Предисловие

Английский язык - Книга для учителя 10 класс - Углублённый уровень - О. В. Афанасьева - 2017 год

Предисловие

Дорогие коллеги!

Эта книга для учителя к учебнику английского языка для 10 класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка является одним из основных компонентов УМК-10, который продолжает линию учебно-методических комплектов, созданных авторскими коллективами: И. Н. Верещагина, К. А. Бондаренко, Т. А. Притыкина (2, 3 классы), И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева (4 класс), О. В. Афанасьева, И. В. Михеева (5, 6, 7, 8, 9 классы). УМК-10 построен на тех же принципах, что и предыдущие УМК, и рассчитан на 5 учебных часов в неделю. Он разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС).

УМК состоит из следующих компонентов: рабочих программ (10—11 классы), учебника, аудиокурса к учебнику1, рабочей тетради, книги для учителя, контрольных заданий и аудиокурса к контрольным заданиям. Кроме того, была разработана электронная форма учебника (ЭФУ) 10 класса, предлагающая участникам образовательного процесса совершенно новые возможности.

УМК-10 имеет ряд отличительных особенностей, о которых речь пойдёт далее. Они обусловлены прежде всего новым, более высоким уровнем знаний десятиклассников, их возрастными особенностями, а также особенностями обучения в старших, выпускных классах школы.

Авторы


1 Аудиокурсы и дополнительные материалы размещены в электронном каталоге издательства “Просвещение” на интернет-ресурсе www.prosv.ru и на сайте www.prosv.ru/umk/vereshchagina.

Предисловие

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных организаций, формирование ключевых компетенций. Наряду с владением информационными технологиями владение иностранными языками в наши дни является необходимой составляющей среднего образования, которое получает выпускник средней школы, завершая полное общее образование на базовом и профильном уровнях.

Старшая ступень — завершающая ступень полного среднего образования. На ней происходят значительные изменения в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в старших классах школы уже сложилось общее представление о мире, сформированы коммуникативные умения на иностранном языке в четырёх видах речевой деятельности на уровне основной школы, а также обще-учебные умения, необходимые для изучения иностранного языка; накоплены знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.

На старшей ступени получения среднего образования совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки, умения и компетенции, увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств, совершенствуется качество практического владения иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности. Усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений.

Цели изучения иностранного языка предопределили задачи, которые решаются в течение учебного года.

Основные цели, на достижение которых направлено изучение английского языка на старшей ступени обучения:

— развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации;

— формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия;

— совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;

— развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение сотрудничать, в том числе в процессе межкультурного и профессионально-ориентированного общения;

— развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию и расширению с его помощью знаний в других предметных областях;

— приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы и учебно-исследовательских умений с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

Работа по УМК-10 нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

К личностным результатам обучения по УМК-10 можно отнести осознание важности изучения английского языка, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности даёт владение иностранным языком в плане дальнейшего образования, будущей профессии. Изучение английского языка будет способствовать совершенствованию коммуникативной культуры школьников. Материалы страноведческого характера в УМК-10 помогут старшеклассникам в осознании культуры страны (стран) изучаемого языка и толерантного отношения к её проявлениям, а также дадут возможность глубже сопоставить реалии родной и иноязычных культур.

Содержание материалов учебника для 10 класса способствует становлению российской гражданской идентичности учащихся, содействует формированию у них патриотизма, любви и уважения к Родине. В учебнике присутствуют материалы, посвящённые России, её истории, традициям, укладу жизни; а также в него включены разнообразные задания на основе материалов, связанных с жизнью России, сопоставлением сходных явлений стран изучаемого языка и родной страны; предлагаются вопросы для обсуждения, связанные с живописью, скульптурой, фотографией (Unit 1), религией, верованиями (Unit 2), экологией (Unit 3), проблемами счастливой жизни (Unit 4) и т. д.

Материалы учебника имеют поликультурный характер, содействуют формированию у школьников толерантности, способности вести диалог культур, осознавать себя гражданином не только своей страны или Европы, но и мира. Естественному стремлению учащихся знать больше о других народах, странах, культурах в значительной степени способствуют материалы о различных периодах развития мировых цивилизаций (например тексты Old and New Art, Improvisation, Norse Mythology, World’s Major Religions и т. д.), что, в свою очередь, воспитывает и чувство причастности к событиям и истории своей страны.

Говоря о метапредметных результатах, отметим, что УМК-10 построен таким образом, что с его помощью учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся при изучении всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять её поиск, анализ, обобщение, выделение главного и его фиксацию. Включение в УМК-10 уже упоминавшихся проектных заданий способствует развитию исследовательских умений; разделы для повторения ранее изученного материала помогают учащимся провести рефлексивный анализ качества усвоения изученного материала, учат адекватно оценивать уровень своих учебных достижений.

Предметные результаты, реализующиеся в учебнике для 10 класса, в соответствии с требованиями ФГОС в основном нацелены на формирование иноязычной компетенции в единстве её составляющих (речевая, языковая/лингвистическая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции).

С точки зрения развития речевой компетенции УМК-10 нацелен на развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Предполагается, что обучение всем видам речевой деятельности происходит параллельно, однако в 10 классе по сравнению с предыдущими годами обучения говорению уделяется значительно большее внимание, что выражается не только в наличии специального весьма объёмного (9—14 заданий) раздела SPEAKING в рамках каждой учебной ситуации, но также и в том, что задания на говорение повсеместно включены в такие разделы, как LISTENING COMPREHENSION и READING. В них от учащихся ожидается развёрнутое высказывание по поводу услышанного или прочитанного или же обсуждение в парах (группах) проблем, связанных с тем, что излагалось в текстах на чтение и аудирование. Таким образом, изучаемый иностранный язык (английский) используется учащимися как средство общения и познавательной деятельности. Они углубляют и совершенствуют свои умения понимать аутентичные тексты на английском языке (аудирование, чтение), а также передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо). Учащиеся планируют своё речевое и неречевое поведение с учётом статуса партнёра по общению, используют английский язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, что необходимо для успешной социализации и самореализации.

В рамках развития языковой или лингвистической компетенции в УМК-10 происходит систематизация и углубление языковых знаний, полученных в основной школе, а также овладение новыми языковыми средствами в соответствии с изучаемыми учебными ситуациями. Учащиеся овладевают новыми грамматическими и лексическими явлениями, а также словообразовательными моделями (см. раздел “Планирование” книги для учителя), углубляют навыки оперирования этими средствами в коммуникативных целях.

Темы и ситуации общения в новом УМК отобраны также в соответствии с новым стандартом и формулируются следующим образом:

1) Man the Creator;

2) Man the Believer;

3) Man — the Child of Nature;

4) Man — the Seeker of Happiness.

В соответствии с требованиями ФГОС очень большое внимание в УМК-10 уделяется развитию социокультурной компетенции. При этом через учебные материалы учащиеся, с одной стороны, приобщаются к культуре и традициям англоязычных стран, а с другой стороны, имеют возможность сопоставить эти феномены с аналогичными явлениями в своей родной стране. Однако, помимо этого, в УМК-10 предлагаются материалы на изучение и обсуждение проблем, имеющих универсальную значимость. К таковым можно отнести как вопросы, связанные с религией и искусством, так и экологические, философские проблемы. Последние включают в себя, например, материалы четвёртой учебной ситуации Man — the Seeker of Happiness. Как замечают современные методисты, при изучении английского языка как языка международного общения в контексте диалога современных культур и цивилизаций в 10—11 классах расширяются возможности включения общеевропейского компонента в социокультурное образование школьников средствами иностранного языка, позволяющего расширить у старшеклассников представления о вкладе англоязычной и российской культур в европейскую и мировую культуры, помочь в определении сходства и различий в европейских культурах, увидеть общеевропейские черты в англоязычной и российской культурах, осознать ценность каждой из них в создании культурного наследия мира.

Таким образом, в УМК-10 происходит расширение объёма знаний о социокультурной специфике англоязычных стран, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, в том числе в ситуациях общения в русле выбранного профиля. Школьники приобретают умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях; развивают умение выделять общее и специфическое в культуре родной страны и стран изучаемого языка.

Новый УМК также нацелен на развитие умений выходить из создавшегося положения при передаче и получении информации в тех случаях, когда учащиеся испытывают нехватку языковых средств, для чего предлагаются задания на развитие компенсаторной компетенции. В УМК-10 значительно большее количество единиц в текстах на чтение и аудирование незнакомо учащимся. Предлагаемые в УМК упражнения составлены так, что в большинстве случаев учащимся приходится самим “вывести” значения незнакомых слов и лишь затем проверить свою догадку.

В УМК-10, так же как и в предыдущих УМК данной серии, происходит дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений. Учащиеся вовлекаются в самостоятельное изучение английского языка, культуры англоязычных и иных стран мира. Выполняя проектные задания, предлагаемые в УМК, а также целый ряд упражнений из учебника, рабочей тетради, учащиеся продолжают развитие учебно-познавательной компетенции, учатся проводить более глубокий анализ фактов английского языка в сравнении с родным (а в случае изучения нескольких иностранных языков — и с ними), используют английский язык в целях самообразования.

Таким образом, в УМК-10 происходит дальнейшее развитие и воспитание школьников средствами английского языка. Учащиеся формируют способности к личностному и профессиональному самоопределению, у них происходит социальная адаптация, появляется активная жизненная позиция гражданина и патриота. Школьники совершенствуют свои способности к самооценке через наблюдение за собственной речью, а также углубляют своё умение сотрудничать друг с другом в процессе межличностного и межкультурного общения. Десятиклассники приобретают опыт творческой деятельности, проектно-исследовательской работы.

В современной методической науке проектным заданиям уделяется большое внимание, и это вполне справедливо. Проектные задания, или проекты, обладают целым рядом преимуществ. Они позволяют учащимся проявить самостоятельность, индивидуальность и творчество, на практике применить свои знания и умения. Кроме того, проектные задания можно выполнять в небольших группах, когда учитель распределяет области ответственности между школьниками. В последнем случае подобная работа приобретает воспитательный характер, учит ответственности, прививает умение работать в команде. Однако проектное задание требует немалых усилий со стороны учителя, который должен не только помочь школьникам в его подготовке, но и организовать презентацию проектов, а также обсудить с учениками результаты выполненной ими работы.

Помощь в подготовке проектных заданий может заключаться:

• в объединении учащихся в группы, где, скорее всего, будут представлены школьники с разным уровнем знаний;

• в советах относительно подходящих источников информации и того, как лучше построить презентацию, какие технические средства использовать и каким образом;

• в непосредственной работе над языком.

Помимо помощи учителя, полезным может оказаться и содействие со стороны родителей и членов семей школьников, которые могут подсказать, как лучше организовать презентацию с технической точки зрения, найти дополнительные источники информации и т. п.

Формулируя проектные задания, авторы особо нацеливают учащихся на использование интернет-ресурсов для получения информации, а также стимулируют их к использованию компьютерных технологий при презентации своих проектов. Некоторое количество ссылок на полезные интернет-ресурсы представлено в учебнике (см. с. 48, 100, 146, 189). Помимо указанных сайтов, можно порекомендовать учащимся обратиться также к следующим интернет-ресурсам:

1) по учебной ситуации Man the Creator:

http://www.artlex.com

2) по учебной ситуации Man the Believer:

http://en.wikipedia.org/wiki/Catholicism

http://www.catholicismseries.com

http://www.catholic.org

3) по учебной ситуации Man — the Child of Nature:

http://www.ecology.com

http://en.wikipedia.org/wiki/Conservation_area

http://www.bbc.co.uk/nature/wildlife

http://www.nsf.gov/news/special_reports/disasters

http://en.wikipedia.org/wiki/Disaster

4) по учебной ситуации Man — the Seeker of Happiness:

http://www.psychologytoday.com/basics/happiness

Но это не значит, что следует ограничиться только интернет-ресурсами. Также было бы полезно обратить внимание школьников на энциклопедии и энциклопедические словари, такие проверенные временем издания, как “Британская энциклопедия”, “Американская энциклопедия”. При этом нельзя забывать, что проектные задания — это индивидуальная творческая работа и главное слово здесь остаётся за самими школьниками.

После презентации проектных работ должен состояться разговор, в котором им будет дана оценка. При этом важно, чтобы сами старшеклассники высказывали своё мнение о том, что получилось лучше, а что хуже, что было особенно интересным и полезным, каких ошибок не следует допускать в будущем. Такая беседа должна давать школьникам позитивный настрой на работу, а любые, даже небольшие успехи учащихся следует отмечать.

В целом, говоря об оценке и самооценке, нужно помнить, что они занимают важное место в современном учебном процессе. Так, было бы правильно, если бы при завершении работы над каждым из разделов учебника учитель выделил несколько минут для того, чтобы школьники посмотрели на пройденный материал в ретроспективе, вспомнили языковые явления, которые они изучили и повторили, темы, которые они обсуждали, выполненные ими задания и проанализировали этот учебный материал. Давая ему оценку, учащиеся могут отметить, насколько он был полезен и интересен, что нового они узнали и как этими новыми знаниями можно воспользоваться.

Подведение итогов также предполагает и анализ школьниками собственной работы: что удалось, в чём наметился прогресс, а над чем следует ещё поработать.

Естественно, что очень большая часть заданий предлагается в формате ЕГЭ (все они маркированы символом NEF — National Examination Format), так как по окончании курса полного общего среднего образования одиннадцатиклассникам предстоит сдавать соответствующий экзамен. Все виды заданий, которые могут быть предложены учащимся во время проведения государственной итоговой аттестации по окончании средней школы, включены в учебник для 10 класса и рабочую тетрадь. Они тематически связаны с содержанием учебных ситуаций и охватывают все виды речевой деятельности, которые подлежат проверке.

В процессе обучения английскому языку по УМК-10 решаются задачи практического владения языком, так как они самым тесным образом связаны с воспитательными и общеобразовательными задачами. Но, владея английским языком на должном уровне, учащиеся также приобретают умение разнообразить средства выражения своих мыслей через адекватное употребление различных синонимических единиц, перифраз и т. д. Данные умения оказывают определённое воздействие на мыслительные процессы, развивают речевые способности учащихся и на родном языке. Фактически, изучая английский язык, школьники приобретают возможность лучше понимать родной язык. Они тренируют память, расширяют свой кругозор, развивают познавательные способности, формируют навыки работы с различными видами текстов.

Согласно современным воззрениям на обучение иностранным языкам в школе, всё большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умения иноязычного речевого общения. Именно в этом русле и происходит обучение по предлагаемому УМК.

Рабочая тетрадь является неотъемлемым компонентом УМК-10. Она состоит из четырёх разделов, тематически совпадающих с соответствующими учебными ситуациями учебника. Каждый раздел рабочей тетради начинается с двух заданий на аудирование и задания на чтение, которые составлены в формате ЕГЭ. Авторами также разработана система лексико-грамматических заданий, преимущественно на словообразование и словоизменение, которые способствуют тренировке и усвоению определённых явлений языка и подготовке учащихся к выполнению заданий в формате ЕГЭ секции “Грамматика и лексика”.

Важным компонентом УМК является сборник контрольных заданий. Он содержит упражнения, направленные на проверку знания учащимися лексического и грамматического материала учебника, а также на проверку уровня сформированности когнитивных способностей и коммуникативных навыков школьников.

Пособие призвано облегчить методическую организацию подготовки выпускников к сдаче устной и письменной части ЕГЭ. Тематически сборник совпадает с учебными ситуациями учебника и содержит упражнения по всем видам речевой деятельности (письмо, чтение, говорение и аудирование). Все задания представлены в формате ЕГЭ и в соответствии с демоверсией экзамена.

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника, созданная АО “Издательство “Просвещение”, представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

ЭФУ представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

ЭФУ представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя.

Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение “Учебник цифрового века”. Скачать приложение можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства.

Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника, обширную базу мультимедиа-контента. ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок.

Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку, для проведения внеурочных мероприятий.

Рекомендации по развитию у учащихся компетенции в области использования информационных технологий (ИКТ-компетенции)

В современном мире освоение новых знаний в полном объёме невозможно без активного использования учащимися информационных технологий. Для этого необходимо сформировать у школьников соответствующую компетенцию. Чем чаще учащиеся будут использовать новые технологические возможности, тем полнее будет сформирована у них указанная компетенция, и тем успешнее будет осуществляться процесс получения знаний.

Применение информационных технологий в процессе овладения иностранными языками, безусловно, интенсифицирует процесс обучения и делает его более привлекательным для современных школьников. Школьники XXI века достаточно свободно владеют компьютерными технологиями. Это привычная для них среда, а потому, используя современные технические разработки, они могут более эффективно достигать требуемых ФГОС предметных результатов.

Кроме того, внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс значительно способствует достижению учащимися запланированных метапредметных результатов, формированию у них универсальных учебных действий. Информационно-коммуникационная компетенция облегчает выход учащихся в информационное пространство, что является важнейшим условием достижения ими личностных результатов. Школьники активно включаются в процесс обучения в целом. Использование компьютерных технологий углубляет их саморазвитие, усиливает мотивацию, интерес к предметным знаниям. Всё это влияет на ценностно-смысловые установки, социокультурную компетенцию, личностные качества, индивидуально-личностную и гражданскую позиции учащихся.

Учителю следует руководствоваться принципами преемственности не только в плане подачи лингвистических и филологических знаний, но также и в вопросе формирования у учащихся ИКТ-компетенции. К концу образовательного курса в основной школе девятиклассники не только владеют компьютером и приложениями к нему, включая коммуникативную деятельность в Интернете, но и могут применить ИКТ-умения в учебно-познавательных целях. Они могут использовать электронные тренажёры, вносить изменения в текст с помощью текстового редактора, находить в Интернете нужную информацию, работать с редактором презентаций, рассказывать о результатах своих проектов с помощью интерактивной доски или мультимедийного проектора, участвовать в групповом учебном взаимодействии. Они могут также выполнять языковые тесты на интерактивной доске или персональном компьютере.

ИКТ-умения выпускников старшей школы обеспечиваются системной и систематической работой на материале УМК данной линии. Эти умения необходимы учащимся для развития у них коммуникативной компетенции и достижения требуемых ФГОС результатов.

Для повышения уровня осознанности и последовательности педагогических действий и повышения педагогической целесообразности использования ИКТ следует распознавать элементы ИКТ-компетенции школьников, формируемые, в том числе, в процессе обучения иностранному языку по данному УМК.

В ходе обучения учащиеся старшей школы должны продолжить развитие умений:

• работать с пакетом прикладных программ Microsoft Office, Internet Explorer (или любого другого браузера);

• использовать расширенные возможности информационного поиска в Интернете;

• создавать гипермедиа-сообщения, различные письменные сообщения, соблюдая правила оформления текста;

• принимать участие в обсуждениях на форумах, в чатах и т. п. на иностранном языке;

• использовать программы для обмена мгновенными сообщениями, голосовыми сообщениями, делать видеозвонки на иностранном языке.

При поиске и передаче информации:

• выделять ключевые слова для информационного поиска;

• самостоятельно находить информацию в информационном поле;

• организовывать поиск в Интернете с применением различных поисковых механизмов;

• анализировать и систематизировать информацию, выделять в тексте главное, самостоятельно делать выводы и обобщения на основе полученной информации.

При презентации выполненных работ:

• составлять тезисы выступления;

• использовать различные средства наглядности при выступлении;

• подбирать соответствующий материал для создания информационного продукта, представленного в различных видах;

• оформлять информационный продукт в виде компьютерной презентации средствами программы Microsoft PowerPoint.

Во время сотрудничества и коммуникации:

• представлять собственный информационный продукт;

• работать с любым партнёром (учитель, другой учащийся);

• отстаивать собственную точку зрения.

Учащиеся также должны быть знакомы с правилами безопасного использования средств ИКТ и Интернета, осведомлены о недопустимости контактов с незнакомыми лицами и необходимости хранить в тайне конфиденциальную информацию о себе и своей семье.

Учебно-методические комплекты нового поколения данной линии направлены на формирование готовности российских школьников к активной и продуктивной деятельности в глобальном информационном пространстве. В них последовательно реализуются требования ФГОС к формированию ИКТ-компетенции у обучающихся как метапредметного результата освоения основной образовательной программы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]