. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

5. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

6. Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.

7. Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовке необходимо:

1) снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;

2) закрепить пробирку в пробиркодержателе на расстоянии 1 -2 см от горлышка пробирки;

3) внести пробирку в пламя спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась,

4) далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;

5) открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;

6) после нагревания жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;

7) фитиль спиртовки закрыть колпачком.

8. Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют с поверхности стола с помощью салфетки.

9. Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к эксперту-экзаменатору.

10. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит эксперта-экзаменатора для оценивания проводимого Вами эксперимента.

11. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

12. Вы завершили эксперимент. Подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций.

В заключение хотелось бы обратить внимание и на то обстоятельство, что ОГЭ по химии в большей мере должна рассматриваться не только как инструмент для аттестации выпускников основной школы, но и как первоначальная независимая проверка уровня знаний учащихся по химии. Можно также заметить, что результаты ОГЭ могут служить ориентиром при разработке системы занятий в 10-11 классах, в том числе для подготовки учащихся к ЕГЭ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]