ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УМК ДЛЯ 2 КЛАССА

Английский язык 2 класс - Книга для учителя - 2016 год

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УМК ДЛЯ 2 КЛАССА

Политические, социально-экономические и культурные преобразования в России существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Из предмета второстепенного он становится в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. Всё больше и больше требуется людей, владеющих иностранным языком как средством общения. А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку в разных типах общеобразовательных организаций.

Так, согласно Примерной программе по иностранному языку целью обучения в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, т. е. способности и готовности младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника1.

Учёные-методисты справедливо считают, что обучение на современном этапе — это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития учащихся. Основная цель, которую должна преследовать современная школа, — это развитие способности думать. Ещё Л. Пастер (1822—1895) сказал: “Из всех народов первым всегда будет тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности”.

Следуя положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, материал данного учебника вносит свой вклад в достижение обозначенных целей.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик учащихся, т. е. готовности и способности к саморазвитию. Реализация этих характеристик произойдёт при выполнении многих творческих заданий в учебном материале учебника, способствующих выражению индивидуально-личностных позиций.

Через коммуникативную цель достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Таким образом, иностранному языку принадлежит важная роль в решении основной задачи школы — развитии и формировании личности школьника, личности самостоятельной и ответственной за свои поступки, за результаты обучения. Для этого в рабочей тетради учащимся даётся возможность самим оценить свои успехи (родители также могут оценить работу своих детей).

“Иностранный язык”, как никакой другой учебный предмет, обеспечивает достижение метапредметных результатов в образовании, включающих освоение познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий. Коммуникативная направленность позиционируется как первое, непременное условие работы с УМК для 2 класса. Таким образом, в процессе обучения формируется уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, а находить выход из спорных ситуаций. Это подкрепляется учебным материалом (вежливые формы общения, выражения согласия и несогласия, различные подстановочные таблицы, диалоги, стихотворения на соответствующие темы).

Умение вести диалоги вырабатывает этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам собеседника. При обучении активно используются аудиосредства и средства наглядности.

Использование в учебнике информации о России и её культуре также способствует формированию этнической и национальной принадлежности.

“Иностранный язык”, как никакой другой учебный предмет, использует знания, приобретённые в других базовых дисциплинах. Так, в дополнение к учебному материалу широко используются знания о Великобритании, её музыкальной культуре, поэзии, культуре поведения, которые учащиеся приобрели на уроках музыки, чтения, окружающего мира. Это, в свою очередь, способствует активной деятельности при создании разнообразных проектов, творчески обогащая учащихся.

Новые задачи, стоящие перед школой в целом и предметом “Иностранный язык”, должен решать новый учитель, который активно владеет современными методами обучения, нацеленными на оптимизацию учебного процесса. Одной из главных характеристик нового учителя является его методическая грамотность. Он должен использовать современную методику обучения иностранному языку, интерактивные формы обучения и впитывать в себя всё целесообразное и ценное, что накапливается передовой наукой, отечественной и зарубежной практикой.

Во втором классе (первый год обучения) начинаются обучение английскому языку и процесс воспитания и развития учеников средствами этого языка. Очень важно, чтобы это начало шло в русле современной методики.

Разные УМК основываются на разных принципах, теоретических положениях, которые определяют стратегию и тактику обучения языку в каждой точке учебного процесса.

Учитель, начинающий работать по УМК для 2 класса, прежде всего должен познакомиться с теми теоретическими положениями, которые лежат в его основе. Только в случае если учитель согласен с теоретическими положениями авторов, он останавливает свой выбор на данном УМК. Разумеется, каждый учитель, исходя из особенностей и возможностей учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения английскому языку. Но творить он должен внутри системы, не нарушая её принципов.

Мы настоятельно рекомендуем не пропускать отдельные разделы учебника и не заменять их другими материалами. Сначала постарайтесь тщательно проработать весь УМК, а затем, если останется время, приступайте к работе по следующему учебнику этой системы (для следующего класса) или включайте дополнительный материал, что можно только приветствовать.

Это положение высказывается в связи с тем, что внутри комплекта предусматривается большая повторяемость, а главное — связь материала. И если что-то будет пропущено, учащиеся, да и учитель тоже, встретятся в дальнейшем с дополнительными трудностями.

На первом году обучения начинается коммуникативно-речевое развитие учащихся. Они должны будут научиться понимать иностранную речь — сначала речь учителя, а потом и записи аудиокурса, таким образом овладевая устной формой общения.

В этом возрасте учащиеся легко воспринимают услышанное и при методически правильной организации обучения быстро усваивают не только отдельные слова, но и целые речевые цепи. Первые успешные шаги создают более высокую мотивацию к изучению английского языка.

Необходимо объяснить учащимся, как работать с аудиокурсом, и убедить их в необходимости ежедневной систематической работы с ним, поскольку это помогает создать языковую среду, которой ребёнок лишён в других условиях.

Начиная прямо с первого урока и далее учитель должен контролировать работу учащихся с аудиокурсом дома, предварительно научив их работать с этим пособием самостоятельно, т. е. уметь в нужном темпе правильно имитировать речь диктора.

Обязательно нужно провести “экскурсию” по учебнику и рассказать о том, как с ним работать, чтобы добиться хороших результатов, а также объяснить, что рабочую тетрадь учащиеся начнут использовать только с 5 урока и что выполнять задания в ней нужно ежедневно, а не накануне.

Обучение ведётся по следующим учебным ситуациям:

• Давайте познакомимся

• Семья

• Мир моих увлечений

• What Do You Want to Be?

• Sport

• World Around Me

• We Read Fairy Tales

• Daily Life

Единицей учебника является урок. Всего в учебнике 97 уроков (включая резервные уроки и уроки повторения). Также имеется раздел “Проверь себя” (Test Yourself). В зависимости от особенностей группы материал раздела “Проверь себя” можно прорабатывать в классе или задавать его в качестве самостоятельной работы на дом. В Приложениях 1, 2, 3 в конце первой части учебника на выбор учителя предлагаются варианты таких заданий на самопроверку разной степени сложности.

В самом начале обучения английскому языку необходимо заложить прочные основы правильного произношения и самостоятельной работы учащихся с языком. Ведь хорошо известно, что “иностранному языку нельзя научить — ему можно только научиться”. Отсюда ясно, что с первых уроков необходимо научить каждого ученика работать самостоятельно, в меру своих сил и возможностей, особенно с аудиокурсом. А это требует достаточно большого количества времени и огромного внимания и терпения как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

В процессе обучения английскому языку детей младшего школьного возраста огромную роль приобретает игра. Чем больше игр, игровых приёмов, разнообразных средств наглядности (картинок, игрушек, пальчиковых кукол и т. д.) использует учитель, тем интереснее детям учиться, тем прочнее усваивается материал. Помощь учителю в приготовлении и сборе такого материала могут оказать как сами дети и их родители, так и актив кабинета иностранных языков в школе.

Успех обучения и отношение учеников к предмету во многом будут зависеть от того, насколько интересно и эмоционально учитель проведёт первый урок. Первый урок можно начать с приветствия на английском языке и беседы о родном и иностранных языках. Учитель выясняет, что дети знают об иностранных языках, в каких странах говорят на английском языке. Он подводит их к пониманию того, как интересно и важно в наше время знать иностранный язык, и особенно английский.

Чтобы стимулировать интерес учащихся, можно предложить им прослушать английскую песенку, стихотворение, диалог или сказать несколько фраз на английском языке, содержание которых может быть понятно по догадке. Следует обратить внимание учащихся на отличие английского языка от родного, на его особенности. В частности на то, что долгота и краткость гласных могут изменить значение слова (sheep — ship); что в английском языке есть звуки, которых нет в родном ([θ, δ, w]); что интонация в английском языке может изменить значение сказанного.

После вводной беседы учитель приступает к выполнению практической задачи первого урока — научить учеников представляться (I am ... ) и понимать приветствие (Hi!) и прощание (Bye!). Сначала учитель работает со структурой “понимание с голоса”, а затем приступает к выполнению упражнений.

Помимо указанных в учебнике упражнений, учитель использует по своему усмотрению и другие формы работы. Затем подробно объясняет первое домашнее задание. Если учитель работает в режиме, представленном в учебнике, то тратить время на запись учениками домашних заданий не нужно.

Начиная с пятого урока учащиеся знакомятся с английским алфавитом. Они должны научиться называть буквы, читать их в транскрипции, произносить звуки, которые они передают, а также писать их в полупечатном варианте в рабочей тетради. Полупечатный шрифт помогает в обучении чтению, которое начинается по мере знакомства с буквами. Им широко пользуются многие люди, владеющие английским языком. Как показала практика, учащиеся начальных классов значительно легче овладевают этим видом шрифта.

Во всех уроках учебника упражнения представлены в той последовательности, в которой их надо выполнять учащимся под руководством учителя.

Формулировки упражнений в учебнике даны на русском языке. Однако урок учитель ведёт только на английском языке, постепенно приучая детей понимать его речь без перевода, используя жесты, мимику.

Если после тщательной отработки всех упражнений из учебника у учителя останется время, можно использовать дополнительно игры, считалочки, стишки, песенки и т. д. (см. Приложение 1).


1См.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2011.






Для любых предложений по сайту: [email protected]