Unit One periods 1—42 - Man the Creator - Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями

Английский язык - Книга для учителя 10 класс - Углублённый уровень - О. В. Афанасьева - 2017 год

Unit One periods 1—42 - Man the Creator - Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями

Материал первого полугодия в 10 классе рассчитан на 85 учебных часов (periods), по пять учебных часов в неделю. УМК-10 предлагает учащимся на этот период времени две учебные ситуации — Unit One. Man the Creator; Unit Two. Man the Believer. Изучение каждой учебной ситуации завершается написанием контрольной работы, на которую отводится отдельное занятие. Кроме этого, предполагается, что параллельно учитель проводит с учащимися четыре занятия по домашнему чтению, время и пособие для которых он выбирает по своему усмотрению.

Учебная ситуация. Man the Creator

Unit One periods 1—42

Первый блок учебника Man the Creator посвящён созидательной деятельности человека в области изобразительных искусств. Здесь учащиеся знакомятся с тем, как на изучаемом иностранном языке можно обсуждать вопросы, связанные с живописью, скульптурой, фотографией. Заметим, что в данной линии УМК указанная тема поднимается впервые.

Блок начинается с небольшого вступительного текста, посвящённого изобразительному искусству, в котором в самом общем виде затрагиваются вопросы становления живописи. Учащимся предлагается определение изобразительного искусства, они знакомятся с причинами, которые приводят к созданию произведений искусства, и с ролью изобразительного искусства в обществе. Данный материал можно использовать для неподготовленного чтения в классе или задать его на дом для ознакомления и обсуждать в классе уже знакомый материал. При этом учителю обязательно следует остановиться на полисемантичном слове art. Учащиеся знакомы с данной единицей в значении искусство, умение, ремесло, они знают словосочетания a work of art(произведение искусства); fine arts (изящные/изобразительные искусства); applied art (прикладное искусство), а также the arts (гуманитарные науки). Тем не менее используемое во введении имя существительное art в значении изобразительное искусство может быть неизвестно учащимся. Учителю следует либо попросить учеников вывести значение субстантива art из контекста, либо, в более слабых группах, предварить задание своим объяснением. Возможным иллюстративным примером для объяснения может послужить предложение He prefers art to music (Он предпочитает изобразительное искусство музыке).

Следующее за текстом введения упражнение 1 имеет своей целью обсудить основные положения, которые учащимся известны по данной теме. При этом авторы постоянно апеллируют к собственному опыту учащихся. С одной стороны, это попытка получить “поверхностный срез” их знаний об изобразительном искусстве, его проблемах с точки зрения учащихся, выяснить, насколько живопись, скульптура значимы, интересны для них. С другой стороны, подобное обсуждение даёт возможность учителю провести некое повторение уже известного учащимся лексического материала по обсуждаемой тематике. Если некоторые из лексических единиц, используемых в первом упражнении, незнакомы учащимся (landscape, seascape), их можно ввести по ходу обсуждения вопросов. Такие же единицы, как visual arts, genre (учителю следует уточнить произношение слова ), portraitist, landscapist, seascapist, предлагаются учащимся на развитие языковой догадки.

Упражнение 2 даёт возможность учащимся вспомнить или ознакомиться с лучшими работами известных художников и скульпторов, а также с индивидуальными особенностями стиля того или иного мастера.

Как указывалось раньше, каждый блок данного учебника структурно поделён на составляющие, ориентированные на виды речевой деятельности. Первой из них выступает аудирование, LISTENING COMPREHENSION, включающее в себя три текста, предназначенные для прослушивания. Все они предлагаются учащимся в формате ЕГЭ (напомним, что упражнения подобного рода помечены значком NEF — National Examination Format).

Первый текст (упр. 3) знакомит учащихся с краткими описаниями жизни и творчества великих мастеров прошлого: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Клода Моне, Ван Гога и Рембрандта. Задание предполагает установление соответствия между звучащим текстом, посвящённым тому или иному художнику, и определёнными их характеристиками, упомянутыми в начале упражнения списком (а—e). Учащимся рекомендуется внимательно прочитать этот список и, слушая запись, которая должна прозвучать дважды, вычленить нужную информацию из услышанного. Если учащиеся не очень удачно выполняют задания подобного рода, учителю следует проанализировать звучащий текст, показать, каким образом, например, в тексте, посвящённом Леонардо да Винчи, говорится о том, что он был не только живописцем, а в тексте о Микеланджело о том, как он создавал фрески в католической церкви, расписывая капеллу в Ватикане, и т. д.

Однако, если учащиеся в 8 и 9 классах школы занимались по УМК данной линии, то с заданиями на аудирование в формате ЕГЭ они должны быть хорошо знакомы.

Послетекстовое упражнение 4 предлагает учащимся поговорить о вышеупомянутых художниках и их произведениях, репродукции которых помещены на страницах учебника. При выполнении пункта b) этого задания учащиеся знакомятся с новым для них словосочетанием still life — натюрморт (множественное число still lifes). Возможно, учителю потребуется пояснить термин genrepainting — картина на бытовые темы, жанровая живопись.

Выполняя упражнение 5, учащиеся должны прослушать текст, посвящённый творчеству Эдгара Дега, и решить, какие из утверждений верны, какие нет, а о каких фактах в тексте вовсе не упоминалось. Последний момент может вызвать некоторые затруднения у учащихся, так как определённые утверждения, предлагаемые в заданиях подобного типа, отражают реальные факты, однако о них ничего не говорится в звучащем тексте. Соответственно эти утверждения, заданные списком в упражнении, следует подвести под категорию Not mentioned in the text. Учителю при необходимости следует пояснить подобные моменты. Возможно, потребуется дополнительное третье прослушивание. Повторимся, однако, что для тех учеников, которые занимаются по этой линии УМК не первый год, подобные задания вряд ли будут представлять особые сложности.

Выполнение упражнения 6 предполагает проведение мини-дискуссии, во время которой учащимся предстоит найти ответ на вопрос: “Всегда ли произведения искусства должны быть привлекательными?” Думается, в определённой степени ответ на этот вопрос заложен в прослушанном тексте Ballet Dancers. Очень хотелось бы, чтобы, говоря об эмоциональном воздействии картин на зрителя, учащиеся приводили конкретные примеры. Так, например, знаменитая картина Пабло Пикассо Guernica (a criticism of war and fascism) вряд ли может быть отнесена к “красивым картинам”, однако воздействие её на зрителя весьма значительно. Картина заставляет увидеть ужасы войны, её разрушительную силу, приводящую мир к хаосу.

Последний текст на аудирование этого блока (упр. 7) предполагает полное понимание прослушанного текста. Учащиеся, прослушав текст, должны выполнить послетекстовое задание с выбором правильного ответа из трёх предложенных. Желательно, чтобы учащиеся не просто сделали правильный выбор, а пояснили, почему, на их взгляд, их выбор является верным, а два других предлагаемых варианта для завершения предложения — нет.

После выполнения задания можно попросить учащихся найти материал о Зинаиде Серебряковой, приготовить сообщения о её жизни и творчестве, так как имя этой замечательной русской художницы может быть известно лишь немногим учащимся. Желательно, чтобы на уроке были показаны слайды или репродукции её картин. Если у учащихся есть затруднения с поиском необходимого материала для сообщений, учитель может посоветовать им воспользоваться данными, приводимыми в разделе Справочный материал (с. 139—142) книги для учителя, информацией, которая содержится в различных изданиях по искусству на английском языке, или же обратиться к соответствующим сайтам в Интернете (например, www.wikipedia.org).

Второй раздел этого блока — READING — посвящён чтению. Задания на этот вид речевой деятельности во многих случаях также созданы в формате ЕГЭ. В учебной ситуации Man the Creatorпервое из них (упр. 9) состоит в том, что учащимся нужно прочитать предлагаемый текст с пробелами и заполнить их словосочетаниями, которые даны списком в начале упражнения.

Обучая десятиклассников выполнять задания подобного рода, необходимо объяснить им, каким образом следует заполнять пробелы в тексте, обращая внимание, с одной стороны, на содержание, а с другой — на формальные показатели. Например, можно обсудить с учащимися, какая часть речи может быть употреблена в конкретном месте (так, пробел 1 позволяет использовать только имя существительное), управление каким предлогом типично для того или иного глагола, существительного, прилагательного и т. д. (так, пробел 9 требует употребления предлога from после глагола to cut away (unwanted material).

Предлагаемый на данный вид чтения текст Handmade Beauty заслуживает, на взгляд авторов, более детальной работы с ним, так как в нём излагаются основы создания живописных произведений. Учащиеся найдут в тексте немало слов, с которыми они могли не встречаться до настоящего времени. Для выполнения упражнения 9 незнание этих слов помехой не является. А вот упражнение 10 предлагает учащимся вернуться к уже прочитанному тексту и поработать с его лексикой, так как встречающиеся в тексте единицы будут очень нужны для обсуждения проблем затрагиваемой в первом блоке учебника тематики. При этом значительное их число войдёт в так называемый Topical Vocabulary, работа над которым активно ведётся в середине первой учебной ситуации. Таким образом, предлагаемый в упражнении 9 текст многофункционален, а наращивание лексики для работы над выбранной темой происходит постепенно.

Позволим себе напомнить учителям, что по УМК-10 занимаются учащиеся, которые изучают английский язык уже девятый год, и пополнение их лексикона при 5 часах языка в неделю в средней школе осуществлялось весьма активно. К началу 10 класса у учащихся уже должен быть сформирован достаточно обширный лексический запас как для активного владения, так и для узнавания. Незнакомые же единицы, которые будут встречаться десятиклассникам в аутентичных текстах (а именно таковыми являются все тексты учебника для 10 класса), следует отрабатывать, обращаясь к англо-русскому или, что предпочтительнее, англо-английскому толковому словарю.

Завершается работа над текстом Handmade Beauty упражнением 11, в котором учащиеся, отвечая на предлагаемые вопросы, обсуждают разную технику создания произведений изобразительного искусства, различные жанры картин, историю возникновения красок. Здесь же затрагиваются вопросы, связанные с различной техникой создания скульптур. Думается, что к ответу на некоторые вопросы учащимся следует подготовиться заранее. К такого рода вопросам, которые следует специально обдумать, относятся те, что связаны с творчеством художников определённого жанра, скульпторов, а также с их произведениями.

Второй текст на чтение в формате ЕГЭ называется Old and New Art. Он посвящён различным направлениям живописи. Учащимся предлагается установить соответствие между наименованиями различных направлений изобразительного искусства (а—g) и описаниями картин (1—7), репродукции которых расположены на с. 15 учебника. Формат выполнения подобных заданий хорошо известен учащимся по УМК-8 и УМК-9 и вряд ли может вызвать у них сложности.

В упражнении 13 предлагаются описания двух картин. Это “Три музыканта” Пабло Пикассо и “Импровизация №26” (“Гребля”) Василия Кандинского. Учащимся предлагается вычленить из этих текстов те словосочетания, которые могут помочь при описании иллюстраций на с. 15 учебника. К подобным лексическим единицам можно отнести следующие:

Text A.

1. This colourful picture shows ...

2. On the left there is ... (sb doing sth)

3. In the middle is ...

4. ... stands on the right.

5. In many ways this is a (an) ... picture.

6. The shapes are ...

7. It is hard (easy) to tell where one thing stops and another starts.

8. The space looks ...

Text B.

1. At first glance ...

2. The painting seems (doesn’t seem) to be ...

3. The picture looks like ...

4. ... a colourful pattern made up by ...

5. If you look closely ...

6. The picture contains clues to (about) ...

7. ... to make out sth.

8. ... to hint at sth.

9. ... dramatic splashes of colour, suggesting ...

10. ... (an) equally colourful sth.

Поскольку подобное задание выполняется учащимися впервые, учителю целесообразно составить собственное описание какой-либо картины, где бы употреблялись вышеприведённые сочетания, и предложить его своим ученикам в виде образца.

Завершается раздел READING текстом The Picture, задание к которому также составлено в знакомом учащимся формате, приближенном к формату ЕГЭ. Отличие заключается в том, что в упражнении 14 ученики должны, прочитав текст, сделать выбор в послетекстовом задании из трёх, а не из четырёх предложенных вариантов, что предполагается форматом ЕГЭ.

Учащиеся должны представлять себе все детали текста, а потому новые для них слова им следует посмотреть в словаре. Упражнения 15 и 16 завершают работу над этим разделом и помогают учащимся сконцентрировать своё внимание на важной для обсуждения текста лексике, которая понадобится в упражнении 17.

Как уже отмечалось выше, именно в подобных текстах на чтение, рассчитанных на полное понимание прочитанного, учащиеся впервые встречаются с лексикой, которая будет детально анализироваться учащимися в разделе USE OF ENGLISH (подраздел Vocabulary) и изучаться в качестве активной. Большинство из новых слов являются многозначными. Упражнение 18 предполагает ознакомление учеников с семантической структурой этих слов. Здесь же учащиеся встречаются с типичной сочетаемостью изучаемых единиц и их употреблением в реальных контекстах. Для активного усвоения учащимся предлагается ряд слов, часть из которых относится к стилистически маркированной, так называемой книжной лексике.

Упражнения 19—24 помогут учащимся правильно пользоваться новой лексикой в речи. Внимание учащихся здесь направлено на корректное употребление предлогов, возможность использования иных средств выражения, включающих новую лексику для передачи сходного содержания, и т. д. Так, например, особого внимания требует структура to arrange for sb/sth to dosth (устроить так, чтобы кто- либо/что-либо выполнили какое-то действие). Возможно, одного примера, предложенного в упражнении 18, учащимся будет недостаточно для понимания структуры. В этом случае можно обратиться к таким примерам: I’d be very grateful if you could arrange for this work to be carried out. Please arrange for Tom to arrive at school on time. Please arrange for the twins to be looked after while we are away.

Особое внимание учителя хочется обратить на рубрику Words not to be confused (здесь упр. 22). В неё включены пары слов, которые часто используются одно вместо другого и вызывают определённые сложности при их употреблении. Это прежде всего слова-синонимы, тонкие различия между которыми не всегда известны учащимся (ср.: shadow/shade; lump/piece) и слова типа victim и sacrifice, которые синонимами не являются, но переводятся на русский язык одинаково (в данном случае — жертва). В эту рубрику также включены и совершенно различные по своей семантике слова, которые часто путаются учащимися в силу их фонетического сходства (discord/accord; affect/effect; affectation/affection). Наиболее сложные случаи различий в упражнении объясняются авторами. С остальными парами ученикам предлагается поработать самостоятельно со словарём и выявить различия между единицами, составляющими каждую пару. Учителю следует обязательно проговорить с учащимися различия между упомянутыми словами. Так, например, предлагаемые единицы victim и sacrifice различны по своей семантике. (Victim — a person, animal or thing that suffers pain, death, harm, destruction. Somebody or something becomes a victim as a result of other people’s actions, or of illness, bad luck, etc.) Иными словами, victim — это тот, кто пострадал или погиб от какого-либо несчастья, стихийного бедствия; тот, кто подвергся страданиям, неприятностям и т. п. вследствие чего-либо. Sacrifice — это добровольный отказ, отречение в пользу кого-либо или чего-либо, самопожертвование или же предметы (животное, обычно убиваемое), приносимые в дар божеству по обрядам некоторых религий. (Sacrifice — loss or giving up of something of value, especially for what is believed to be a good purpose or (a) religious offering to God (or a god), in the hope of gaining favour or preventing something bad from happening, especially of an animal by killing it in a ceremony.)

Установить различия между словами discord и accord очень просто. Достаточно заглянуть в словарь. Если discord — это разногласие, разлад, раздор, диссонанс, то accord — это согласие, соглашение. Последнее часто употребляется в словосочетании to be in accord with sth (быть в согласии с чем-то).

Часто учащиеся заменяют слово affect на effect и наоборот, равно как путают существительные affectation и affection.

Первая пара включает в себя единицы различной частеречной принадлежности.

I. affect — глагол, имеющий значение 1) действовать на кого-либо, влиять 2) затрагивать, касаться. The climate affected his health. Everyone is affected by the rise in prices.

II. effect — имя существительное, обозначающее 1) результат 2) впечатление, эффект.

Вторая пара — affectation и affection — включает в себя два имени существительных, первое из которых обозначает притворство, аффектацию, искусственность, а второе (affection) — привязанность к кому-либо/чему-либо, любовь.

Выполнение упражнения 23 даст возможность десятиклассникам потренироваться в использовании подобных единиц.

Упражнение 24 предлагает учащимся схему, в которой показано, какие средства выражения можно использовать в английском языке, чтобы передать идею “небольшой части чего-либо”. Как и в русском языке, они весьма разнообразны — крошка торта (a crumb of cake), долька апельсина (a segment of orange), плитка шоколада (a bar of chocolate), щепотка соли (a pinch of salt), ломтик хлеба (a slice of bread), ломтик бекона (a rasher of bacon), кусочек или долька шоколада (a square of chocolate) и т. д. Схема предлагает различные варианты лексических единиц, которые в определённых контекстах могут до какой-то степени выступать синонимами субстантива piece (кусок, кусочек). Учащиеся, выполняя это упражнение, должны будут поработать со словарём, чтобы найти соответствующие русские эквиваленты. Можно обратить внимание учеников на тот факт, что в некоторых случаях русские аналоги будут состоять из одного слова — agrain of sand (песчинка), a speck of dust (пылинка), a flake of snow (снежинка), a scrap of cloth (лоскут); в некоторых — равняться словосочетанию: a scrap of paper (клочок бумаги), a grain ofsalt (кристалл соли), a slab of cake (кусочек торта). Важно, чтобы учащиеся отличали большие куски материалов (chunk, lump, clod, block) и маленькие (bit, slice, rasher, segment, etc.), которые, в свою очередь, могут, обладая небольшим размером, отличаться ещё по толщине и/или конфигурации (slice, rasher, segment, square, flake). В этих случаях учащимся следует просто запомнить эти словосочетания.

Работа над вокабуляром в каждом блоке учебника включает задания на образование новых слов различными способами, что является основным источником пополнения словарного состава современного английского языка. Со многими способами образования новых слов учащиеся знакомы. Это конверсия, словосложение, деривация. Многие деривационные модели учащиеся хорошо знают, однако образование сложных прилагательных, являющихся результатом объединения двух словообразовательных процессов — деривации и словосложения, ещё не было предметом изучения в данной линии УМК. Материал в рамке Focus on Word-Building на с. 25 иллюстрирует три возможные модели образования подобных лексических единиц, а упражнения 25, 26 дают возможность учащимся потренироваться в образовании подобных слов. Учителю рекомендуется обратить внимание на правописание вновь образованных единиц — почти все они пишутся через дефис.

В упражнении 26 (в формате ЕГЭ) учащиеся должны закончить текст о творчестве двух художников — Уистлера и Тёрнера — словами, образованными от корневых морфем, расположенных справа от текста. С подобными заданиями учащиеся регулярно встречаются, начиная с УМК-6, поэтому их выполнение не должно представлять для них каких-либо сложностей. По желанию учителя можно обратиться к творчеству данных художников и попросить десятиклассников приготовить небольшие сообщения об их самых известных произведениях или сравнить их работы с пейзажами, которые обсуждались в классе ранее. Краткая информация об этих живописцах представлена в разделе Справочный материал книги для учителя на с. 144—145 и 150.

Завершает подраздел Vocabulary рубрика Phrasal Verb, иллюстрирующая различные случаи употребления фразовых глаголов с ядром to die и разными послелогами, а также упражнения 27 и 28, выполняя которые старшеклассники учатся правильно использовать их в речи.

Подраздел Grammar раздела USE OF ENGLISH посвящён грамматике. Как указывалось выше, он включает в себя как упражнения на повторение определённых грамматических явлений, так и упражнения, помогающие потренироваться в употреблении нового грамматического материала. В рамках первой учебной ситуации внимание уделяется таким грамматическим категориям, как местоимение и имя существительное. Упражнения 29—31 дают возможность учащимся вспомнить личные, притяжательные и возвратные местоимения. Отметим, что повторение уже изученного грамматического материала в заданиях осуществляется как на уровне отдельного предложения, так и на уровне целого связного текста.

Новым материалом для изучения является неопределённо-личное местоимение one. Материал в рамке на с. 30 учебника иллюстрирует возможные случаи употребления этого местоимения в различных контекстах, а также показывает, в каких случаях one/ones могут реально замещать субстантивы в высказывании (соответственно исчисляемые имена существительные в единственном (one) и множественном (ones) числе), а в каких нет (неисчисляемые субстантивы). При введении нового материала, касающегося местоимения one, предлагаются альтернативные средства выражения значения любой, всякий (например, you). Так, можно выразить одну и ту же мысль по-разному. Ср.:

a) If one exercises every day, one will feel a lot better.

b) If you exercise every day, you’ll feel a lot better.

Однако во втором случае высказывание звучит менее формально. Упражнения 32, 33 дают возможность учащимся потренироваться в употреблении местоимения one.

Повторение категории имени существительного происходит в упражнениях на образование множественного числа, использование артиклей, установление сочетаемости определённой группы субстантивов с соответствующими глагольными формами (ср.: potatoes — are, police — are), указательными местоимениями (this information, this watch, these clothes), а также различными значениями одного и того же имени существительного в единственном и множественном числе (paper, papers). Все эти моменты являются источником постоянных ошибок у русскоговорящей аудитории, так как интерференция родного языка оказывается весьма ощутимой даже на столь продвинутом этапе обучения.

Наиболее желательно при выполнении упражнений на повторение анализировать сделанные ошибки, а затем напоминать учащимся уже известный материал, акцентируя их внимание на тех моментах, которые нуждаются в корректировке. Данный способ повторения целесообразно предлагать в достаточно продвинутых в языковом отношении группах.

Если же учащиеся имеют достаточно слабый уровень владения языком, представляется более разумным сначала напомнить им, например, как образуется множественное число большинства субстантивов (-s/-es) в английском языке и как произносятся данные словоизменительные морфемы, как меняется написание имени существительного во множественном числе, если в единственном оно заканчивается на:

a) -f; leaf — leaves

b) -o; potato — potatoes

c) -y с предшествующей согласной; berry — berries

d) -ch, -sh, -x и т. д.; box — boxes, bench — benches

Затем следует перейти к специальным случаям образования множественного числа типа:

a) sister-in-law/sisters-in-law

b) ox — oxen, fish — fish, deer — deer

c) cactus — cactuses/cacti, etc.

И лишь потом попросить учащихся выполнить упражнение 34 и следующие за ним задания на повторение (упр. 35—37).

Безусловно, желательно не просто проверить правильность выполненных упражнений 35, 36, а попросить у учащихся объяснения, комментария по поводу того, почему они предлагают тот или иной вариант. В случае если учащиеся затрудняются дать правильный ответ, им следует напомнить существующие правила. Особое внимание следует уделить таким неисчисляемым существительным, как weather, information, progress, advice, money, news, которые не употребляются с неопределённым артиклем и согласуются с глаголом в единственном числе, хотя многие из них имеют аналог в родном языке в форме множественного числа (ср.: сведения, советы, деньги, новости и т. д.). Необходимо также сделать акцент на том, что в речи подобные слова заменяются местоимением it. Важно также напомнить учащимся, что такие английские существительные, как морковь (carrots), картофель (potatoes) и т. д., в английском языке имеют форму множественного числа, так как эти имена существительные исчисляемые. Лексические единицы a potato, a carrot обозначают один корнеплод.

В учебнике имеется только одно упражнение на повторение употребления артикля с существительными (упр. 36). Однако рабочая тетрадь содержит много заданий на использование артиклей. Заметим, что использование этой категории лексики всегда является источником ошибок русскоговорящих учащихся (так как в русском языке категория определённости/неопределённости выражается лексически). Именно данный факт вызывает необходимость уделять особое внимание упражнениям на использование артиклей на занятиях в течение всего года1. Пояснения к новому грамматическому материалу учащиеся могут найти в конце учебника в разделе Grammar Reference (см. с. 190—198). Естественно, что и учебник, и рабочая тетрадь предлагают учащимся задания на тренировку данного материала.

Раздел SPEAKING во всех блоках учебника построен по одному принципу и содержит различные задания на развитие устной речи учащихся. Часть из них предлагается в формате ЕГЭ. Например, упражнение 46, где учащимся предлагается разыграть диалог, во время которого нужно из четырёх предложенных выставок выбрать для посещения только одну, обсудив всевозможные варианты, и обосновать свой выбор. Такого рода задания уже предлагались учащимся в учебнике для 9 класса. Тем не менее в упражнениях этого раздела излагаются подробные инструкции для выполнения подобных заданий. Думается, что в начале нового учебного года десятиклассникам следует напомнить, как их выполнять. Здесь важно заострить внимание учащихся на том, что им необходимо обсудить все возможности без исключения и, отвергнув три из них, найти оптимальный вариант для обоих участников диалога.

Упражнение на развитие монологической речи тоже представлено в формате ЕГЭ (упр. 43). Пытаясь дать описание упомянутых в упражнении картин из собрания Лондонской национальной галереи, учащиеся должны включить в своё высказывание несколько слов о сюжете, композиции, цветовой гамме и т. д. описываемой картины. Эти моменты указаны в задании к упражнению. Учителю важно помочь учащимся выработать умение включать в описание все параметры, заданные списком в упражнении, так как от этого в большой степени зависит правильность выполнения задания.

Раздел SPEAKING начинается с упражнения 40, включающего в себя вопросы общего плана, тематически связанные с проблемами восприятия и создания живописных художественных произведений. Они фактически являются своеобразным зачином дискуссии, небольшим введением в тему. Естественно, что для обсуждения художественных произведений учащимся нужна определённая лексика, которая вводится в эту часть урока в виде специального словника (рубрика Topical Vocabulary, упр. 42). То, как новые слова по теме предлагаются в этом упражнении, не является чем-то непривычным для учащихся, которые работали по УМК данной линии ранее. Похожим образом они знакомились с тематическим вокабуляром в УМК-7, УМК-8 и УМК-9, после чего отрабатывали его в упражнениях. Аналогичным образом предполагается работать над говорением и в 10 классе.

Пожалуй, определённым нововведением в учебнике для 10 класса следует считать имеющиеся в этом разделе тексты. Здесь их три (упр. 41, 45, 47). Каждый из них, с одной стороны, представляет собой отправную точку, некую базу для высказывания учащихся, а с другой — служит своеобразной моделью построения высказывания. Так, небольшой текст (упр. 41), посвящённый картине “Подсолнухи” Ван Гога, показывает учащимся, на какие детали картины можно обратить внимание при описании натюрморта, какие средства выражения (слова, словосочетания, структуры и т. д.) использует здесь автор, анализируя художественное полотно, и то, как он это делает. После прочтения текста учащиеся предлагают свои варианты его названия и, возможно, выбирают лучший из предложенных. Критериями в этом случае могут служить яркость заголовка, так как он должен привлечь внимание читателя, лексическая и грамматическая корректность формулировки, а главное то, насколько правильно он отражает содержание текста. Текст упражнения 45 даёт десятиклассникам образец, по которому можно построить своё высказывание, посвящённое жизни и деятельности художника. Упражнение 47 не просто знакомит учащихся с фотографией как видом искусства, а предлагает им подумать, действительно ли она является таковым, а потом можно организовать диспут на тему, считать ли фотографию видом искусства, рассмотрев положения за и против.

Завершает данный раздел первой учебной ситуации упражнение 49, в котором от учащихся ожидается комментарий по поводу известного высказывания Джона Китса, посвящённого красоте, как рукотворной, так и природной. В данном случае хотелось бы услышать мнение учащихся прежде всего по поводу произведений искусства. При этом можно затронуть вопрос о том, всегда ли произведение искусства представляет собой, по выражению Китса, a thing of beauty, верно ли то, что притягательная сила шедевра или просто красивой вещи возрастает с годами, правда ли то, что красота не исчезает.

Подчеркнём, что задания на говорение фактически встречаются на протяжении всей учебной ситуации (разделы LISTENING COMPREHENSION, READING, SPEAKING), что представляется весьма оправданным на завершающем этапе обучения.

Очередной раздел каждой учебной ситуации посвящён творческому письму CREATIVE WRITING. Начало работы над этим видом речевой деятельности было положено в учебнике для 9 класса, где учащиеся были ознакомлены с тем, как следует создавать на письме произведения небольшого объёма.

Предполагается, что в 10 классе старшеклассники будут учиться писать более пространные произведения, состоящие из нескольких абзацев и посвящённые прежде всего собственно описаниям (descriptions), а также повествованиям (narrations).

В рамках первой учебной ситуации учащиеся знакомятся с тем, что такое описание и как, по каким правилам следует его строить на письме (упр. 50). Здесь же им предлагается информация о том, какие детали следует вводить в описание, какими стратегиями пользоваться, создавая описания человека или какого-либо предмета. Так, в первом случае правильным порядком введения деталей в описание можно считать порядок “с головы до ног” (а не наоборот), в то время как описание дерева или здания более естественно начинать с основания. Если же перед учащимися стоит задача подготовить описание комнаты, то следует начинать с общего впечатления, которое она производит, и лишь затем переходить к деталям, причём более правильным порядком описания будет введение деталей от двери по кругу, слева направо. Точно так же более естественно упомянуть сначала то, что находится на переднем плане, и лишь затем переходить к заднему. Если нужно предложить описание того, что находится внутри и снаружи, предпочтительнее начинать с первого. Учитель может заметить, что эти правила продиктованы естественным порядком вещей. Именно так обычно люди воспринимают объекты, глядя на них.

Задания на развитие навыков творческого письма предлагают готовые образцы описаний, созданные на основе изложенных правил (упр. 51), и их анализ (упр. 54), а также собственно задания на тренировку создания письменных описаний (упр. 52, 53).

Раздел MISCELLANEOUS является необходимым компонентом во всех четырёх блоках учебника. Он построен однотипно и включает в себя четыре-пять заданий. Здесь учащиеся найдут стихи, песни, высказывания великих людей по темам учебных ситуаций и пр. Особое внимание учителю следует обратить на первое из них. В данном случае это упражнение 55. Учащимся следует выбрать самую естественную реплику на предлагаемую фразу. При этом кажется, что все четыре реплики подходят для ответа-реакции. Но это лишь на первый взгляд. Разберём для примера первую ситуацию. Первоначальная фраза You’ve eaten my piece of cake, скорее всего, предполагает ответреакцию под буквой с) — Sorry (Извините). То, что предлагается учащимся под буквой d) — Pardon, — это тоже как бы извинение, однако в речи pardon звучит обычно в случаях, когда один из говорящих не расслышал слова собеседника и хочет что-либо уточнить. Вариант под буквой а) — My dear!, безусловно, не может быть подходящим, так как представляет собой типичное обращение, но очень похоже на реплику Oh dear!, обычно выражающую удивление. Реплика What a shame! (Как не стыдно! (BrE), Как жаль! (AmE) вряд ли может быть выбрана в качестве ответа, даже если съевшему торт стыдно, потому что прежде всего следует извиниться за неблаговидный поступок.

Как и в предыдущих УМК, самой последней частью блока является проектное задание. В данном случае учащимся предлагается найти информацию о жизни и деятельности одного из известных британских художников и подготовить сообщение о его жизни и творчестве. При этом необходимым условием является наличие репродукций, которые могут служить в качестве иллюстраций во время выступления. Повсеместное использование компьютерных технологий поможет сопроводить сообщение красочной и информативной презентацией.

Если учителям потребуется та или иная информация о жизни и творчестве упоминающихся на страницах учебника художниках, то частично они могут найти её в разделе Справочный материал, который находится в конце книги для учителя (см. с. 114).


1 Подробно использование данной категории освещалось в УМК-7.






Для любых предложений по сайту: [email protected]